Священник о Михаиле Ефремове

О деле Михаила Ефремова и о покаянии в тюрьме — протоиерей Василий Гелеван, священник храма Благовещения в Сокольниках, также исполняющий пастырское служение в СИЗО №1 (Москва).
— Отче, сейчас все обсуждают дело Михаила Ефремова. Вокруг этого очень много эмоций. Какое было бы на ваш взгляд христианское отношение к этому происшествию?
— Очень важно понимать, что мы – христиане, и не забывать, что суть христианства – в Евангелии. Нужно оценивать всё с этой точки зрения, поскольку Господь Бог присутствует в нашей жизни. Когда мы видим такое событие, которое случилось с актёром Михаилом Ефремовым, мы можем вспомнить, что Господь Бог, Творец неба и земли всё устраивает ко благу. Как говорили наши предки: «Всё, что ни даёт Господь, всё к лучшему».
Михаил Ефремов публично признавался, что он – человек верующий, совершал паломничества на Афон и по святым местам. И он одарённый человек, он вёл за собой множество людей. Но тот путь, которым он шёл – в никуда. Я не знаю, как Михаил Ефремов боролся со своей страстью, но, очевидно, что именно страсть привела его к тому событию, которое произошло.
Милосердный Господь хочет очистить наши сердца и даёт каждому свой путь. Кому-то – тяжёлую болезнь, через которую он, неся свой тяжёлый крест, приобретает смирение и избавляется от своей страсти. Кому-то – тюрьму или суму.
При этом Господь милосерден. Мы можем роптать, не понимать Его дара. Но проходит время, и мы понимаем, что именно так Господь приводит нас к Себе, приготавливает наше сердце к тому, чтобы войти в Царство Небесное.
Сейчас хочется пожелать Михаилу Олеговичу со смирением принять этот приговор, с терпением нести свой крест. А нам всем пожелать, чтобы мы за него помолились.
— Михаил Ефремов — популярный актёр, сын популярного режиссёра, близкий сразу нескольким поколениям. Вокруг него поднялась активная Интернет-дискуссия, отнимающая много сил. Как лучше из этой дискуссии выйти?
— Сам Михаил Ефремов называл своё амплуа «весёлый алкоголик». Факт, что недуг винопития очень популярен в России. Видимо, многие смотрят на события жизни Ефремова как на свои личные – людей, подверженных пьянству, у нас много. Люди очень лично приняли случившиеся с Михаилом, но каждый переживает за себя.
Усиленному вниманию способствовал и ажиотаж, который создали СМИ. И это очень жаль, поскольку речь идёт не о художественном персонаже, а о конкретном живом человеке. Я считаю, что создавать такую шумиху было безнравственно.
Но, с другой стороны, эта история назидательна. Она каждому даёт повод поставить себя на место актёра. И я очень надеюсь, что такой тяжёлый приговор будет отрезвляющим для многих. Потому что садиться за руль в алкогольном опьянении – это преступление.



— Тюрьма – место тёмное и страшное. Что хорошего из нее можно вынести?
— При всей её наглядной злобе и муке, тюрьма способна принести человеку духовный опыт. Для этого сегодня в тюрьмах строят храмы.
Собственно, храмы в тюрьмах появились не сегодня. Например, в СИЗО № 1 в Москве храм был, сидельцы туда ходили, но потом кому-то понадобилось этот храм разобрать. Сегодня его восстанавливают, храм действует, сидельцы приходят туда исповедоваться.
Эта исповедь – особенная. Это исповедь людей, которые ещё вчера на полном ходу скакали по жизни, а сейчас остановились, и у них появилось время проанализировать происходящее в их жизни.
Так в своём семитомном романе «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст день за днём анализирует свою жизнь. Или блаженный Августин, который описывает свою жизнь в «Исповеди».
У заключённого тоже есть время пообщаться с Богом и священником и составить собственную исповедь. Одна эта возможность стоит очень многого. Причём нередко диалог между священником и исповедником завязывается не сразу. Поначалу к нам, бывает, относятся настороженно. Возможно, думают, что мы сотрудничаем с администрацией, что у меня под рясой погоны. Первые одна-две встречи почти всегда проходят впустую – когда исповедующийся и священник присматриваются друг к другу, устанавливают доверие.
Бывали и совсем забавные случаи. Однажды приходит ко мне человек на исповедь, и я его спрашиваю:
— О чём вы в жизни жалеете?
— Да вот, перед самой посадкой поменял на катере мотор, а новый так и не опробовал.
Но в итоге происходит преображение человека, который вчера был озлобленным хищником, а сегодня стал христианином, принявшим волю Божью о себе. И из тюрьмы выходит именно такой человек.
В этом, собственно, смысл тюремного заключения – когда человек исправляет свою жизнь и выходит новым. Именно этого хочется пожелать Михаилу Ефремову.
При этом очень обнадёживает, что он все же признал свою вину. Очень хочется думать, что спустя несколько лет тюремного заключения он выйдет на свободу новым человеком. Что он, прежде всего, примет свой крест, искупит свою вину перед обществом, покается перед Богом и получит право вернуться к делу своей жизни.



— У вас перед глазами есть конкретные примеры заключённых, которые смогли в тюрьме переосмыслить свою жизнь?
— Конечно. Тюрьма вообще способна дать человеку очень многое. Если ты видел и слышал, что там происходит, если ты просто чувствовал запахи, то просто очень хочешь вернуться в обычную мирную жизнь.
Но, кроме того, тюрьма открывает человеку мир духовный. До тех пор, пока бегут по жизни, многие наши современники даже не задумываются о существовании жизни вечной.
А в «Матросской тишине» доступна духовная литература, там организована молитвенная комната, где горят лампады. Я уж не говорю просто о том, что там есть храм. При желании там у человека есть полная возможность погрузиться в изучение слова Божьего.
Плюс там есть регулярная исповедь. Внешне она – такая же, как в миру, и отличается только тем, что хотя слезы там скупые, после разговора со священником приходится умывать и насухо вытирать лицо, чтобы слёз кающегося не увидели братки.
Во всём остальном, поверьте, это – настоящая исповедь, люди искренне раскаиваются перед Богом и священником. Эта исповедь выстрадана, и эта скупая мужская слеза многого стоит.
Недавно мы прямо в СИЗО крестили двух юношей, которые тут решили креститься. И такие просьбы поступают регулярно.
Не так давно у нас сидел инженер и архитектор, который за время, которое он провёл в «Матросской тишине», помог нам спроектировать и построить храм.
Ещё один человек был прихожанином соседнего храма, а потом не устоял, преступил закон. За хорошее поведение его оставили здесь в СИЗО, так что он иногда даже видится со своими родственниками, но сидеть ему ещё несколько лет.
Он и чтец, и пономарь, и вообще большой помощник священнику. Как он говорит, раньше в его жизни все было обычно, а теперь он действительно видит руку Божию в своей жизни.

Протоиерей Василий Гелеван
« Как вести себя в храме
О новом статусе греческого проповедника Андрея... »
  • +10

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.