О вере и желании избежать опасности
Обязан ли христианин встречать любую опасность с открытым забралом и всегда быть готовым к смерти? Уклоняться от опасности — всегда ли значит предавать веру?
С началом эпидемии многие сознавали, что молитва — едва ли не главное, что от нас требуется и что может помочь. Но в реальности храмы закрылись для прихожан, Таинства стали труднодоступными — и ровно тогда, когда они, казалось бы, нужнее всего… У многих заскребло в душе: что же это, страх перед вирусом оказался сильнее нашего доверия Богу? А не пахнет ли тут отступничеством от Христа? Не обещает ли Евангелие, что и волос с головы человека не упадет без воли Отца Небесного? (Ср. Мф 10:29–30.) В Откровении Иоанна Богослова не сказано ли, что у боязливых одна участь с неверными — гореть в озере, полыхающем серою (Ср. Откр. 21:8)?
Выбор между «святым бесстрашием» и «разумной осторожностью» — не новый. Его приходилось совершать еще апостолам, а после — их преемникам — епископам, которым апостолы препоручили совершение Таинств, церковное руководство и дело учительства. О них мы поговорим в свое время. Но прежде всего взглянем на пример Самого Иисуса Христа. Пример, следовать которому по определению должен каждый христианин.
Откроем Новый Завет:
В Евангелии от Иоанна говорится, что после очередного спора с иудеями Иисус в течение некоторого времени ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его (Ин 7:1). Он сделал вид, что не пойдет даже на праздник поставления кущей в Иерусалиме. Вы пойдите на праздник сей, — сказал Иисус Своим нареченным братьям, — а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось (Ин 7:8).
Другой эпизод мы находим в Евангелии от Луки. Иисус приходит в синагогу в Назарете, читает фрагмент из книги пророка Исаии и обращает внимание собравшихся на один крайне неприятный для них момент: Бог нередко оставляет израильтян, уверенных в своей праведности и избранности, и благословляет язычников — людей, по-видимому далеких от истинной веры, зато искренних и ищущих Бога.
Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился (Лк 4:28–30).
Что значит — пройдя посреди них? Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Лопухин предполагал, что Господь воспользовался Своей божественной властью и, «одним повелительным взглядом заставив расступиться теснивших Его людей, спокойно прошел среди них». Схожее мнение высказывал другой известный толкователь Евангелия Борис Гладков.
Всё это может нас озадачить:
Мы же помним, что в Гефсимании, когда Иуда привел туда вооруженных людей, Господь не стал им сопротивляться. Апостол Петр попытался вступиться за Учителя, но Тот велел ему вложить меч в ножны: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что тáк должно быть? (Мф 26:53–54.)
Почему же тогда в Назарете Спаситель, можно сказать, сбежал от разъяренной толпы?
Не потому, что «бегал от страданий» вообще, а потому, что «ждал определенного времени», объяснял толкователь Нового Завета блаженный Феофилакт, епископ Болгарский: «Он пришел пострадать за нас; а теперь, когда еще [только] начиналась Его проповедь, Ему не дóлжно было предавать Себя на смерть».
Если бы Христа сбросили в горную пропасть (или учинили над Ним какую-то иную расправу) еще в начале Его земного служения, Он не исполнил бы то дело — дело спасения нас от греха и смерти, — ради которого и пришел в мир. Не успел бы собрать учеников, которые станут основанием Церкви. Не научил бы их тайнам Царства Небесного (те и так до самого распятия Христа недоумевали, в каком смысле Он толкует им о Своем единстве с Отцом и когда же наконец станет царем). И может быть, самое главное — искупить грехи человечества должна была именно крестная смерть Христа за оградой Иерусалима, смерть мучительная и позорная, предваряемая предательством ученика и беснованием толпы. Почему это так — тайна Промысла Божия. Но такую смерть Христа предсказывали все пророки.
Допустим, у Самого Христа были особые причины избегать смерти раньше срока. Но разве Он заповедал нам бегать от страданий?
Господь предостерегал от безрассудной отваги и учеников. Посылая их на проповедь по городам Палестины, Он сказал: Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас <…> Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф 10:17, 23). Конечно же, Иисус учил их не робости, «но тому, чтобы они не подвергали себя легкомысленно опасности, не умирали и не наносили ущерба тем, кому надлежало получить пользу от проповеди», — так объяснял эти слова в V веке святитель Кирилл Александрийский, один из величайших авторитетов христианской Церкви.
Другие важные слова Христос сказал ученикам незадолго до Своей смерти, возвещая им о предстоящем разрушении Иерусалима: Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное (Лк 21:20–22).
По сути, Господь велел ученикам: бегите из Иерусалима при первых признаках его осады. Судьба города предрешена, и ваша вера должна будет выражаться не в героическом сопротивлении врагу, а в том, чтобы вовремя уйти.
