Почему своеволие опасно
У меня был знакомый, человек, одаренный великим талантом писать иконы. Много икон написал, даже один из центральных храмов расписан его рукой. Но что-то потом случилось с его жизнью, с его душой. Он перестал писать иконы, перестал ходить в храм, перестал причащаться. А вчера он умер. Умер от разрыва сердца во время спортивных упражнений, не дожив до 60 лет. Хотя человек был очень одаренный и все свое время был очень церковным человеком.
Но что произошло с душой. Почему звезда путеводная по жизни – вера – отошла от его сердца. И каждый человек, он ведь в свое время будет испытан, испытан этим искушением. Поэтому нам очень нужно бояться, во-первых осуждать людей, которые вне церкви. Мы не имеем права их осуждать, это страшно, потому что мы не знаем, что происходит в душах. Вот у нас есть это сокровище веры и мы должны его хранить. Мы должны взгревать веру. Мы все должны делать, чтобы она укреплялась и умножалась в нашем сердце. Чтобы огонь горел, пусть не ярким костром, но хотя бы тихой лампадкой.
Ни в коем случае нельзя свысока смотреть на тех, у кого сегодня этого дара нет, потому что осуждение оно нас выводит на этот же путь. Господь даст нам такое испытание, если человек осуждает. И обязательно вера, она подвергнется испытанию. И нужно все время во время Символа веры, когда мы поем, чтобы мысленно Богу возносилось: «Господи, дай мне сил преодолеть испытание моей веры, когда подступят сомнения, когда вихри враждебные начнут веять, чтобы вера не поколебалась, чтобы душа устояла, чтобы звезда не скрылась за облаками!»
Без веры угодить Богу не возможно. И вера – это не просто сердечное чувство присутствия Бога. Вера – это и знание духовных законов. Вера – это и умение слышать голос Церкви. Слышать ее сердцебиение, быть послушным тому, что Церковь говорит и как она живет. В общем-то для спасения этого и достаточно: чтобы человек был послушен Церкви. Послушен не просто формально по каким-то, а сердцем чувствовал, что есть истина, а что — ложь. И готов был, если в каких-то его понятиях закрались ложные мысли, ложные представления, от них отказаться ради истины.
Это сложно, потому у всех у нас огромное самоволие. Наша воля — она такая дубовая, она медная. Является медной стеной между нами и между Богом. Человек держится за свое мнение: то, что он считает, то, что он где-то услышал от своих там бабушек, прабабушек, от соседей, от телевизора. Он думает: «А я так считаю». Нет, христианин должен быть гибким и мягким. И если его «считание» идет вразрез с тем, как верит Церковь, он должен уметь перестроиться.
На этой неделе я столкнулся с тем, что среди наших прихожан, которые давно в Церкви, которые ходят на службу, которые причащаются, тем не менее в их сознание закрадываются какие-то, ну, абсолютно ложные понятия. Например, одна прихожанка, она ну прямо прилипла к астрологическим прогнозам, застряла в них, что-то там ей захотелось узнать о себе. А другая толкует свою жизнь по сонникам. Ну это как это возможно?! Как возможно в одной душе сохранять веру во Святую Троицу и в то, что есть мерзость пред Богом. Как это возможно? Как это совместимо? Это значит, что душа ну какая-то неустойчивая, какая-то поврежденная, если в нее вкрадываются вот такие представления о жизни. Я думаю, что многие какие-то истории, если только вот немножко так заглянуть в душу, мне кажется, что там столько всего намешано каких-то представлений, фантазий, фобий, ересей.
У другой прихожанки, ну это давно было, но просто тоже к слову, что в храм ходит, причащается. Когда мы говорим, что причащается, то это подразумевает, что человек верный. Верный – это тот, которому вверены Тело и Кровь Христовы. Это такой знак качества. Что человек – он узнал веру, он исправил свою жизнь, он находится в постоянном труде над своей душой. И ему Господь дает это дар. Дар как воину, которому необходимо получить вот это средство поддержки его воинской доблести. Не всякому человеку дается этот дар. И подразумевается, что если он доходит до чаши, у него в душе должен быть, ну, в сознании должен быть какой-то порядок.
Ну, приходит и говорит, я тут была где-то в гостях у своей племянницы — племянница вне брака понесла. Я говорит… Что-то меня дернуло, я говорит, ей посоветовала, чтобы она (мужа нет, надо же как-то дальше жить) чтоб она пошла в абортарий. Жуть какай-то. Ну, человек много лет в Церкви и в то же время вот такие вещи они как-то проникают в ее сознание и в действия. Ну это же получается, что она подтолкнула на убийство своего близкого человека. Она не поддержала, не отвратила, не на Божию дорогу направила, а наоборот ее толкнула к обрыву. Потому что как там жизнь дальше… Но слава Богу, что племянница оказалась мудрее, чем ее верующая церковная тетка.
Так вот дорогие мои, вера – это система навигации. Вера — это компас и его нужно очень четко всегда хранить, хранить от размагничивания. Поэтому мы все время говорим, что обязательно нужно читать духовную литературу. Обязательно нужно не просто формально что-то делать, а нужно, чтобы наш ум и наше сердце – они были настроены, настроены видеть курс, по которому необходимо нам идти к спасению.
А когда мы подойдем к Царствию небесному, эти двери будут закрыты и с той стороны нам скажут: «Пароль? Говори пароль?» Что мы должны сказать? Верую во Единого Бога Отца Вседержителя. Да, точно. Символ веры является паролем, по которому впускают в эти врата. Нам не просто нужно его знать по памяти, как бы, как таблицу умножения, важно еще и понимать суть нашей веры.
