Андрей Конанос — о надежде и «простых решениях» проблем
У всего есть решение. Одно из решений наших проблем – искать молитв тех, о ком знаем, что они молятся и помолятся о нас. Это помощь нашей душе. Потому что бывает много трудных моментов в нашей жизни, когда мы чувствуем, что почва под ногами у нас исчезает, как в жизни хананеянки, сказавшей Христу: «Погибаю! Дитя мое страдает!» (ср. Мф. 15, 22).
У кого-то болеет ребенок, у другого он умер, у третьего психологические проблемы, тот одержим, у этого депрессия – самые разные проблемы. И мы доходим до такого момента, когда кажется, что никакого выхода нет. Мы не находим решения и говорим: «Боже мой, подай мне какое-нибудь решение!»
И сейчас я говорю, что у всего есть решение. А какое оно? Не знаю, какое оно у каждого отдельно: у каждого это что-то разное. Оно не такое, каким ты его себе представляешь, а такое, какое Бог тебе пошлет. Но я видел, что когда дойдешь до края пропасти или когда нащупаешь дно, то появляется какое-нибудь решение в твоей жизни. Это исключено, чтобы Бог оставил тебя без помощи, пусть и в последний миг.
Но когда мы переживаем какую-нибудь трагедию, в минуту боли ты забываешь обо всем этом и думаешь, что твоя проблема огромна и неразрешима. Вот сегодня одна девушка прислала мне е-мейл, я не знаю, откуда она, – мне пишут разные люди, каждый со своими страданиями, я их читаю и говорю: «Боже, помоги им! Я не могу решить проблем этих людей, их не решить человеку!» И она мне сказала:
– Я схожу с ума, я плачу день и ночь.
Потом сказала, что семь месяцев не принимает лекарств, которые прописал ей врач. Я писал ей, чтобы она их пила. Но она говорит:
– Я не хочу принимать их, я хочу, чтобы мне Бог помог!
Я ей сказал:
– Но Бог говорит тебе, чтобы ты их принимала. Это ведь Бог, а не какое-нибудь зло, послал тебе врача. Значит, мы не можем не помогать себе классическими способами, которые дает нам жизнь. Сам Христос много раз говорил людям: «Идите к священникам» (ср. Мф. 8, 4; Лк. 5?,14; 17, 14). Идите к врачам своей эпохи, ищите у них помощи, они могут дать вам кое-что, ведь ты сам справиться не можешь.
Дело в том, что эта девушка, поскольку она мучается над своей проблемой, не может представить себе, что через какое-то время всё это пройдет. Мы, люди, склонны преувеличивать свою боль, то есть то, что сегодня терзает тебя, ты думаешь, что оно будет терзать тебя еще 15 лет. Ты преувеличиваешь это и простираешь его до бесконечности. Вместо того чтобы сказать: «Сегодня у меня проблема. Ладно. Но завтра, может, у меня ее уже не будет. Спустя годы, глядя на это издалека, я буду говорить: “Ну почему я была такой и так мучилась?”»
Да, мы тонем, и не всегда в ложке воды, иногда действительно в открытом море, но и преувеличиваем мы вещи тоже очень сильно. Именно в нашем уме и кроется самая большая проблема, потому что оттуда и начинается всё, потому что проблема – это не сама проблема как таковая, а то, как ты на нее смотришь. То есть как твой ум переводит это тебе в самом тебе. Это самое сильное мучение – мучиться душой и преувеличивать это.
– Когда дойдешь до последнего предела, то вскоре происходит чудо, – говорил один парализованный человек, – Бог меня не оставляет. Решение часто приходит, когда ты дойдешь до момента, когда дальше идти уже некуда. Тогда я говорю Богу: «Если Ты не сделаешь ничего, то я не смогу так жить дальше!»
И действительно происходило что-нибудь, и дела в его жизни менялись. Он менялся прежде всего душевно и смотрел на проблему более радостно, оптимистично, с надеждой и верой. Я сказал ему:
– Чтобы пришло решение какой-нибудь нашей проблемы, мы должны сначала поверить, что произойдет что-то хорошее. Если ты не ждешь этого с надеждой, то оно не придет. Некоторые люди «трубят отбой» в своем затруднении и отчаянии и делают окончательный вывод, что ничего в их жизни не изменится: всё, конец! А поскольку они поверили, что ничего не изменится, то ничего и не меняется.
Очень важно верить в перемену, в исцеление, чудо, в улучшение нашей жизни, нашего ребенка, супруга. То есть чтобы в душе у нас была надежда на то, что близится что-то лучшее, чем отчаяние и разочарование. Например, ты соборуешь кого-то – так не делай этого формально, а верь, что сейчас благодаря соборованию произойдет что-то очень важное в душе другого, а также в его теле.
