Апостол любви

Иконы и картины рисуют нам Иоанна в виде ветхого старца. Таким он и был, прожив чуть ли не сто лет. Но во времена земной жизни Христа это был юноша, молодой телом и светлый душой. Порывистый, стремительный, вместе с тем преданный Учителю и верный делу Божию. А какая жизнь! Сколько вместилось в нее почти за сто лет… Какой огромный масштаб сделанного…




Юноша Иоанн (как и его брат Иаков, о котором мы говорили выше), сын Зеведея, происходил из семьи рыбаков. Отец был не беден (как рассказывается в Евангелиях, у него на рыболовном судне были наемные работники), но не позволял сыновьям проводить время в праздности. Они с юности трудились наравне со всеми.
Вместе с тем семья никогда не ставила материальные вопросы на первое место. Когда на Иордане появляется пророк Иоанн, который крестит людей, возвещая начало Судных времен, отец отпускает младшего сына посмотреть своими глазами, что это за учитель, и послушать его проповедь. Впоследствии, когда Иоанн и Иаков станут учениками Иисуса, мать их, Саломия, тоже будет сопровождать Иисуса в Его странствиях и помогать общине апостолов материально.
Мы впервые встречаемся с Иоанном, когда тот был у Крестителя, на Иордане. В это же время туда пришел креститься и Иисус. О Крещении галилейского Странника, о Котором Креститель говорил, что недостоин развязать ремень у Его обуви, только все и говорили. Что это за человек? И если Он больше Иоанна, то кто Он?.. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа (Ин 1:35—39).
Один из идущих был Иоанн, о котором мы сейчас говорим, второй — его друг Андрей, известный нам как Первозванный.
Так молодые люди познакомились со Христом, Который, вероятно, повелел им пока возвращаться домой, заниматься своими делами и ждать того момента, когда Он позовет их за Собой.
И вот время пришло. Христос после сорока­дневного пребывания в пустыне возвращается на родину и начинает Свою проповедь на берегах Галилейского озера. Здесь Он встречает Своих недавних знакомых — Андрея с Петром, а потом и двух братьев — Иакова и Иоанна. И призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф 4:22).
Иисус не ошибся в них. Едва ли они предполагали, что призыв будет столь радикальным, что им придется идти тотчас, оставив сети и лодки. Дома их уже ждет обед, наверняка есть какие-то планы на этот вечер, на завтра, на другие дни… Но на призыв нужно ответить тут же, и они отвечают согласием.
Незадолго до ареста в Гефсимании Спаситель просит Иоанна с братом и Петра побыть с Ним. Но вот Христос схвачен. Иоанн бежит за стражей, он думает, что может как-то повлиять на происходящее и спасти Учителя. Его порыв имеет под собой некоторое основание: дом, принадлежащий его родителям, находится в Иерусалиме, по соседству с домом первосвященника. В доме первосвященника его и его семью знают, неужели не откликнутся и не помогут?.. В Евангелии, написанном десятилетия спустя, апостол Иоанн так восстановит в памяти эти события: За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра (Ин 18:15—16).
Ученик, который «был знаком первосвященнику», — сам Иоанн. Это, кстати, и объясняет недоумение многих: почему Иоанн присутствовал при казни Иисуса. При казни осужденного могли присутствовать рядом только близкие родственники или очень, очень авторитетные люди. Никто из апостолов под эти определения не подпадал. Мать Иисуса — да, некоторые состоятельные женщины, которые подкупили охрану, — да. Иоанну же, видимо, помогло то, что он был с детства знаком с первосвященником.
Здесь, на Голгофе, произошло важное событие: Христос повелевает Иоанну заботиться о Богородице, как о собственной матери.
Иоанн — первый из апостолов, который убедился собственными глазами в том, что Христа во Гробе нет, что Он Воскрес. А потом — встречи с Воскресшим, пир радости и благодати, прогоняющий всякие сомнения, страхи. В Евангелии от Иоанна (гл. 21) мы читаем об одном потрясающем разговоре, который состоялся между Воскресшим Иисусом и апостолом Петром. Петр спрашивает Господа, что будет с Иоанном? Христос отвечает, что судьба Иоанна находится в Его власти, может быть, даже Иисус оставит его в живых до Своего Второго Пришествия. Этот разговор привел к тому, что в Предании Церкви появилось мнение, будто Иоанн не умер, а был взят живым на Небеса, откуда и придет перед Судным Днем.
Мы знаем, что опыт общения с Воскресшим Христом, а потом и благодать Божия, наполнившая учеников в День Схождения Святого Духа, сделала их другими людьми. В дальнейшем Иоанн проповедовал вместе с Петром, его не раз заключали под стражу, избивали… Апостол Павел называет его «столпом» (Гал 2:9). Иоанн благовествовал в Палестине, а потом в Эфесе, одной из культурных и религиозных столиц античного мира.
Цельный и всецело преданный делу Божию, Иоанн так и не создал семьи —энергичное апостольское служение, полное лишений и невзгод, не сочетается с бременем семейных забот.
Согласно преданию, заслуживающему доверия, Иоанн был арестован и направлен в ссылку на остров Патмос. Там он сподобился удивительных видений и написал книгу Откровение (Апокалипсис).
В последние годы своей жизни Иоанн возвратился в Эфес, где и было им написано знаменитое четвертое Евангелие, Евангелие от Иоанна.
Всякий раз, когда вы откроете его, или когда приметите в сумраке храма икону задумавшегося старца, которому на ухо что-то шепчет Ангел, или на курортном отдыхе в Турции услышите рекламные призывы поехать в Эфес, к могиле апостола Иоанна Богослова, — вспомните этого человека, который, оставив всё, последовал за Христом и всю свою жизнь безраздельно посвятил служению Богу и людям. Который и сейчас на Небесах бодрствует, молится за нас, и всегда готов помочь, если мы его призовем.

Священник Константин Пархоменко
« Живи сейчас
Пандемия — это последний зовнок »
  • +10

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.