На фото: протоиерей Евгений Попиченко, настоятель Собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Екатеринбурге, руководитель Православной службы милосердия Екатеринбургской епархии.
Но что произошло с душой. Почему звезда путеводная по жизни – вера – отошла от его сердца. И каждый человек, он ведь в свое время будет испытан, испытан этим искушением. Поэтому нам очень нужно бояться, во-первых осуждать людей, которые вне церкви. Мы не имеем права их осуждать, это страшно, потому что мы не знаем, что происходит в душах. Вот у нас есть это сокровище веры и мы должны его хранить. Мы должны взгревать веру. Мы все должны делать, чтобы она укреплялась и умножалась в нашем сердце. Чтобы огонь горел, пусть не ярким костром, но хотя бы тихой лампадкой.
Ни в коем случае нельзя свысока смотреть на тех, у кого сегодня этого дара нет, потому что осуждение оно нас выводит на этот же путь. Господь даст нам такое испытание, если человек осуждает. И обязательно вера, она подвергнется испытанию. И нужно все время во время Символа веры, когда мы поем, чтобы мысленно Богу возносилось: «Господи, дай мне сил преодолеть испытание моей веры, когда подступят сомнения, когда вихри враждебные начнут веять, чтобы вера не поколебалась, чтобы душа устояла, чтобы звезда не скрылась за облаками!»
Без веры угодить Богу не возможно. И вера – это не просто сердечное чувство присутствия Бога. Вера – это и знание духовных законов. Вера – это и умение слышать голос Церкви. Слышать ее сердцебиение, быть послушным тому, что Церковь говорит и как она живет. В общем-то для спасения этого и достаточно: чтобы человек был послушен Церкви. Послушен не просто формально по каким-то, а сердцем чувствовал, что есть истина, а что — ложь. И готов был, если в каких-то его понятиях закрались ложные мысли, ложные представления, от них отказаться ради истины.
Это сложно, потому у всех у нас огромное самоволие. Наша воля — она такая дубовая, она медная. Является медной стеной между нами и между Богом. Человек держится за свое мнение: то, что он считает, то, что он где-то услышал от своих там бабушек, прабабушек, от соседей, от телевизора. Он думает: «А я так считаю». Нет, христианин должен быть гибким и мягким. И если его «считание» идет вразрез с тем, как верит Церковь, он должен уметь перестроиться.
На этой неделе я столкнулся с тем, что среди наших прихожан, которые давно в Церкви, которые ходят на службу, которые причащаются, тем не менее в их сознание закрадываются какие-то, ну, абсолютно ложные понятия. Например, одна прихожанка, она ну прямо прилипла к астрологическим прогнозам, застряла в них, что-то там ей захотелось узнать о себе. А другая толкует свою жизнь по сонникам. Ну это как это возможно?! Как возможно в одной душе сохранять веру во Святую Троицу и в то, что есть мерзость пред Богом. Как это возможно? Как это совместимо? Это значит, что душа ну какая-то неустойчивая, какая-то поврежденная, если в нее вкрадываются вот такие представления о жизни. Я думаю, что многие какие-то истории, если только вот немножко так заглянуть в душу, мне кажется, что там столько всего намешано каких-то представлений, фантазий, фобий, ересей.
У другой прихожанки, ну это давно было, но просто тоже к слову, что в храм ходит, причащается. Когда мы говорим, что причащается, то это подразумевает, что человек верный. Верный – это тот, которому вверены Тело и Кровь Христовы. Это такой знак качества. Что человек – он узнал веру, он исправил свою жизнь, он находится в постоянном труде над своей душой. И ему Господь дает это дар. Дар как воину, которому необходимо получить вот это средство поддержки его воинской доблести. Не всякому человеку дается этот дар. И подразумевается, что если он доходит до чаши, у него в душе должен быть, ну, в сознании должен быть какой-то порядок.
Ну, приходит и говорит, я тут была где-то в гостях у своей племянницы — племянница вне брака понесла. Я говорит… Что-то меня дернуло, я говорит, ей посоветовала, чтобы она (мужа нет, надо же как-то дальше жить) чтоб она пошла в абортарий. Жуть какай-то. Ну, человек много лет в Церкви и в то же время вот такие вещи они как-то проникают в ее сознание и в действия. Ну это же получается, что она подтолкнула на убийство своего близкого человека. Она не поддержала, не отвратила, не на Божию дорогу направила, а наоборот ее толкнула к обрыву. Потому что как там жизнь дальше… Но слава Богу, что племянница оказалась мудрее, чем ее верующая церковная тетка.
Так вот дорогие мои, вера – это система навигации. Вера — это компас и его нужно очень четко всегда хранить, хранить от размагничивания. Поэтому мы все время говорим, что обязательно нужно читать духовную литературу. Обязательно нужно не просто формально что-то делать, а нужно, чтобы наш ум и наше сердце – они были настроены, настроены видеть курс, по которому необходимо нам идти к спасению.
А когда мы подойдем к Царствию небесному, эти двери будут закрыты и с той стороны нам скажут: «Пароль? Говори пароль?» Что мы должны сказать? Верую во Единого Бога Отца Вседержителя. Да, точно. Символ веры является паролем, по которому впускают в эти врата. Нам не просто нужно его знать по памяти, как бы, как таблицу умножения, важно еще и понимать суть нашей веры.
На фото: протоиерей Евгений Попиченко, настоятель Собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Екатеринбурге, руководитель Православной службы милосердия Екатеринбургской епархии.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.