День, прожитый не напрасно
«…Долго собиралась сходить в церковь, но как-то всё не получалось. А тут вдруг получилось – сходила. И плакала потом горькими слезами от обиды и досады. Спросить ничего нельзя, старухи злые, туда не встань, отсюда уйди. Что, я виновата, что ничего не знаю?» Этот отрывок из письма напомнил мне слово проповеди одного московского священника: «Прошу вас, никогда ни о чём не спрашивайте в церкви старушек, они сами бывшие комсомолки и сами ничего не знают».
Действительно, моя собственная практика, не такая большая как хотелось бы, убеждает – прав московский батюшка. Ставишь свечку, а чтобы прочнее стояла она в ячейке на подсвечнике, слегка оплавишь её нижний конец. Подойдёт неприветливая бабуля, платок на самых глазах, взгляд из-под платка колючий, вырвет свечку и пробормочет неприветливо: «Что делаешь? Нельзя низ свечки подпалять, грех…» Или насчёт левой руки уличит: «Левой рукой свечку?! Ты что, с ума сошла?»
Помню, одна бабулька, едва зайдя в храм, во всеуслышание отчитала молоденькую девочку без платка, а через пару минут напала на пожилую женщину, дескать, место это для мужчин, не стой тут. Ой, как понятна
полученная в церкви обида, как долго не забывается она, и ноги никак не хотят свернуть второй раз на дорожку, ведущую к храму. Но мы должны понимать, что в каждом месте есть свои, если не законы, то хотя бы правила, которые нужно выполнять, и такие правила есть и в церковной «науке». Лучше выучить их накануне, чтобы самому, без лишней опеки и нравоучений ориентироваться под сводами православного храма. А я в свою очередь, постараюсь помочь вам своими советами.
Приходите в храм пораньше, минут за двадцать до начала службы. Тогда вы и встанете поближе, и время будет приобрести свечи. Надо ли их обязательно покупать? Конечно, к вам никто не подойдёт и не потребует этого, но свеча – малая жертва на храм, и каждая наша лепта с благодарностью принимается Богом. А потом, раз уж пришли в церковь, как не поставить свечу перед святыми иконами, как не помолиться и не попросить… С маленькой восковой свечечки и начинается наше практическое христианство и наша благотворительность.
Хорошо бы одну свечу сразу поставить к праздничной иконе. Она всегда – посреди церкви на аналое (четырёхугольном столике с пологой доской). Икона того праздника, который сегодня отмечается. Праздников много, иконы на аналое постоянно меняются. Иногда стоите в храме, а сзади протягивают вам свечку с просьбой передать к празднику. Теперь знаем: это в центр храма, к аналою. Свечи можно поставить к образу Спасителя и Богородицы. В каждом храме есть такие иконы. К иконам мы ставим свечи о здравии наших родных.
Кроме Спасителя и Пречистой Его Матери, на иконах изображаются святые. Им мы тоже молимся о здравии. Святых в Русской Православной Церкви много, и каждый имеет свой дар, свою особенность.
Николай Угодник (он же Чудотворец). Ему обычно молятся о путешествующих. Целитель Пантелеимон – его способность исцелять наши недуги известна хорошо. Иоанн Креститель (Предтеча). После молитвы ему проходит головная боль. Сергий Радонежский – помогает в учёбе. Иоанн Златоуст утешает в отчаянии. Георгий Победоносец – охраняет жизнь воинов на поле брани. Священномученик Киприан и мученица Иустиния спасают от колдунов, экстрасенсов и прочей тёмной силы.
Теперь перед иконами затеплились наши свечи. Пришло время подойти к месту в храме, которое называется канун (прямоугольный подсвечник с Распятием). Именно сюда ставятся свечи об упокоении наших близких. Вам не повезло: в подсвечнике нет свободного места, и вы растерянно держите свечу в руках. Ничего страшного: положите её аккуратно на подсвечник, служитель, спустя время, поставит её в освободившуюся лунку. Ставить свечу только правой рукой? Если она вдруг потухла, жди несчастья? Опалять нижний край её – смертный грех? Всё это околоцерковная чушь и никакого отношения к правде не имеет.
