Почему мы делаем зло вместо добра?
Потому что он горд, гордость искажает человеческое видение. Человек думает: «Если я буду властвовать, делать что хочу, от этого я получу удовольствие».
На самом деле – нет. В какой-то миг – да, а в дальнейшем – разочарование и желание ещё, ещё и ещё идти по пути зла.
Господь против этого говорит: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).
Этому нужно научиться, чтобы чему-то научиться – а христианская жизнь уподобляется cвятыми Отцами науке и искусству, – нужно очень много упражняться. Любое мастерство в любой области требует упражнения.
Мы сталкиваемся с какой-то ситуацией и начинаем злиться, приходить в гнев. Нам надо научиться поступать не по гневу, который в нас, а по кротости, к которой зовёт нас Христос.
Кротость – это незлобие.
Для начала самое простое: в гневе нужно молчать, пока он не утихнет.
Второе упражнение: в гневе нужно не только молчать, но ещё молиться, пока гнев не уйдёт.
И третье упражнение – это поступать против гнева.
Вот гнев велит мне сделать то-то и то-то с обидчиком, а кротость говорит о другом.
Господь говорит: «Благословляйте проклинающих вас и добро творите творящим вам напасти».
Но это уже сложно, для начала надо в гневе обуздать язык свой, потом чувства, а уже потом приступать к таким сложным упражнениям.
Но если мы этим серьёзно займёмся, а лучше б это с детства, после того как отец с матерью этому научат, а ещё лучше – покажут, как это бывает, тогда будет результат. Чем раньше человек начинает, тем, конечно, эффект больше. Потому что очень много людей слишком поздно начинают, душа уже не гибкая, она закостенела в грехе, и приходится в грехе этом и умирать.
А гнев – это весьма не безобидная вещь. Некоторые сочинили – народ у нас творческий – всякие отговорки: а я, говорит, отходчивый.
Вот сегодня утром у нас в Москве тут, в Хорошёве, так и случилось: поспорили, эти достали пистолеты, этот – пистолет. Убил и уехал. Домой пришёл, пистолет почистил, спрятал – и отошёл. Очень отходчивый.
А что там с тем случилось, и что он такой нервный, что с утра палить начал?.. Из-за пустяшной ссоры обрывается молодая жизнь.
Гнев не творит правды Божией.
Вместо того чтобы бороться с грехом, человек борется с тем, что гнев вызывает. Некоторые люди ещё в древности думали: а я уйду от людей, поселюсь в пустыне, найду себе пещеру или построю келейку, и буду там жить. Никто не будет меня раздражать, и я потихонечку избавлюсь от гнева, от других грехов.
И чем же это кончалось? Человек покидал эту келью, он злился на насекомых, на шум ветвей, на колотящий по крыше дождь. Он злился на то, что ему мерещилось в углу, и кидал туда всякие предметы и глиняную посуду. Он злился на самого себя. Некоторые кончали с собой.
Почему? Потому что, если ты хочешь победить гнев, нужно бороться против гнева, а не против источника гнева.
Потому что провокации всё время: то снег в лицо, то солнце заставляет щуриться, всё время какие-то проблемы. Но раздражение – а это первая стадия гнева – сидит внутри человека, и нужно подвизаться против него, упражняясь в кротости и смирении.
Поэтому и старая латинская пословица гласит: «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав».
Не бывает, чтобы человек был в гневе и был прав. Даже если причина вполне солидная и уважительная. Сам гнев ничем не оправдан, потому что это состояние души, которое именуется смертным грехом, и в этом состоянии человек не творит правды Божией.
Его реакция на даже совершенно беспардонное событие будет диктоваться уже не здравым смыслом, а гневом, что весьма печально.
Димитрий Смирнов
На самом деле – нет. В какой-то миг – да, а в дальнейшем – разочарование и желание ещё, ещё и ещё идти по пути зла.
Господь против этого говорит: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).
Этому нужно научиться, чтобы чему-то научиться – а христианская жизнь уподобляется cвятыми Отцами науке и искусству, – нужно очень много упражняться. Любое мастерство в любой области требует упражнения.
Мы сталкиваемся с какой-то ситуацией и начинаем злиться, приходить в гнев. Нам надо научиться поступать не по гневу, который в нас, а по кротости, к которой зовёт нас Христос.
Кротость – это незлобие.
Для начала самое простое: в гневе нужно молчать, пока он не утихнет.
Второе упражнение: в гневе нужно не только молчать, но ещё молиться, пока гнев не уйдёт.
И третье упражнение – это поступать против гнева.
Вот гнев велит мне сделать то-то и то-то с обидчиком, а кротость говорит о другом.
Господь говорит: «Благословляйте проклинающих вас и добро творите творящим вам напасти».
Но это уже сложно, для начала надо в гневе обуздать язык свой, потом чувства, а уже потом приступать к таким сложным упражнениям.
Но если мы этим серьёзно займёмся, а лучше б это с детства, после того как отец с матерью этому научат, а ещё лучше – покажут, как это бывает, тогда будет результат. Чем раньше человек начинает, тем, конечно, эффект больше. Потому что очень много людей слишком поздно начинают, душа уже не гибкая, она закостенела в грехе, и приходится в грехе этом и умирать.
А гнев – это весьма не безобидная вещь. Некоторые сочинили – народ у нас творческий – всякие отговорки: а я, говорит, отходчивый.
Вот сегодня утром у нас в Москве тут, в Хорошёве, так и случилось: поспорили, эти достали пистолеты, этот – пистолет. Убил и уехал. Домой пришёл, пистолет почистил, спрятал – и отошёл. Очень отходчивый.
А что там с тем случилось, и что он такой нервный, что с утра палить начал?.. Из-за пустяшной ссоры обрывается молодая жизнь.
Гнев не творит правды Божией.
Вместо того чтобы бороться с грехом, человек борется с тем, что гнев вызывает. Некоторые люди ещё в древности думали: а я уйду от людей, поселюсь в пустыне, найду себе пещеру или построю келейку, и буду там жить. Никто не будет меня раздражать, и я потихонечку избавлюсь от гнева, от других грехов.
И чем же это кончалось? Человек покидал эту келью, он злился на насекомых, на шум ветвей, на колотящий по крыше дождь. Он злился на то, что ему мерещилось в углу, и кидал туда всякие предметы и глиняную посуду. Он злился на самого себя. Некоторые кончали с собой.
Почему? Потому что, если ты хочешь победить гнев, нужно бороться против гнева, а не против источника гнева.
Потому что провокации всё время: то снег в лицо, то солнце заставляет щуриться, всё время какие-то проблемы. Но раздражение – а это первая стадия гнева – сидит внутри человека, и нужно подвизаться против него, упражняясь в кротости и смирении.
Поэтому и старая латинская пословица гласит: «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав».
Не бывает, чтобы человек был в гневе и был прав. Даже если причина вполне солидная и уважительная. Сам гнев ничем не оправдан, потому что это состояние души, которое именуется смертным грехом, и в этом состоянии человек не творит правды Божией.
Его реакция на даже совершенно беспардонное событие будет диктоваться уже не здравым смыслом, а гневом, что весьма печально.
Димитрий Смирнов
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.