Размышления православного психолога о неведении и многоведении

Помню, еще в юности, когда я впервые смотрел фильм про Шерлока Холмса, меня как-то по особенному зацепило его рассуждение о том, что человеку не обязательно знать все-все-все вообще.




Достаточно знать лишь то, что необходимо ему для его непосредственной деятельности. В те временя согласиться с рассуждением Шерлока Холмса я не смог, несмотря на всю свою самую горячую симпатию к этому персонажу. Прошли годы. И теперь, перечитывая слова Артура Конан-Дойля, которые он написал от лица своего знаменитого персонажа, я уже совсем иначе отношусь к сказанному. Думаю, эти слова стоят того, чтобы еще раз их процитировать:
«Человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новые, вы будете забывать что-то из прежнего. поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных»
И вот, похоже, это обещанное Шерлоком Холмсом время пришло. Человек сегодня буквально переполнен знаниями, которые ему совершенно не нужны. Более того – человек сегодня вообще плохо различает нужные ему знания от ненужных. Уже не одно поколение воспитано с неким безусловным пиететом по отношению к знанию, как к таковому, безотносительно его содержания и способа употребления. Эрудиция стала самодостаточной ценностью, в обиход вошли странные способы времяпровождения, вроде разгадывания кроссвордов или телевизионных викторин, где люди должны продемонстрировать свою осведомленность в вопросах, которые бесконечно далеки от их круга повседневной жизни. Наверное, Шерлок Холмс ужаснулся бы, видя такую картину. Великий сыщик полагал, что чрезмерное обогащение бесполезными знаниями может ослабить его ум в сыскном деле, которому он посвятил свою жизнь. Но что же тогда можно сказать об этой же проблеме с христианской точки зрения? Ведь главным делом христианина является не поиск преступников, как это было у Холмса, а – спасение своей души, исправление себя. К своему удивлению, я недавно обнаружил в христианской литературе рассуждение, почти буквально повторяющее мысль Шерлока Холмса об опасности избыточных знаний. Вот что пишет преподобный Никодим Святогорец в своем знаменитом труде «Невидимая Брань»:
«Как необходимо, как сказали мы, блюсти ум от неведения, так равно необходимо блюсти его и от противоположного неведению многоведения и любопытства. Ибо коль скоро наполним мы его множеством ведений, представлений и помыслов, не исключая и суетных, непотребных и вредных, то сделаем его бессильным; и он не возможет уже добре уразумевать, что пригодно к истинному самоисправлению нашему и совершенству".
Выводы тут каждый сделает для себя сам. Я, например, всякий раз, когда меня тянет пошарить на различных сайтах по ссылкам в моей ленте на ФБ, вспоминаю слова Шерлока Холмса, помноженные на слова святого Никодима. И понимаю, что «чердак» у меня и так уже захламлен дальше некуда. Пора, ежели не наводить там порядок, то, хотя бы, не тащить туда все новые и новые порции ненужного хлама. Чтоб не вытеснил он оттуда то, что действительно – единое на потребу.

Автор: Александр Ткаченко
« Священник, который украл невесту
Ролевые компьютерные игры — грешно ли в них... »
  • +7

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.