Свечи поставили, а служба ещё не началась. Как хорошо, что мы пришли пораньше, у нас есть время подать поминальную записку. В каждом храме есть так называемый свечной ящик. Там продают свечи и там же принимаются записки. Обычно где-то неподалёку есть стол, на нём карандаши, листочки бумаги. Спокойно, не торопясь, разборчиво напишите записку. Записки бывают о здравии и об упокоении. Имена в них пишутся в родительном падеже – Георгия, Марии и т. д. Если имя светское, в записке надо писать церковное: не Юрия, а Георгия, не Артёма, а Артемия. Ребёнок до семи лет называется младенцем (младенца Павла), а после семи до пятнадцати – отроком или отроковицей. Ни фамилии, ни отчества, ни титулы, ни профессии в записках не пишутся, а вот «воина», «монаха», «болящего», «путешествующего» добавить надо. Если записка об упокоении, до сорока дней пишется «новопреставленного», если в этот день у усопшего памятная дата (именины, день рождения), пишем – приснопамятного. Так же пишем – убиенного. Не пишутся в записках самоубийцы. Не подаём записки за святых. Мы просим их молитв, они за нас молятся, а не мы за них. Записки подаются только за крещёных, за некрещёных людей церковь не молится.
Но вот и свечи затеплены, и записки поданы. Начинается служба. Осеним себя крестным знамением и встанем – справа мужчины, слева женщины. Такой порядок, и если муж с женой пришли на службу, придётся ненадолго разлучиться. Давайте вспомним как креститься. Не торопитесь махать руками – знаем, знаем, не случайно батюшки в проповедях часто рассказывают, как следует правильно осенять себя крестом, и напоминают слова Евангелия от Луки: «Верный в малом и во многом верен». Сложенные вместе три первых пальца правой руки символизируют единство Троицы. Два других мы плотно пригибаем к ладони (символ двух природ, Божественной и человеческой Иисуса Христа). Сложенными перстами сначала касаемся лба (для освящения ума), затем чрева (для освящения чувств), потом правого плеча и левого (для освящения телесных сил). Перекрестились. Теперь небольшой поклон. Почему? Мы изобразили на себе крест, теперь ему поклоняемся.
Кстати, обратите внимание, какого цвета сегодня облачения у священнослужителей. Все цвета радуги в их гамме. В белом служат батюшки на Рождество, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение, Пасхальная утреня тоже начинается в белом. Это символ Божественногонетварного света. В красном служат на Пасху и до Вознесения. Красный цвет – символ Божией любви к человеческому роду. Но это ещё и цвет крови, поэтому в красных облачениях проходят службы в честь мучеников. Жёлтый (золотой, оранжевый) – цвет славы, величия, достоинства. В воскресные дни, в дни Господа — Царя Славы, служба проходит в жёлтых облачениях, а также в дни памяти пророков, апостолов, святителей. В зелёном служат на Троицу и в Вербное воскресенье. А вот если праздник Богородицы – Рождество Её, Успение – тогда в голубом. Цвет неба. Он соответствует учению о Божией Матери, вместившей в Себя Небожителя. Ну а в дни Великого Поста, конечно же, в чёрном. Цвет плача и покаяния, отречения от мирской суеты. Вот так, только по цвету облачений священников, можно определить, какой
сегодня праздник. Но лучше приобрести церковный календарь, где указаны все праздники, дни постов, месяцеслов, словарь имён и многое другое.