Ведь мы начинаем искать решения без веры. Христос что спрашивал, прежде чем совершить чудо? «Веришь ли ты?» (ср. Ин. 11, 26.). То есть «веришь ли ты, что Я могу дать тебе радость, что могу дать тебе исцеление, что могу воскресить твоего ребенка?» Когда кто-нибудь говорил: «Верю!» – тогда происходило чудо, потому что вера значит – открыть душу, доверять, принимать в себя радость.
Это зависит и от того, как нас воспитали. Большинство из нас не особо верит, что мы заслуживаем того, чтобы возрадоваться. Мы в какой-то степени связали радость и счастье с наказанием. То есть когда мы сильно радуемся, то говорим: «Ой, это не к добру. Мы сегодня столько смеялись, будем плакать!» Ждать, чтобы завтра произошел какой-нибудь инцидент, – да зачем он нужен, такой смех! То есть радоваться непозволительно, и как только ты обрадуешься, ты тут же ждешь, что получишь сейчас тапком по морде!
Страшно то, что мы научились вкладывать этот тапок в руку Бога! Мы думаем, что Бог, в сущности, не желает, чтобы ты радовался, Он хочет видеть, как ты плачешь, мучаешься, бичуешь себя, испытываешь вину, не находишь решения. Что Он смотрит на тебя так, как делают это некоторые детки, которые мучают насекомых и прокалывают им тельце, отрывают крылья, и мы думаем, что Богу приятно смотреть на нас, когда мы так же мучаемся.
Если у тебя такая психология и такой настрой, тогда ничего в твоей жизни измениться не может. Это очень важно – поверить, что решение – это нечто такое, чего мы заслуживаем и что Бог хочет дать нам в ответ на любые наши проблемы.
Мы не для того родились, чтобы плакать. Плач – он на какой-то момент, на пять минут, на пять дней. Он не на всю жизнь. Ну ладно, поплачь, чтобы душа твоя примирилась с Богом, чтобы ты получил прощение, которое Христос подает тебе, чтобы ты принял Таинства прощения: Святое Причастие, Исповедь, – но ты ведь не можешь всю жизнь плакать и жаловаться. Ведь что ты принял в себя? Того, Кто есть скорбь? Нет. Христос есть Радость. Он – Решение твоих проблем.
Следовательно, надо принять, поверить, что существует решение.
– Я не могу жениться, отче! Я не женюсь!
Если ты в это поверил, то ты и не женишься: решения не существует. Но если ты скажешь: «Я знаю, что Бог подаст мне решение через какое-то время, и я жду этого с надеждой!» С ожиданием.
Я сказал одной женщине:
– Верь, что тот, за кого ты выйдешь замуж, – как это и есть в действительности, – сейчас существует.
Потому что ей было 30 лет. Я ей сказал:
– Значит, он жив. Просто вы не встретились. Проживи в своем уме мечту, надежду, молитву. Что такое молитва? Разве она не это и есть? «Я молюсь» означает, что я всеми силами хочу, чтобы случилось то, чего я желаю для другого.
Итак, представь себе того, за кого ты выйдешь замуж.
– Но я его не знаю!
– Ничего, что не знаешь! Душа твоя знает, что кто-то готовится встретить тебя, и это будет.
Люди, которые постоянно жалуются, ропщут и смотрят на жизнь с отчаянием, не найдут решений
Это ожидание, эта психология надежды подает практические решения в нашей жизни там, где мы этого не ожидаем. Естественно, люди, которые постоянно жалуются, ропщут и смотрят на жизнь с отчаянием, не найдут решений: с ними произошло обратное – они пристрастились к ропоту, плачу, безысходности и не находят решений. Потому что когда Бог подаст им какое-нибудь решение в жизни, они опять обратятся к своей прежней практике. Решаешь им одну проблему, а они говорят:
– Да-а-а, но… у меня есть и это!
Решаешь им и это:
– Да, но это не так, да, но…
Это люди, которые постоянно недовольны. Человек, который недоволен, не находит решений, не потому что они не существуют, а потому что он сам не готов открыть свою душу, чтобы принять их. У него в жизни имеется так называемое роптание.
Чтобы получить решение от Бога, очень важно быть настроенным на Христов дух и Его атмосферу. То есть Христос говорит о любви, смирении, прощении, молитве, милосердии и доброте. Кто обитает в такой среде, которая в сущности есть среда Бога, тот сообразуется со Христом, и Он подаст ему решение. Потому что когда ты сообразуешься с Богом, Который является Решением всех проблем, то невозможно не найти решения.
Но когда ты не сообразуешься с духом Христовых заповедей… То есть Христос говорит: «Прощай врагов своих», – а ты внутренне желаешь зла другому. Например, кто-нибудь заболел, а ты в глубине души говоришь: «И поделом тебе!» – и таким образом злорадствуешь или проклинаешь его. После этого ты уже не можешь получить решения от Бога, потому что ты отдаляешься от духа и атмосферы Христа, которая есть любовь, смирение, милосердие.
