Как самореализуются верующие люди

Письмо читателя: «Здравствуйте. Уже 8 лет с супругой и дочкой живем с родителями. Чтобы как-то выйти из трудной материальной ситуации и заиметь собственное жилье, начал искать дополнительные заработки и читать книги по финансовой психологии. Скажите, нормальное ли это желание для христианина — обеспечить свою семью, думать больше о деньгах и желать собственной реализации, своего бизнеса или это служение мамоне?
Как определить грань? В этих книгах написано: чтобы разбогатеть, нужно страстно этого желать, а христианство предлагает смириться и принимать все как есть. Спасибо».
Роман
Об этом мы беседуем со священником Стефаном Домусчи, кандидатом богословия и философских наук.


Иерей Стефан ДОМУСЧИ
Отец Стефан, насколько желание самореализоваться «законно» с точки зрения православия?
Хотеть самореализации православному человеку не только «законно», но и естественно. Верующий человек просто обязан к ней стремиться. Только самореализацию он должен понимать по-христиански.
Что это значит?
Основной вопрос: что люди считают смыслом своей жизни, своей реализации? Традиционно под самореализацией понимают раскрытие и реализацию своих способностей, всего, что тебе дано. Вот только цели этой реализации у всех разные. У одних — это слава, власть, почет, богатство. А какой должна быть цель православного человека? С церковной точки зрения человек должен реализовывать себя — чем бы он ни занимался — через любые свои поступки, дела, взаимоотношения с другими людьми. В том числе и на работе. Главное, чтобы ваша деятельность отвечала представлениям о христианской нравственности, и вы отдавали себе отчет в том, что и для чего вы делаете.
Скажем, может ли христианин хотеть стать начальником? Может, если он чувствует в себе призвание, ресурс к тому, чтобы на этом посту сделать что-то доброе. Например, все у него в руках спорится, он знает, как реализовать данный проект, так пусть занимает руководящую должность — почему нет? Здесь важна мотивация: не власть сама по себе, а принесение пользы и сотворение блага.
Есть молитва перед началом всякого дела — ее можно найти в каждом православном молитвослове: «Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело во славу Твою». А молебен на начало всякого доброго дела служат не только перед тем, как заняться чем-то очевидно богоугодным, но и при организации шиномонтажной мастерской, например.
И как шиномонтаж может служить к славе Божией?
В Писании о славе Божьей говорится: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). И если повар, врач, сотрудник шиномонтажа и т. д. делают свою работу хорошо, честно, правильно и являются при этом христианами, они это делают во славу Божию.

Раз Бог сотворил нас свободными и, воплотившись, дал ориентир — уподобиться Ему, мы должны ежедневно в отведенный нам срок жизни поступать так, как поступал бы Он. Вот в этом постоянном выборе в пользу добра и заключается самореализация христианина.
Но у человека может появиться естественный азарт в профессии, желание продвигаться по карьерной лестнице и больше получать. Это плохо?
Нет. Получать за свой труд деньги — это нормально. Но важно стремиться не к финансовым высотам, а к высотам качества, ощутимому результату, несущему благо другим. Вот в чем смысл.
Тут надо понимать, для чего человек хочет стать топ-менеджером. Чтобы купить себе дорогую машину? Подняться на более высокую ступеньку социальной лестницы? Или чтобы реализовать свои способности руководителя и послужить на этом посту людям? Главное, везде знать меру. Слушайте, что вам говорит ваша совесть.
А как быть с популярными книгами по финансовой психологии и с различными методиками, вроде: «одевайся как успешный, думай как богатый»?
Христос говорит: стремись к Царствию Божиему, а остальное тебе приложится. И если человек ставит целью исключительно зарабатывание денег, он прямо противоречит призыву Христа не собирать себе сокровищ на земле.
Если же ваше стремление к добру совпало с тем, что вы разбогатели, вы с чистой совестью можете, например, позволить себе отдых чуть более затратный, чем обычно, не забывая при этом, что деньги, которые послал вам Бог, Он посылает в том числе и для того, чтобы вы могли помогать тем, у кого их нет.
Что касается популярных психологических методик достижения богатства, то, с христианской точки зрения все они несостоятельны.
В каком смысле несостоятельны? Они не работают? Или работают так, что лучше держаться от них подальше?
Я говорю про те методики, которые предлагают достичь богатства, «изменив сознание», перестав ощущать себя бедным. Они строятся на попытке подражать мышлению богатого человека. То, что абсолютному большинству они попросту не помогут, — это полбеды. Но часто такие практики нацелены на «привлечение» богатства оккультными способами, а это уже по-настоящему опасно.