Именно так христиане и поступили во время Первой иудейской войны, когда в ответ на восстание евреев император Тит Веспасиан направил в Иудею карательную экспедицию во главе со своим сыном Титом. Поначалу восставшим сопутствовал успех, но христиане Иерусалима помнили слова Иисуса и оставили город заранее, пока это еще было возможно. Потом к Иерусалиму подошли римские войска, много месяцев стояли под его стенами, а в августе 70 года ворвались внутрь и разрушили в городе всё, включая Храм. По данным иудейского историка Иосифа Флавия, за месяцы осады погибло более миллиона иерусалимлян — не только от военных действий, но и от голода, и от болезней.
Христиане же, исполнив волю Господа, избежали гибели. Они сохранили не только жизнь, но и само христианство.
Какой же из всего этого вывод?
Пример того, как нужно относиться к опасностям, показал нам Сам Господь. Страха у Него не было никогда и ни перед чем; вспомним, как безмятежно Он спал на возглавии лодки во время бури; как постоянно ободрял апостолов, говоря им: «Не бойтесь!»; как мужественно держался перед первосвященниками и Пилатом. И, тем не менее, в некоторых ситуациях Он явно предпочитал обходить опасность стороной, а не героически преодолевать ее. Почему?
Потому, что Христос пришел на землю не совершать подвиги, более или менее мелочные, и не побеждать врагов, более или менее ничтожных. Он пришел совершить один-единственный Подвиг – отдать Свою человеческую жизнь ради вечного спасения многих. Он явился победить одного врага – сатану, подчинившего весь человеческий род греху и смерти. И Он не собирался размениваться на мелочи.
И перед Своими учениками Христос не ставил задачу, что называется, «в упор не замечать» никакой опасности. Наоборот, Он призывал их к бдительности и предупреждал, что в «дни отмщения», уготованные Богом для неисправимых грешников, христиане должны отойти в сторону и переждать это грозное время вдали.
Очевидно, Господь не ждет от нас какой-то непомерной отваги (которая часто бывает сопряжена с непомерной гордостью) и не хочет, чтобы мы бездумно рисковали, как бы вынуждая Его вмешиваться в ситуацию и выручать нас, когда мы по глупости попадем в беду. Такое наше поведение было бы очень похоже на искушение, предложенное Христу сатаной в пустыне: если Ты Сын Божий, бросься вниз [с отвесной стены храма], ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя. Иисус на это, как вы помните, отвечал: написано также: не искушай Господа Бога Твоего (Ср.: Мф 4: 6, 7). Христос хочет, чтобы мы действовали разумно, добросовестно исполняя то, что Он нам поручил, и не делая того, чего Он не поручал.
Автор: Игорь Цуканов
С началом эпидемии многие сознавали, что молитва — едва ли не главное, что от нас требуется и что может помочь. Но в реальности храмы закрылись для прихожан, Таинства стали труднодоступными — и ровно тогда, когда они, казалось бы, нужнее всего… У многих заскребло в душе: что же это, страх перед вирусом оказался сильнее нашего доверия Богу? А не пахнет ли тут отступничеством от Христа? Не обещает ли Евангелие, что и волос с головы человека не упадет без воли Отца Небесного? (Ср. Мф 10:29–30.) В Откровении Иоанна Богослова не сказано ли, что у боязливых одна участь с неверными — гореть в озере, полыхающем серою (Ср. Откр. 21:8)?
Выбор между «святым бесстрашием» и «разумной осторожностью» — не новый. Его приходилось совершать еще апостолам, а после — их преемникам — епископам, которым апостолы препоручили совершение Таинств, церковное руководство и дело учительства. О них мы поговорим в свое время. Но прежде всего взглянем на пример Самого Иисуса Христа. Пример, следовать которому по определению должен каждый христианин.
Откроем Новый Завет:
В Евангелии от Иоанна говорится, что после очередного спора с иудеями Иисус в течение некоторого времени ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его (Ин 7:1). Он сделал вид, что не пойдет даже на праздник поставления кущей в Иерусалиме. Вы пойдите на праздник сей, — сказал Иисус Своим нареченным братьям, — а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось (Ин 7:8).
Другой эпизод мы находим в Евангелии от Луки. Иисус приходит в синагогу в Назарете, читает фрагмент из книги пророка Исаии и обращает внимание собравшихся на один крайне неприятный для них момент: Бог нередко оставляет израильтян, уверенных в своей праведности и избранности, и благословляет язычников — людей, по-видимому далеких от истинной веры, зато искренних и ищущих Бога.
Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился (Лк 4:28–30).
Что значит — пройдя посреди них? Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Лопухин предполагал, что Господь воспользовался Своей божественной властью и, «одним повелительным взглядом заставив расступиться теснивших Его людей, спокойно прошел среди них». Схожее мнение высказывал другой известный толкователь Евангелия Борис Гладков.
Всё это может нас озадачить:
Мы же помним, что в Гефсимании, когда Иуда привел туда вооруженных людей, Господь не стал им сопротивляться. Апостол Петр попытался вступиться за Учителя, но Тот велел ему вложить меч в ножны: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что тáк должно быть? (Мф 26:53–54.)