Решение проблем находят люди, которые обитают в среде любви
Следовательно, решение проблем находят люди, которые обитают в среде любви и в церковной атмосфере. Они бывают озарены от Бога. Они находят решение, естественно, не когда им захочется, не сегодня: может, ты его найдешь завтра, а может, спустя какое-то время. Но в любом случае ты услышишь голос в своей душе, который скажет тебе: «Решение для тебя – вот это». И увидишь свет в конце тоннеля, увидишь решение того, что тебя расстраивает и изводит.
А что значит решение? Решение значит то, что говорится в одной китайской поговорке: «В жизни не беспокойся о двух делах: о тех, которые решаются, и о тех, которые не решаются». Потому что когда у чего-то нет решения, ты уже принимаешь как данность, что это не решается.
Пример: в какой-то семье есть больной человек – он болен не гриппом, а серьезным многолетним заболеванием: параличом или еще чем-нибудь очень серьезным. Тут ты уже не можешь говорить: «Я хочу решения! Чтобы изменилось это состояние!» Например, ребеночек парализован. Ну что ты с этим поделаешь? То, что не решается, ты постепенно начинаешь принимать как данность, сначала покричишь, понервничаешь, поругаешься, поспоришь с Богом, с обществом, политиками и всем миром, но года через 3–4 скажешь: «Что поделать? Надо жить. Это мой ребенок, это мое состояние, и этого не изменить. Я принимаю это, я люблю его и обнимаю».
Таково решение некоторых проблем. Некоторые проблемы не решаются извне, а только внутри нас. То есть только когда моя душа принимает это, и я успокаиваюсь. А внешне оно не меняется. Всё.
У меня есть друзья на Кипре, ребенок которых родился с синдромом Дауна. У них есть и другие, здоровые дети, но у последнего вот эта болезнь. Они не знали об этом, и когда он родился, они только тогда это увидели. Сначала они искали решение. Но какое ты решение найдешь? Не существует решения. Они возмущались, не принимали советов, не желали слушать утешений. Если кто-нибудь говорил им высокие слова о Боге, они вешали трубку, потому что говорили:
– Прошу тебя, у тебя сейчас всё хорошо, и ты еще будешь давать мне свои советы по телефону, чтобы я смотрел на ребеночка и думал, что это мой ребенок и прочее, – я на такое не согласен!
Но вот прошел год, полтора, и сейчас они говорят:
– Этот ребенок – наша радость!
Сейчас они это выносят, они это проглотили. Не насильно, однако, а ты сам решаешь и говоришь: «Буду жить с этим ребенком!»
Вот таково еще одно решение для некоторых проблем.
А кто-нибудь говорит:
– Если Бог не найдет для меня решения, я покончу с собой!
– А чего ты хочешь?
– Мой нос! Ну что это за нос! Что это за уши!
– Да что ты такое говоришь?
– Я недоволен собой.
Некоторые вещи в жизни не решаются так, как мы этого хотим. Надо их принять, примириться, полюбить себя такими, какие мы есть. Естественно, давайте менять то, что изменить можно.
Ты скажешь мне:
– А он не мог сделать себе операцию?
Да, тогда не мог, когда он сказал мне это, это было очень давно, в 1992 году. Так сказал мне один друг, тогда я был катехизатором, он учился в лицее и сказал:
– Если до Рождества Христова Бог не найдет для меня решения, я покончу с собой!
Я ему ответил:
– Ну разве это решение?
Он слышал одну иностранную песню с названием «Решение о самоубийстве». Когда ты воспримешь в душе слово «самоубийство» как выход из своих проблем – тут же беги к врачу! Это значит, что положение дел серьезное. Когда ты подумаешь о смерти как решении своей проблемы, это значит, что в тебе возникла депрессия, отчаяние или безнадежность. Понятно, что ты пойдешь к своему духовнику, пойдешь в церковь помолиться, но если это состояние навязчиво, сопровождается беспричинным плачем и тотальным отчаянием, и ты видишь всё в черных тонах, и на самое распрекрасное солнце смотришь как на тьму, и ничего-то тебе не нравится – то решение уже не в словах, а беги прямиком к врачу: ты нуждаешься в лечении, тебе нужна помощь.
Многие люди терзаются, но не стучатся в нужную дверь. Они стучатся не в те двери
Потому что многие люди терзаются, но не идут, не стучатся в нужную дверь. Они стучатся не в те двери. Вот приводят ко мне детей, чтобы я читал над ними заклинательные молитвы, а у детей чисто психологические проблемы. Разумеется, я их не читаю, ведь не могу же я сказать ребенку, молодому человеку, который явно в порядке, читать над ним заклинания и говорить: «Изыди, нечистый демон!» С ребенком всё в порядке, то есть, конечно, не всё в порядке, но он не бесноватый, поскольку может ходить в церковь, молиться, может причащаться. Но только с душой его проблемы неврологического или психологического свойства.