Бывает, по сложившимся обстоятельствам, нам надо подойти к батюшке и решить с ним какую-то проблему – уточнить день именин, пригласить на освящение дома, спросить что-то богословское… Как обратиться к нему? Ведь наше светское обращение «господин» или «товарищ» не подходит. Да и к стоящей за свечным ящиком женщине тоже надо как-то обратиться. Ничего хитрого здесь нет. Христиане – одна семья, а в семье все друг другу родные, поэтому наилучшее обращение к мирянам – брат и сестра, а если женщина пожилая или жена батюшки, то матушка. А вот священник – батюшка или отец. Но если отец – добавляем имя – отец Петр, отец Иоанн. К диакону обращаемся – отец диакон, к настоятелю храма или монастыря – отец настоятель. Иногда говорят – святой отец. Не надо бы, ведь святость человека познаётся только после его смерти.
Некоторые «новички» наблюдают, как в храме к батюшке подходит то один прихожанин, то другой, складывают руки… а сами подойти боятся, конфузятся, вдруг что-то не так, вдруг заругают. Это благословение. И подходить под благословение для всех нас – существенная духовная поддержка. Опять же, нет здесь ничего мудрёного. Благословение имеет несколько значений. Первое – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные у него благословляются. Для этого кисти рук нужно сложить вместе ладонями вверх, правую поверх левой, принять в них благословляющую руку и поцеловать (облобызать) её в знак почтения к священному сану. Можно ли подойти к батюшке под благословение вне храма, на улице, в гостях? Можно. Приветствие – это лишь одно значение благословения, второе – разрешение, дозволение, напутствие. Вот условное обращение: «Батюшка, благословите» и дальше уже изложить саму просьбу.
Пока стоим на службе, тоже получаем благословение. Каждое утро, взойдя на солею, небольшое возвышение перед иконостасом, священник возглашает: «Благословение Господне на вас…» или произносит: «Мир всем!» В ответ мы смиренно преклоняем головы, а вот рук не складываем, ведь батюшки рядом нет.
Закончилась служба. Всем, кто подавал записки, можно опять подойти к свечному ящику и получить просфору – белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Просфора – слово греческое, означает оно «приношение». Был обычай у первых христиан – приносить из дома хлеб для совершения таинства Причастия. Сейчас просфоры пекут в пекарнях при храмах. Во время Литургии из просфор вынимаются частицы в память тех, кого мы поминаем в своих записках, и после того, как частицы вынуты, просфора возвращается к нам. Это святой хлеб и вкушать его надо натощак, со святой водой и молитвой. Вот текст такой молитвы: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
После утренней службы в храмах служатся молебны. Что такое молебен? Краткая молитва о конкретных наших нуждах. «Коротенько да горяченько», – учил нас преподобный Амвросий Оптинский. Вот как раз на молебне и помолимся… Заболели? Помолимся о недужных. Задумали важное дело? Попросим помощи Божией. Отправляемся в путь? Есть напутственный молебен. Заказать молебен можно всё за тем же свечным ящиком, где мы покупали свечи и оставляли записки. Надо только указать имя того, за кого молебен совершается. Существует такая практика: закажут молебен и уходят домой. Конечно же, лучше остаться и помолиться вместе со священником.
Есть ещё молебны и общенародные. Церковь молится при ненастье или при засухе, есть новогодний молебен, есть молебен от нечистых духов, есть от недуга пьянства. Но особенно надо помнить о благодарственных молебнах. Помог Господь, выбери время, приди в храм, отслужи молебен, поблагодари. Детей приучить неплохо: сдал экзамен в школе, давай сходим, закажем молебен, например, преподобному Сергию Радонежскому, он ведь у нас помогает в учении…
День, когда мы были в храме, не напрасно прожитый день. Мы поминаем родных и близких, участвуем в богослужении, молимся за тех, кому плохо, и благодарим за Божию милость. Мы учимся смиряться и быть лучше, учимся каяться и радоваться, терпеть и ликовать. И не надо растерянно смотреть по сторонам, конфузиться и тем более гневаться, если вдруг что-то сделали не так и получили за это «не так» сверх меры. Давайте будем стараться на лучших образцах привередливых «бывших комсомолок» сносить чужую брань и чужую невоспитанность. Но можно и совсем с другого бока посмотреть. Разве заслуживаем мы почтительного поклона и распростёртых объятий, если, почти прожив жизнь, всё как-то не удосужились одолеть простую церковную «таблицу умножения», потратив пропасть сил и пропасть времени на одоление высшей математики нашего суетного бытия, её хитроумных логарифмов и утомительного извлечения корней?