Почему же тогда в Назарете Спаситель, можно сказать, сбежал от разъяренной толпы?
Не потому, что «бегал от страданий» вообще, а потому, что «ждал определенного времени», объяснял толкователь Нового Завета блаженный Феофилакт, епископ Болгарский: «Он пришел пострадать за нас; а теперь, когда еще [только] начиналась Его проповедь, Ему не дóлжно было предавать Себя на смерть».
Если бы Христа сбросили в горную пропасть (или учинили над Ним какую-то иную расправу) еще в начале Его земного служения, Он не исполнил бы то дело — дело спасения нас от греха и смерти, — ради которого и пришел в мир. Не успел бы собрать учеников, которые станут основанием Церкви. Не научил бы их тайнам Царства Небесного (те и так до самого распятия Христа недоумевали, в каком смысле Он толкует им о Своем единстве с Отцом и когда же наконец станет царем). И может быть, самое главное — искупить грехи человечества должна была именно крестная смерть Христа за оградой Иерусалима, смерть мучительная и позорная, предваряемая предательством ученика и беснованием толпы. Почему это так — тайна Промысла Божия. Но такую смерть Христа предсказывали все пророки.
Допустим, у Самого Христа были особые причины избегать смерти раньше срока. Но разве Он заповедал нам бегать от страданий?
Господь предостерегал от безрассудной отваги и учеников. Посылая их на проповедь по городам Палестины, Он сказал: Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас <…> Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф 10:17, 23). Конечно же, Иисус учил их не робости, «но тому, чтобы они не подвергали себя легкомысленно опасности, не умирали и не наносили ущерба тем, кому надлежало получить пользу от проповеди», — так объяснял эти слова в V веке святитель Кирилл Александрийский, один из величайших авторитетов христианской Церкви.
Другие важные слова Христос сказал ученикам незадолго до Своей смерти, возвещая им о предстоящем разрушении Иерусалима: Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное (Лк 21:20–22).
По сути, Господь велел ученикам: бегите из Иерусалима при первых признаках его осады. Судьба города предрешена, и ваша вера должна будет выражаться не в героическом сопротивлении врагу, а в том, чтобы вовремя уйти.
Именно так христиане и поступили во время Первой иудейской войны, когда в ответ на восстание евреев император Тит Веспасиан направил в Иудею карательную экспедицию во главе со своим сыном Титом. Поначалу восставшим сопутствовал успех, но христиане Иерусалима помнили слова Иисуса и оставили город заранее, пока это еще было возможно. Потом к Иерусалиму подошли римские войска, много месяцев стояли под его стенами, а в августе 70 года ворвались внутрь и разрушили в городе всё, включая Храм. По данным иудейского историка Иосифа Флавия, за месяцы осады погибло более миллиона иерусалимлян — не только от военных действий, но и от голода, и от болезней.
Христиане же, исполнив волю Господа, избежали гибели. Они сохранили не только жизнь, но и само христианство.
Какой же из всего этого вывод?
Пример того, как нужно относиться к опасностям, показал нам Сам Господь. Страха у Него не было никогда и ни перед чем; вспомним, как безмятежно Он спал на возглавии лодки во время бури; как постоянно ободрял апостолов, говоря им: «Не бойтесь!»; как мужественно держался перед первосвященниками и Пилатом. И, тем не менее, в некоторых ситуациях Он явно предпочитал обходить опасность стороной, а не героически преодолевать ее. Почему?
Потому, что Христос пришел на землю не совершать подвиги, более или менее мелочные, и не побеждать врагов, более или менее ничтожных. Он пришел совершить один-единственный Подвиг – отдать Свою человеческую жизнь ради вечного спасения многих. Он явился победить одного врага – сатану, подчинившего весь человеческий род греху и смерти. И Он не собирался размениваться на мелочи.
И перед Своими учениками Христос не ставил задачу, что называется, «в упор не замечать» никакой опасности. Наоборот, Он призывал их к бдительности и предупреждал, что в «дни отмщения», уготованные Богом для неисправимых грешников, христиане должны отойти в сторону и переждать это грозное время вдали.
Очевидно, Господь не ждет от нас какой-то непомерной отваги (которая часто бывает сопряжена с непомерной гордостью) и не хочет, чтобы мы бездумно рисковали, как бы вынуждая Его вмешиваться в ситуацию и выручать нас, когда мы по глупости попадем в беду. Такое наше поведение было бы очень похоже на искушение, предложенное Христу сатаной в пустыне: если Ты Сын Божий, бросься вниз [с отвесной стены храма], ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя. Иисус на это, как вы помните, отвечал: написано также: не искушай Господа Бога Твоего (Ср.: Мф 4: 6, 7). Христос хочет, чтобы мы действовали разумно, добросовестно исполняя то, что Он нам поручил, и не делая того, чего Он не поручал.
Автор: Игорь Цуканов
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Спасибо. Вразумительная статья. Отвечающая на многие вопросы.
- ↓