Следовательно, некоторые вещи мы полюбим такими, какие они есть, но какие-то другие вещи – это как говорится в той поговорке: «О двух вещах не надо беспокоиться в жизни: о тех, у которых есть решение, и о тех, у которых решения нет». О тех, для которых нет решения, мы сказали: мы принимаем их такими, какие они есть. Но для тех, которые решаемы, надо что-нибудь сделать. То есть жена, которую колотит муж, не может сказать: «Выход в том, чтобы принять это». Выход не в том, чтобы принять это, а надо сесть и поговорить, и чтобы вы нашли общий язык, как сделали одни супруги, недавно сказавшие мне:
– Мы сели и сказали: эта история с нашей связью больше не может так продолжаться. Мы должны посмотреть, что происходит, найти какое-нибудь решение. Идут месяцы, годы, а мы не можем найти между собой общий язык. Ругаемся, едим друг друга поедом, деремся. Надо найти решение. Не будем продолжать это до тех пор, пока не станем 70–80- и столетними.
Тут надо топнуть ногой в хорошем смысле слова, потребовать своих прав, посмотреть, в чем причина, чтобы один понял другого и потребность его души, чтобы он понял, что «Я не вышла за тебя, чтобы погубить свою жизнь, чтобы сердце мое почернело, чтобы довести себя до рака и тебя довести до рака. Надо разобраться, что происходит с нами обоими».
Для некоторых вещей решение состоит в том, чтобы поискать и пойти на перемены в своей жизни. Измени то, что тебе не нравится. Даже на Святой Горе Афон, говорил мне один знакомый, который не мог оставаться в одном монастыре: он боролся с этим, боролся год, два, три, а потом ушел в другой монастырь. Он спросил тогда:
– Хорошо ли я сделал?
Ну, чем сойти с ума, лучше уж сделай что-нибудь, отчего душа твоя сможет ожить, расцвести и чтобы ты достиг чего-то великого. Потому что кто-то мне сказал:
– Разве развод – не лучшее решение в сравнении с тем, что я буду испытывать мучение, которое никогда не кончится?
В принципе готовые решения, рецепты давать нелегко. Потому что если я скажу сейчас: «Развод!» – то некоторые скажут: «Батюшка сказал, что развод – это ок, кто хочет, пускай разводится!»
Я не говорил этого, но я сказал, что в определенных случаях для некоторых людей предпочтительней, чтобы произошло что-то, чтобы изменилась эта «система», чем чтобы они вместе губили себя. Решение для некоторых проблем следующее: что-то надо изменить дома, в наших отношениях, в семье, на работе.
Вот кем-то на работе постоянно пренебрегают, то и дело вонзают ему нож в спину, поносят его, оскорбляют, высмеивают. Там он не может говорить: «Я христианин! И принесу жертву! Ради кого? У меня семья, у меня дети, у меня зарплата», – там ты должен взыскать своих прав. Поэтому давайте выясним, что значит, что я христианин, что значит, что я смиряюсь.
В Церкви это называется рассудительностью: чтобы Бог постоянно просвещал нас, как нам ответить на каждый вызов жизни. Где-то не надо ничего делать и принять всё как есть, а в другой раз надо топнуть ногой и сказать: «Нет, это надо изменить! Всё! С понедельника буду другим человеком. У меня есть право быть счастливым, это невозможно, чтобы у меня выпадали волосы, чтобы я болел, седел, покрывался морщинами, чтобы у меня болел желудок, чтобы я не мог по ночам спать. Я найду какое-нибудь решение».
И опять же хорошо, что мы живем в эту эпоху, потому что то, что я сейчас говорю, в былые времена воспринималось как сон в летнюю ночь. В былые времена жена, которую бил муж, терпела побои. Всё. Она просто говорила: «У меня муж, который время от времени дает мне оплеуху». И обсуждала это только с какой-нибудь своей подругой. А сегодня другое. Вот, недавно проходил международный день борьбы с домашним насилием.
Итак, для некоторых проблем мы должны находить решение дома. Но вот еще вопрос. Есть еще и день борьбы против насилия над мужем. Есть и такие мужья, которые терпят побои от жен. Я знаю таких. Вопрос, однако, не в том, чтобы мы разделились на партии и лагеря и нашли победителей и побежденных, а в том, чтобы дома мы все были победителями в любви и жили в согласии между собой.
Некоторые супруги не говорят мне: «Я хочу найти решение», – а вместо этого спрашивают, кто из них прав. Я говорю:
– Ну хорошо, если мы скажем, что один прав, то что ты станешь делать потом? Разве ты не скажешь: «А, батюшка мне сказал, что я прав!»
Значит, в следующей ссоре он будет пользоваться этим и скажет: «Батюшка сказал мне, что я прав!»
Дело в том, что дома побеждает не тот, кто прав. Христос победил не Своим правом, Он победил зло потому, что согласился лишиться Своего права и быть распятым. Это парадоксальная логика, которую Церковь вносит в нашу жизнь. Если кто-нибудь может пожертвовать чем-то для блага семьи, не вредя, однако, своей душе, то пускай делает это. Он поищет, отступит, изменится, но в той степени, в какой сохраняет душевное равновесие и покой. Если же это его разрушает, тогда надо найти какое-нибудь другое решение.