Наталия Сухинина
Действительно, моя собственная практика, не такая большая как хотелось бы, убеждает – прав московский батюшка. Ставишь свечку, а чтобы прочнее стояла она в ячейке на подсвечнике, слегка оплавишь её нижний конец. Подойдёт неприветливая бабуля, платок на самых глазах, взгляд из-под платка колючий, вырвет свечку и пробормочет неприветливо: «Что делаешь? Нельзя низ свечки подпалять, грех…» Или насчёт левой руки уличит: «Левой рукой свечку?! Ты что, с ума сошла?»
Помню, одна бабулька, едва зайдя в храм, во всеуслышание отчитала молоденькую девочку без платка, а через пару минут напала на пожилую женщину, дескать, место это для мужчин, не стой тут. Ой, как понятна
полученная в церкви обида, как долго не забывается она, и ноги никак не хотят свернуть второй раз на дорожку, ведущую к храму. Но мы должны понимать, что в каждом месте есть свои, если не законы, то хотя бы правила, которые нужно выполнять, и такие правила есть и в церковной «науке». Лучше выучить их накануне, чтобы самому, без лишней опеки и нравоучений ориентироваться под сводами православного храма. А я в свою очередь, постараюсь помочь вам своими советами.
Приходите в храм пораньше, минут за двадцать до начала службы. Тогда вы и встанете поближе, и время будет приобрести свечи. Надо ли их обязательно покупать? Конечно, к вам никто не подойдёт и не потребует этого, но свеча – малая жертва на храм, и каждая наша лепта с благодарностью принимается Богом. А потом, раз уж пришли в церковь, как не поставить свечу перед святыми иконами, как не помолиться и не попросить… С маленькой восковой свечечки и начинается наше практическое христианство и наша благотворительность.
Хорошо бы одну свечу сразу поставить к праздничной иконе. Она всегда – посреди церкви на аналое (четырёхугольном столике с пологой доской). Икона того праздника, который сегодня отмечается. Праздников много, иконы на аналое постоянно меняются. Иногда стоите в храме, а сзади протягивают вам свечку с просьбой передать к празднику. Теперь знаем: это в центр храма, к аналою. Свечи можно поставить к образу Спасителя и Богородицы. В каждом храме есть такие иконы. К иконам мы ставим свечи о здравии наших родных.
Кроме Спасителя и Пречистой Его Матери, на иконах изображаются святые. Им мы тоже молимся о здравии. Святых в Русской Православной Церкви много, и каждый имеет свой дар, свою особенность.
Николай Угодник (он же Чудотворец). Ему обычно молятся о путешествующих. Целитель Пантелеимон – его способность исцелять наши недуги известна хорошо. Иоанн Креститель (Предтеча). После молитвы ему проходит головная боль. Сергий Радонежский – помогает в учёбе. Иоанн Златоуст утешает в отчаянии. Георгий Победоносец – охраняет жизнь воинов на поле брани. Священномученик Киприан и мученица Иустиния спасают от колдунов, экстрасенсов и прочей тёмной силы.
Теперь перед иконами затеплились наши свечи. Пришло время подойти к месту в храме, которое называется канун (прямоугольный подсвечник с Распятием). Именно сюда ставятся свечи об упокоении наших близких. Вам не повезло: в подсвечнике нет свободного места, и вы растерянно держите свечу в руках. Ничего страшного: положите её аккуратно на подсвечник, служитель, спустя время, поставит её в освободившуюся лунку. Ставить свечу только правой рукой? Если она вдруг потухла, жди несчастья? Опалять нижний край её – смертный грех? Всё это околоцерковная чушь и никакого отношения к правде не имеет.