Другое дело, если вы мечтаете не «поменять сознание» и не «открыть в себе сверхспособности», а как взрослый и ответственный человек осознать свою мотивацию (например, желание заработать больше денег для покупки квартиры), понять, что психологически мешает этому желанию осуществиться и проработать эти проблемы: заняться финансовой грамотностью, научиться вести переговоры, стать решительным, инициативным. В этом ничего предосудительного быть не может. Но повторю, тут главный вопрос — в чем цель: если методика учит тебя общаться с людьми, выстраивать отношения — это одно, а если ориентирует на богатство как на самоцель — это другое.
И все же все эти схемы имеют одно слабое место — все они игнорируют Бога.
То есть, если доверять не модным теориям достижение успеха, а Богу, это непременно приведет к благополучию?
Сначала определитесь: что вам нужно от Бога — деньги или спасение? Мы все-таки полагаемся на Бога, когда думаем о спасении, а не о том, что Он закутает нас в шелка. Именно в спасении в вечности, а не в какой-то удаче в земной жизни — предел благополучия для христианина. А вот вести к спасению Он нас может по-разному: кого-то испытанием бедностью, кого-то — богатством.
Вы спросите: неужели все, что остается людям с зарплатой в 15 тысяч, — это сжать зубы и терпеть? Ответ дает Иоанн Златоуст. Он говорит: делай дело Божье, а Бог сделает твое.
Это не значит, что Бог все сделает за вас. Работайте, трудитесь и делайте все, что в ваших силах, во имя Его, по совести, и Он поддержит вас во всем.
Но будьте рассудительны: оцените свои силы, не превращайте свою жизнь в ад, где вы из последних сил тянете лямку, а семья все равно мучается, потому что вы купили в кредит дорогую квартиру, а теперь не знаете, как погасить долг.
Другими словами, христианский путь к лучшей жизни — это адекватно оценить свои силы, самому стремиться к желаемому и молиться Богу, чтобы Он устроил эту жизнь наилучшим для вас образом, доверять Ему в этом. И если вы готовы принять это и не заглядывать в зубы дареному коню, то будете счастливы.
Да, это не значит, что все мы будем жить как цари — роскошных палат нам никто не обещает, иначе это было бы похоже на рыночные отношения: «Я Тебе, Господи, стремление в Царство Твое, а Ты мне — квартиру». Нет, это работает не так.
«Что у тебя есть? Что надо, то и есть. А что тебе надо? А вот что есть, то и надо» — этими словами из одного кинофильма можно описать в том числе и христианское отношение к мирским благам. Конечно, это сложно, когда вокруг процветает культ богатства и роскоши: вы чувствуете себя несчастным, обиженным от того, что у вас чего-то нет… И вот здесь-то как раз и надо изменить сознание: мы не должны бежать за современной философией богатства и подстраивать под нее богословие.
Так что же ответить Роману? Когда на жизнь едва хватает и приходится постоянно себя в чем-то ужимать, хотеть жить лучше — грех?
Нет. Но хотеть жить лучше, желать достойного жилища и стараться заработать на него — это совсем не то же самое, что написано в книжках по финансовой психологии. Да и подходить к решению этого вопроса можно по-разному. К примеру, у нас в России люди стремятся непременно купить квартиру, а на Западе многие всю жизнь снимают жилье и считают это нормой.
Просто не перегибайте палку — старайтесь обеспечить свою семью, но полагайтесь в этом на Бога, а не на симпатическую магию. Думать о деньгах, уметь распределять бюджет, откладывать, разбираться в экономических процессах — нормально, это часть жизни. Но относиться к деньгам как к высшему благу, менять мировоззрение ради достижения богатства — это значит действительно служить мамоне, а не Христу.

Беседовала Анастасия Бавинова
« Нравственный выбор
Что значит «Господи, помилуй»? »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.