Андрей Конанос
У кого-то болеет ребенок, у другого он умер, у третьего психологические проблемы, тот одержим, у этого депрессия – самые разные проблемы. И мы доходим до такого момента, когда кажется, что никакого выхода нет. Мы не находим решения и говорим: «Боже мой, подай мне какое-нибудь решение!»
И сейчас я говорю, что у всего есть решение. А какое оно? Не знаю, какое оно у каждого отдельно: у каждого это что-то разное. Оно не такое, каким ты его себе представляешь, а такое, какое Бог тебе пошлет. Но я видел, что когда дойдешь до края пропасти или когда нащупаешь дно, то появляется какое-нибудь решение в твоей жизни. Это исключено, чтобы Бог оставил тебя без помощи, пусть и в последний миг.
Но когда мы переживаем какую-нибудь трагедию, в минуту боли ты забываешь обо всем этом и думаешь, что твоя проблема огромна и неразрешима. Вот сегодня одна девушка прислала мне е-мейл, я не знаю, откуда она, – мне пишут разные люди, каждый со своими страданиями, я их читаю и говорю: «Боже, помоги им! Я не могу решить проблем этих людей, их не решить человеку!» И она мне сказала:
– Я схожу с ума, я плачу день и ночь.
Потом сказала, что семь месяцев не принимает лекарств, которые прописал ей врач. Я писал ей, чтобы она их пила. Но она говорит:
– Я не хочу принимать их, я хочу, чтобы мне Бог помог!
Я ей сказал:
– Но Бог говорит тебе, чтобы ты их принимала. Это ведь Бог, а не какое-нибудь зло, послал тебе врача. Значит, мы не можем не помогать себе классическими способами, которые дает нам жизнь. Сам Христос много раз говорил людям: «Идите к священникам» (ср. Мф. 8, 4; Лк. 5?,14; 17, 14). Идите к врачам своей эпохи, ищите у них помощи, они могут дать вам кое-что, ведь ты сам справиться не можешь.
Дело в том, что эта девушка, поскольку она мучается над своей проблемой, не может представить себе, что через какое-то время всё это пройдет. Мы, люди, склонны преувеличивать свою боль, то есть то, что сегодня терзает тебя, ты думаешь, что оно будет терзать тебя еще 15 лет. Ты преувеличиваешь это и простираешь его до бесконечности. Вместо того чтобы сказать: «Сегодня у меня проблема. Ладно. Но завтра, может, у меня ее уже не будет. Спустя годы, глядя на это издалека, я буду говорить: “Ну почему я была такой и так мучилась?”»
Да, мы тонем, и не всегда в ложке воды, иногда действительно в открытом море, но и преувеличиваем мы вещи тоже очень сильно. Именно в нашем уме и кроется самая большая проблема, потому что оттуда и начинается всё, потому что проблема – это не сама проблема как таковая, а то, как ты на нее смотришь. То есть как твой ум переводит это тебе в самом тебе. Это самое сильное мучение – мучиться душой и преувеличивать это.
– Когда дойдешь до последнего предела, то вскоре происходит чудо, – говорил один парализованный человек, – Бог меня не оставляет. Решение часто приходит, когда ты дойдешь до момента, когда дальше идти уже некуда. Тогда я говорю Богу: «Если Ты не сделаешь ничего, то я не смогу так жить дальше!»
И действительно происходило что-нибудь, и дела в его жизни менялись. Он менялся прежде всего душевно и смотрел на проблему более радостно, оптимистично, с надеждой и верой. Я сказал ему:
– Чтобы пришло решение какой-нибудь нашей проблемы, мы должны сначала поверить, что произойдет что-то хорошее. Если ты не ждешь этого с надеждой, то оно не придет. Некоторые люди «трубят отбой» в своем затруднении и отчаянии и делают окончательный вывод, что ничего в их жизни не изменится: всё, конец! А поскольку они поверили, что ничего не изменится, то ничего и не меняется.
Очень важно верить в перемену, в исцеление, чудо, в улучшение нашей жизни, нашего ребенка, супруга. То есть чтобы в душе у нас была надежда на то, что близится что-то лучшее, чем отчаяние и разочарование. Например, ты соборуешь кого-то – так не делай этого формально, а верь, что сейчас благодаря соборованию произойдет что-то очень важное в душе другого, а также в его теле.
Ведь мы начинаем искать решения без веры. Христос что спрашивал, прежде чем совершить чудо? «Веришь ли ты?» (ср. Ин. 11, 26.). То есть «веришь ли ты, что Я могу дать тебе радость, что могу дать тебе исцеление, что могу воскресить твоего ребенка?» Когда кто-нибудь говорил: «Верю!» – тогда происходило чудо, потому что вера значит – открыть душу, доверять, принимать в себя радость.