Свечи поставили, а служба ещё не началась. Как хорошо, что мы пришли пораньше, у нас есть время подать поминальную записку. В каждом храме есть так называемый свечной ящик. Там продают свечи и там же принимаются записки. Обычно где-то неподалёку есть стол, на нём карандаши, листочки бумаги. Спокойно, не торопясь, разборчиво напишите записку. Записки бывают о здравии и об упокоении. Имена в них пишутся в родительном падеже – Георгия, Марии и т. д. Если имя светское, в записке надо писать церковное: не Юрия, а Георгия, не Артёма, а Артемия. Ребёнок до семи лет называется младенцем (младенца Павла), а после семи до пятнадцати – отроком или отроковицей. Ни фамилии, ни отчества, ни титулы, ни профессии в записках не пишутся, а вот «воина», «монаха», «болящего», «путешествующего» добавить надо. Если записка об упокоении, до сорока дней пишется «новопреставленного», если в этот день у усопшего памятная дата (именины, день рождения), пишем – приснопамятного. Так же пишем – убиенного. Не пишутся в записках самоубийцы. Не подаём записки за святых. Мы просим их молитв, они за нас молятся, а не мы за них. Записки подаются только за крещёных, за некрещёных людей церковь не молится.
Но вот и свечи затеплены, и записки поданы. Начинается служба. Осеним себя крестным знамением и встанем – справа мужчины, слева женщины. Такой порядок, и если муж с женой пришли на службу, придётся ненадолго разлучиться. Давайте вспомним как креститься. Не торопитесь махать руками – знаем, знаем, не случайно батюшки в проповедях часто рассказывают, как следует правильно осенять себя крестом, и напоминают слова Евангелия от Луки: «Верный в малом и во многом верен». Сложенные вместе три первых пальца правой руки символизируют единство Троицы. Два других мы плотно пригибаем к ладони (символ двух природ, Божественной и человеческой Иисуса Христа). Сложенными перстами сначала касаемся лба (для освящения ума), затем чрева (для освящения чувств), потом правого плеча и левого (для освящения телесных сил). Перекрестились. Теперь небольшой поклон. Почему? Мы изобразили на себе крест, теперь ему поклоняемся.
Кстати, обратите внимание, какого цвета сегодня облачения у священнослужителей. Все цвета радуги в их гамме. В белом служат батюшки на Рождество, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение, Пасхальная утреня тоже начинается в белом. Это символ Божественногонетварного света. В красном служат на Пасху и до Вознесения. Красный цвет – символ Божией любви к человеческому роду. Но это ещё и цвет крови, поэтому в красных облачениях проходят службы в честь мучеников. Жёлтый (золотой, оранжевый) – цвет славы, величия, достоинства. В воскресные дни, в дни Господа — Царя Славы, служба проходит в жёлтых облачениях, а также в дни памяти пророков, апостолов, святителей. В зелёном служат на Троицу и в Вербное воскресенье. А вот если праздник Богородицы – Рождество Её, Успение – тогда в голубом. Цвет неба. Он соответствует учению о Божией Матери, вместившей в Себя Небожителя. Ну а в дни Великого Поста, конечно же, в чёрном. Цвет плача и покаяния, отречения от мирской суеты. Вот так, только по цвету облачений священников, можно определить, какой
сегодня праздник. Но лучше приобрести церковный календарь, где указаны все праздники, дни постов, месяцеслов, словарь имён и многое другое.
Бывает, по сложившимся обстоятельствам, нам надо подойти к батюшке и решить с ним какую-то проблему – уточнить день именин, пригласить на освящение дома, спросить что-то богословское… Как обратиться к нему? Ведь наше светское обращение «господин» или «товарищ» не подходит. Да и к стоящей за свечным ящиком женщине тоже надо как-то обратиться. Ничего хитрого здесь нет. Христиане – одна семья, а в семье все друг другу родные, поэтому наилучшее обращение к мирянам – брат и сестра, а если женщина пожилая или жена батюшки, то матушка. А вот священник – батюшка или отец. Но если отец – добавляем имя – отец Петр, отец Иоанн. К диакону обращаемся – отец диакон, к настоятелю храма или монастыря – отец настоятель. Иногда говорят – святой отец. Не надо бы, ведь святость человека познаётся только после его смерти.
