Вас никогда не удивлял тот факт, что евангелист Иоанн несколько раз называет самого себя возлюбленным учеником (буквально: «учеником, которого любил Иисус»)? Вы никогда не задумывались, почему из 12 апостолов Господь выделял именно Иоанна? Неужели Господь был пристрастен и у Него были любимчики? И почему сам Иоанн без ложной скромности несколько раз нам об этом напоминает (см.: Ин. 13: 23; 19: 26; 21: 7; 21: 20)?
Неожиданное объяснение я нашел в интереснейшей книге современного библеиста Брэнта Питри «Иисус и еврейские корни Марии» (Dr. Brant Pitre. Jesus and the Jewish roots of Mary). Питри – католик, и далеко не все его толкования Библии мы можем принять. Но его книги помогут нам лучше понять, во что же верили иудеи во времена Христа. Они могут оказаться полезны и для полемики с протестантами – то есть с христианами, чьим единственным вероучительным авторитетом является Библия. А в вопросе об Иоанне и об «особом» отношении к нему Господа, как мне представляется, его версия никак не противоречит толкованиям отцов Церкви. И вполне может, не заменяя их, просто заставить нас посмотреть на этот вопрос под непривычным углом.
Давайте для прояснения ситуации вспомним вот что.
От Иисуса Христа и апостолов берет свое начало Церковь новозаветная, как когда-то от Иосифа Прекрасного и его братьев произошла Церковь ветхозаветная, то есть еврейский народ. Иосиф Прекрасный, преданный братьями и простивший их, прообразует Иисуса Христа.
Вспомним семью Иосифа. Из всех сыновей Иакова (которого еще называли Израиль), только двое – лучший и младший: Иосиф и Вениамин – были детьми Рахили, остальные десять братьев родились от других женщин. Отец семейства, Иаков, больше всех сыновей любил Иосифа. А сам Иосиф из всех своих братьев, конечно же, выделял младшего, Вениамина, ведь у них была общая мать – Рахиль. Итак, Вениамин был возлюбленным братом Иосифа Прекрасного.
Иисус из Своих апостолов тоже выделял младшего – Иоанна, ведь и у них будет общая Матерь – Пресвятая Богородица. (Помните, на кресте Господь сказал Иоанну: «се, Матерь твоя…», а Марии сказал: «се, сын Твой» (Ин. 19: 26–27)?) О том, что именно Иоанн был младшим из 12, свидетельствует устойчивое церковное предание.
«Называя себя возлюбленным учеником, – пишет Брэнт Питри, – Иоанн указывает нам на свое положение среди апостолов, сходное с положением Вениамина среди 12 сыновей Иакова, возлюбленного младшего сына Рахили и брата Иосифа».
Интересно, что и в благословении Моисея именно Вениамин назван возлюбленным Богом:
«О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, Бог покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его» (Втор. 33: 12).
Дальше пойдут уже мои скромные размышления о прочитанном.
Праматерь Рахиль родила Вениамина, своего второго (и последнего?) сына, по пути в Вифлеем – в страшных муках, от которых и умерла; а Богородица обрела второго (и последнего?) сына, Иоанна, возле Распятия в страшных мучениях, которые преподобный Иоанн Дамаскин прямо уравнивает с муками родовыми.
Я неслучайно поставил знаки вопроса, называя Вениамина и Иоанна последними сыновьями, соответственно, Рахили и Богородицы. Последними, да не совсем последними… Наверное, вы уже догадались, о чем сейчас пойдет разговор.
Вспомним Книгу Иеремии. После смерти Рахили прошла тысяча лет. Евреев за их грехи постигла великая кара Божия. Сначала Север страны Израиль захватили язычники, а сами северяне были изгнаны с родных мест, но очень скоро (об этом и предупреждает в своей книге пророк) в языческий плен уведут и жителей Южного царства… И вот, когда казалось уже, что надежда на спасение пленников умерла, над дорогой, по которой уводили в изгнание несчастных евреев, послышался плач Рахили:
«…голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Иер. 31: 15–17).
Зададимся вопросом: плакала ли праматерь Рахиль в те дни лишь о своих кровных детях, о потомках Иосифа и Вениамина? То есть только о тех евреях, которые принадлежали к коленам Вениамина, Манассии и Ефраима? Или же она считала своими детьми всех евреев, включая и тех, кто принадлежал к колену Иудину (Иудеи, как вы, конечно, помните, по крови происходили не от Рахили, ведь Иуда был сыном Лии)?
Древняя иудейская традиция свидетельствует о том, что 1) Рахиль заступалась перед Всевышнем за всех евреев, считая их всех своими детьми и что 2) Господь помиловал еврейский народ в том числе и благодаря заступничеству и великим скорбям, которые в своей земной жизни претерпела праматерь Рахиль.
Есть у иудеев такой мидраш, то есть сказание. Якобы когда уводили их в Вавилонский плен, перед престолом Божиим предстали Авраам и Моисей. Они горько рыдали и умоляли Бога простить несчастных изгнанников, но Бог не внял их мольбам. И только когда Бог услышал голос Рахили, плачущей о детях своих, Он сказал: «Ради тебя, Рахиль, ради твоего плача и ради скорбей, которые ты претерпела, я верну плененных детей на родину».
Так понимали эту историю из Книги Иеремии сами евреи, по всей вероятности еще во времена Христа. И до сих пор для верующего иудея Рахиль – это Рахел иммэну, мамэ Рохл, то есть Рахиль наша матерь, матушка Рахиль. И до сих пор у гробницы Рахили по дороге в Вифлеем собираются иудеи в надежде на ее ходатайство перед Всевышним.
Странно ли после этого (этот вопрос я обращаю сейчас к своим друзьям-протестантам), что мы, православные христиане, тоже просим о заступничестве Рахиль? И странно ли, что мы просим о ходатайстве Ту, Кто выше Рахили? Ту, Кто «обрела благодать у Бога», «Благословенную между женами» (Лк. 1: 28). Ту, Которая, усыновив у Креста младшего из апостолов, Иоанна, усыновила в его лице и всех нас, недостойных сынов православной Церкви, как когда-то, умирая от страшных родовых мук, всех сынов ветхого Израиля усыновила Рахиль…
Так почему же – вернусь к вопросу в начале статьи – Иоанн был учеником, которого любил Иисус? Один из возможных ответов: потому что Иоанн, как младший, символизирует всех нас, православных христиан.
Тех, кто младше, тех, кто родится позже.
Тех, кого, по указанию Христа, усыновит на Голгофе, претерпевая страшные муки, Новая Рахиль.
Евгений Абдуллаев