Это зависит и от того, как нас воспитали. Большинство из нас не особо верит, что мы заслуживаем того, чтобы возрадоваться. Мы в какой-то степени связали радость и счастье с наказанием. То есть когда мы сильно радуемся, то говорим: «Ой, это не к добру. Мы сегодня столько смеялись, будем плакать!» Ждать, чтобы завтра произошел какой-нибудь инцидент, – да зачем он нужен, такой смех! То есть радоваться непозволительно, и как только ты обрадуешься, ты тут же ждешь, что получишь сейчас тапком по морде!
Страшно то, что мы научились вкладывать этот тапок в руку Бога! Мы думаем, что Бог, в сущности, не желает, чтобы ты радовался, Он хочет видеть, как ты плачешь, мучаешься, бичуешь себя, испытываешь вину, не находишь решения. Что Он смотрит на тебя так, как делают это некоторые детки, которые мучают насекомых и прокалывают им тельце, отрывают крылья, и мы думаем, что Богу приятно смотреть на нас, когда мы так же мучаемся.
Если у тебя такая психология и такой настрой, тогда ничего в твоей жизни измениться не может. Это очень важно – поверить, что решение – это нечто такое, чего мы заслуживаем и что Бог хочет дать нам в ответ на любые наши проблемы.
Мы не для того родились, чтобы плакать. Плач – он на какой-то момент, на пять минут, на пять дней. Он не на всю жизнь. Ну ладно, поплачь, чтобы душа твоя примирилась с Богом, чтобы ты получил прощение, которое Христос подает тебе, чтобы ты принял Таинства прощения: Святое Причастие, Исповедь, – но ты ведь не можешь всю жизнь плакать и жаловаться. Ведь что ты принял в себя? Того, Кто есть скорбь? Нет. Христос есть Радость. Он – Решение твоих проблем.
Следовательно, надо принять, поверить, что существует решение.
– Я не могу жениться, отче! Я не женюсь!
Если ты в это поверил, то ты и не женишься: решения не существует. Но если ты скажешь: «Я знаю, что Бог подаст мне решение через какое-то время, и я жду этого с надеждой!» С ожиданием.
Я сказал одной женщине:
– Верь, что тот, за кого ты выйдешь замуж, – как это и есть в действительности, – сейчас существует.
Потому что ей было 30 лет. Я ей сказал:
– Значит, он жив. Просто вы не встретились. Проживи в своем уме мечту, надежду, молитву. Что такое молитва? Разве она не это и есть? «Я молюсь» означает, что я всеми силами хочу, чтобы случилось то, чего я желаю для другого.
Итак, представь себе того, за кого ты выйдешь замуж.
– Но я его не знаю!
– Ничего, что не знаешь! Душа твоя знает, что кто-то готовится встретить тебя, и это будет.
Люди, которые постоянно жалуются, ропщут и смотрят на жизнь с отчаянием, не найдут решений
Это ожидание, эта психология надежды подает практические решения в нашей жизни там, где мы этого не ожидаем. Естественно, люди, которые постоянно жалуются, ропщут и смотрят на жизнь с отчаянием, не найдут решений: с ними произошло обратное – они пристрастились к ропоту, плачу, безысходности и не находят решений. Потому что когда Бог подаст им какое-нибудь решение в жизни, они опять обратятся к своей прежней практике. Решаешь им одну проблему, а они говорят:
– Да-а-а, но… у меня есть и это!
Решаешь им и это:
– Да, но это не так, да, но…
Это люди, которые постоянно недовольны. Человек, который недоволен, не находит решений, не потому что они не существуют, а потому что он сам не готов открыть свою душу, чтобы принять их. У него в жизни имеется так называемое роптание.
Чтобы получить решение от Бога, очень важно быть настроенным на Христов дух и Его атмосферу. То есть Христос говорит о любви, смирении, прощении, молитве, милосердии и доброте. Кто обитает в такой среде, которая в сущности есть среда Бога, тот сообразуется со Христом, и Он подаст ему решение. Потому что когда ты сообразуешься с Богом, Который является Решением всех проблем, то невозможно не найти решения.
Но когда ты не сообразуешься с духом Христовых заповедей… То есть Христос говорит: «Прощай врагов своих», – а ты внутренне желаешь зла другому. Например, кто-нибудь заболел, а ты в глубине души говоришь: «И поделом тебе!» – и таким образом злорадствуешь или проклинаешь его. После этого ты уже не можешь получить решения от Бога, потому что ты отдаляешься от духа и атмосферы Христа, которая есть любовь, смирение, милосердие.
Решение проблем находят люди, которые обитают в среде любви
Следовательно, решение проблем находят люди, которые обитают в среде любви и в церковной атмосфере. Они бывают озарены от Бога. Они находят решение, естественно, не когда им захочется, не сегодня: может, ты его найдешь завтра, а может, спустя какое-то время. Но в любом случае ты услышишь голос в своей душе, который скажет тебе: «Решение для тебя – вот это». И увидишь свет в конце тоннеля, увидишь решение того, что тебя расстраивает и изводит.