Некоторые «новички» наблюдают, как в храме к батюшке подходит то один прихожанин, то другой, складывают руки… а сами подойти боятся, конфузятся, вдруг что-то не так, вдруг заругают. Это благословение. И подходить под благословение для всех нас – существенная духовная поддержка. Опять же, нет здесь ничего мудрёного. Благословение имеет несколько значений. Первое – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные у него благословляются. Для этого кисти рук нужно сложить вместе ладонями вверх, правую поверх левой, принять в них благословляющую руку и поцеловать (облобызать) её в знак почтения к священному сану. Можно ли подойти к батюшке под благословение вне храма, на улице, в гостях? Можно. Приветствие – это лишь одно значение благословения, второе – разрешение, дозволение, напутствие. Вот условное обращение: «Батюшка, благословите» и дальше уже изложить саму просьбу.
Пока стоим на службе, тоже получаем благословение. Каждое утро, взойдя на солею, небольшое возвышение перед иконостасом, священник возглашает: «Благословение Господне на вас…» или произносит: «Мир всем!» В ответ мы смиренно преклоняем головы, а вот рук не складываем, ведь батюшки рядом нет.
Закончилась служба. Всем, кто подавал записки, можно опять подойти к свечному ящику и получить просфору – белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Просфора – слово греческое, означает оно «приношение». Был обычай у первых христиан – приносить из дома хлеб для совершения таинства Причастия. Сейчас просфоры пекут в пекарнях при храмах. Во время Литургии из просфор вынимаются частицы в память тех, кого мы поминаем в своих записках, и после того, как частицы вынуты, просфора возвращается к нам. Это святой хлеб и вкушать его надо натощак, со святой водой и молитвой. Вот текст такой молитвы: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
После утренней службы в храмах служатся молебны. Что такое молебен? Краткая молитва о конкретных наших нуждах. «Коротенько да горяченько», – учил нас преподобный Амвросий Оптинский. Вот как раз на молебне и помолимся… Заболели? Помолимся о недужных. Задумали важное дело? Попросим помощи Божией. Отправляемся в путь? Есть напутственный молебен. Заказать молебен можно всё за тем же свечным ящиком, где мы покупали свечи и оставляли записки. Надо только указать имя того, за кого молебен совершается. Существует такая практика: закажут молебен и уходят домой. Конечно же, лучше остаться и помолиться вместе со священником.
Есть ещё молебны и общенародные. Церковь молится при ненастье или при засухе, есть новогодний молебен, есть молебен от нечистых духов, есть от недуга пьянства. Но особенно надо помнить о благодарственных молебнах. Помог Господь, выбери время, приди в храм, отслужи молебен, поблагодари. Детей приучить неплохо: сдал экзамен в школе, давай сходим, закажем молебен, например, преподобному Сергию Радонежскому, он ведь у нас помогает в учении…
День, когда мы были в храме, не напрасно прожитый день. Мы поминаем родных и близких, участвуем в богослужении, молимся за тех, кому плохо, и благодарим за Божию милость. Мы учимся смиряться и быть лучше, учимся каяться и радоваться, терпеть и ликовать. И не надо растерянно смотреть по сторонам, конфузиться и тем более гневаться, если вдруг что-то сделали не так и получили за это «не так» сверх меры. Давайте будем стараться на лучших образцах привередливых «бывших комсомолок» сносить чужую брань и чужую невоспитанность. Но можно и совсем с другого бока посмотреть. Разве заслуживаем мы почтительного поклона и распростёртых объятий, если, почти прожив жизнь, всё как-то не удосужились одолеть простую церковную «таблицу умножения», потратив пропасть сил и пропасть времени на одоление высшей математики нашего суетного бытия, её хитроумных логарифмов и утомительного извлечения корней?
Наталия Сухинина
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Спасибо! Хорошо и понятно написано!
- ↓