А что значит решение? Решение значит то, что говорится в одной китайской поговорке: «В жизни не беспокойся о двух делах: о тех, которые решаются, и о тех, которые не решаются». Потому что когда у чего-то нет решения, ты уже принимаешь как данность, что это не решается.
Пример: в какой-то семье есть больной человек – он болен не гриппом, а серьезным многолетним заболеванием: параличом или еще чем-нибудь очень серьезным. Тут ты уже не можешь говорить: «Я хочу решения! Чтобы изменилось это состояние!» Например, ребеночек парализован. Ну что ты с этим поделаешь? То, что не решается, ты постепенно начинаешь принимать как данность, сначала покричишь, понервничаешь, поругаешься, поспоришь с Богом, с обществом, политиками и всем миром, но года через 3–4 скажешь: «Что поделать? Надо жить. Это мой ребенок, это мое состояние, и этого не изменить. Я принимаю это, я люблю его и обнимаю».
Таково решение некоторых проблем. Некоторые проблемы не решаются извне, а только внутри нас. То есть только когда моя душа принимает это, и я успокаиваюсь. А внешне оно не меняется. Всё.
У меня есть друзья на Кипре, ребенок которых родился с синдромом Дауна. У них есть и другие, здоровые дети, но у последнего вот эта болезнь. Они не знали об этом, и когда он родился, они только тогда это увидели. Сначала они искали решение. Но какое ты решение найдешь? Не существует решения. Они возмущались, не принимали советов, не желали слушать утешений. Если кто-нибудь говорил им высокие слова о Боге, они вешали трубку, потому что говорили:
– Прошу тебя, у тебя сейчас всё хорошо, и ты еще будешь давать мне свои советы по телефону, чтобы я смотрел на ребеночка и думал, что это мой ребенок и прочее, – я на такое не согласен!
Но вот прошел год, полтора, и сейчас они говорят:
– Этот ребенок – наша радость!
Сейчас они это выносят, они это проглотили. Не насильно, однако, а ты сам решаешь и говоришь: «Буду жить с этим ребенком!»
Вот таково еще одно решение для некоторых проблем.
А кто-нибудь говорит:
– Если Бог не найдет для меня решения, я покончу с собой!
– А чего ты хочешь?
– Мой нос! Ну что это за нос! Что это за уши!
– Да что ты такое говоришь?
– Я недоволен собой.
Некоторые вещи в жизни не решаются так, как мы этого хотим. Надо их принять, примириться, полюбить себя такими, какие мы есть. Естественно, давайте менять то, что изменить можно.
Ты скажешь мне:
– А он не мог сделать себе операцию?
Да, тогда не мог, когда он сказал мне это, это было очень давно, в 1992 году. Так сказал мне один друг, тогда я был катехизатором, он учился в лицее и сказал:
– Если до Рождества Христова Бог не найдет для меня решения, я покончу с собой!
Я ему ответил:
– Ну разве это решение?
Он слышал одну иностранную песню с названием «Решение о самоубийстве». Когда ты воспримешь в душе слово «самоубийство» как выход из своих проблем – тут же беги к врачу! Это значит, что положение дел серьезное. Когда ты подумаешь о смерти как решении своей проблемы, это значит, что в тебе возникла депрессия, отчаяние или безнадежность. Понятно, что ты пойдешь к своему духовнику, пойдешь в церковь помолиться, но если это состояние навязчиво, сопровождается беспричинным плачем и тотальным отчаянием, и ты видишь всё в черных тонах, и на самое распрекрасное солнце смотришь как на тьму, и ничего-то тебе не нравится – то решение уже не в словах, а беги прямиком к врачу: ты нуждаешься в лечении, тебе нужна помощь.
Многие люди терзаются, но не стучатся в нужную дверь. Они стучатся не в те двери
Потому что многие люди терзаются, но не идут, не стучатся в нужную дверь. Они стучатся не в те двери. Вот приводят ко мне детей, чтобы я читал над ними заклинательные молитвы, а у детей чисто психологические проблемы. Разумеется, я их не читаю, ведь не могу же я сказать ребенку, молодому человеку, который явно в порядке, читать над ним заклинания и говорить: «Изыди, нечистый демон!» С ребенком всё в порядке, то есть, конечно, не всё в порядке, но он не бесноватый, поскольку может ходить в церковь, молиться, может причащаться. Но только с душой его проблемы неврологического или психологического свойства.
Следовательно, некоторые вещи мы полюбим такими, какие они есть, но какие-то другие вещи – это как говорится в той поговорке: «О двух вещах не надо беспокоиться в жизни: о тех, у которых есть решение, и о тех, у которых решения нет». О тех, для которых нет решения, мы сказали: мы принимаем их такими, какие они есть. Но для тех, которые решаемы, надо что-нибудь сделать. То есть жена, которую колотит муж, не может сказать: «Выход в том, чтобы принять это». Выход не в том, чтобы принять это, а надо сесть и поговорить, и чтобы вы нашли общий язык, как сделали одни супруги, недавно сказавшие мне:
– Мы сели и сказали: эта история с нашей связью больше не может так продолжаться. Мы должны посмотреть, что происходит, найти какое-нибудь решение. Идут месяцы, годы, а мы не можем найти между собой общий язык. Ругаемся, едим друг друга поедом, деремся. Надо найти решение. Не будем продолжать это до тех пор, пока не станем 70–80- и столетними.
Тут надо топнуть ногой в хорошем смысле слова, потребовать своих прав, посмотреть, в чем причина, чтобы один понял другого и потребность его души, чтобы он понял, что «Я не вышла за тебя, чтобы погубить свою жизнь, чтобы сердце мое почернело, чтобы довести себя до рака и тебя довести до рака. Надо разобраться, что происходит с нами обоими».
Для некоторых вещей решение состоит в том, чтобы поискать и пойти на перемены в своей жизни. Измени то, что тебе не нравится. Даже на Святой Горе Афон, говорил мне один знакомый, который не мог оставаться в одном монастыре: он боролся с этим, боролся год, два, три, а потом ушел в другой монастырь. Он спросил тогда:
– Хорошо ли я сделал?
Ну, чем сойти с ума, лучше уж сделай что-нибудь, отчего душа твоя сможет ожить, расцвести и чтобы ты достиг чего-то великого. Потому что кто-то мне сказал:
– Разве развод – не лучшее решение в сравнении с тем, что я буду испытывать мучение, которое никогда не кончится?
В принципе готовые решения, рецепты давать нелегко. Потому что если я скажу сейчас: «Развод!» – то некоторые скажут: «Батюшка сказал, что развод – это ок, кто хочет, пускай разводится!»
Я не говорил этого, но я сказал, что в определенных случаях для некоторых людей предпочтительней, чтобы произошло что-то, чтобы изменилась эта «система», чем чтобы они вместе губили себя. Решение для некоторых проблем следующее: что-то надо изменить дома, в наших отношениях, в семье, на работе.
Вот кем-то на работе постоянно пренебрегают, то и дело вонзают ему нож в спину, поносят его, оскорбляют, высмеивают. Там он не может говорить: «Я христианин! И принесу жертву! Ради кого? У меня семья, у меня дети, у меня зарплата», – там ты должен взыскать своих прав. Поэтому давайте выясним, что значит, что я христианин, что значит, что я смиряюсь.
В Церкви это называется рассудительностью: чтобы Бог постоянно просвещал нас, как нам ответить на каждый вызов жизни. Где-то не надо ничего делать и принять всё как есть, а в другой раз надо топнуть ногой и сказать: «Нет, это надо изменить! Всё! С понедельника буду другим человеком. У меня есть право быть счастливым, это невозможно, чтобы у меня выпадали волосы, чтобы я болел, седел, покрывался морщинами, чтобы у меня болел желудок, чтобы я не мог по ночам спать. Я найду какое-нибудь решение».
И опять же хорошо, что мы живем в эту эпоху, потому что то, что я сейчас говорю, в былые времена воспринималось как сон в летнюю ночь. В былые времена жена, которую бил муж, терпела побои. Всё. Она просто говорила: «У меня муж, который время от времени дает мне оплеуху». И обсуждала это только с какой-нибудь своей подругой. А сегодня другое. Вот, недавно проходил международный день борьбы с домашним насилием.
Итак, для некоторых проблем мы должны находить решение дома. Но вот еще вопрос. Есть еще и день борьбы против насилия над мужем. Есть и такие мужья, которые терпят побои от жен. Я знаю таких. Вопрос, однако, не в том, чтобы мы разделились на партии и лагеря и нашли победителей и побежденных, а в том, чтобы дома мы все были победителями в любви и жили в согласии между собой.
Некоторые супруги не говорят мне: «Я хочу найти решение», – а вместо этого спрашивают, кто из них прав. Я говорю:
– Ну хорошо, если мы скажем, что один прав, то что ты станешь делать потом? Разве ты не скажешь: «А, батюшка мне сказал, что я прав!»
Значит, в следующей ссоре он будет пользоваться этим и скажет: «Батюшка сказал мне, что я прав!»
Дело в том, что дома побеждает не тот, кто прав. Христос победил не Своим правом, Он победил зло потому, что согласился лишиться Своего права и быть распятым. Это парадоксальная логика, которую Церковь вносит в нашу жизнь. Если кто-нибудь может пожертвовать чем-то для блага семьи, не вредя, однако, своей душе, то пускай делает это. Он поищет, отступит, изменится, но в той степени, в какой сохраняет душевное равновесие и покой. Если же это его разрушает, тогда надо найти какое-нибудь другое решение.
Андрей Конанос
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.