Учение о Троице: что это такое?
Христианское учение о Пресвятой Троице — как люди пытаются понять его?
Как люди пытаются понять тайну Святой Троицы
Однажды блаженный Августин, епископ и богослов IV века, размышляя над тайной Святой Троицы, прогуливался по берегу моря. Он увидел мальчика, роющего ямку в песке и переливающего туда воду, которую он зачерпывал раковиной из моря. Удивленный епископ спросил ребенка, зачем он это делает. Мальчик без промедления ответил: «Я хочу перечерпать все море в эту ямку». Усмехнувшись про себя, Августин стал ему объяснять, что это невозможно, но к своему удивлению услышал от него вопрос: «А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?» После этого мальчик исчез, оставив смущенного богослова на берегу моря. Эта история ярко иллюстрирует тот трепет, с которым Церковь относится к учению о Святой Троице. Тем не менее люди, используя различные образы, пытались передать хотя бы крупицу этой тайны. Мы собрали для вас самые яркие примеры таких образов.
«Emblemata Florentii Schoonhovii … partim moralia partim etiam civilia. Cum latiori eorundem ejusdem Auctoris interpretatione. Accedunt et alia quaedam poëmatia in alijs poem̈atum suonum libris non contenta» (1648) Посмотрите на солнце в ясный летний день. Это одно солнце, но при этом в нем можно различить диск, луч и тепло. Солнечный диск может напомнить нам Отца, луч – Сына, а тепло – Святого Духа. Такую аналогию предложил святой Герман, патриарх Константинопольский (VIII в.).
«Our greater country; being a standard history of the United States from the discovery of the American continent to the present time ..» (1901) Если во время прогулки вы подойдете к ручью, то и в нем можно распознать троичность: исток ручья – образ Бога Отца, русло – образ Бога Сына, устье – образ Святого Духа. Но главное, что все это – единый ручей. Так пытался объяснить эту тайну святитель Григорий Богослов.
Однажды святой Патрик, просветитель Ирландии, пришел к языческим жрецам. Он начал проповедовать им христианство и, когда язычники попросили объяснить триединство Бога, святой Патрик склонился к земле и сорвал трилистник клевера: — Разве вы не видите, что это и один листок, и три листка, — сказал святой, — так и в Троице Одна Сущность и Три Личности.
Как я могу самоопределиться? Как могу осознать свою индивидуальность? Только в отношении к чему-то иному, к тому, что не я. Я могу осознать самого себя только по отношению к «Ты» и «Он». Во взаимном общении этого треугольника – Я, Ты и Он, выявляется моя идентичность как личности. Так богослов, отец Сергий Булгаков (XX в.), указывал на троичность человеческого общения и самосознания.
Однако, Церковь и сами богословы всегда указывали на недостаточность, неадекватность этих образов по отношению к тайне Святой Троицы. Более глубокий уровень уже богословского осмысления сокрыт в знаменитом иконе «Троица», которая была написана в XV веке преподобным Андреем Рублевым.
Тихон Сысоев
Как люди пытаются понять тайну Святой Троицы
Однажды блаженный Августин, епископ и богослов IV века, размышляя над тайной Святой Троицы, прогуливался по берегу моря. Он увидел мальчика, роющего ямку в песке и переливающего туда воду, которую он зачерпывал раковиной из моря. Удивленный епископ спросил ребенка, зачем он это делает. Мальчик без промедления ответил: «Я хочу перечерпать все море в эту ямку». Усмехнувшись про себя, Августин стал ему объяснять, что это невозможно, но к своему удивлению услышал от него вопрос: «А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?» После этого мальчик исчез, оставив смущенного богослова на берегу моря. Эта история ярко иллюстрирует тот трепет, с которым Церковь относится к учению о Святой Троице. Тем не менее люди, используя различные образы, пытались передать хотя бы крупицу этой тайны. Мы собрали для вас самые яркие примеры таких образов.1. Солнце
2. Ручей
«Our greater country; being a standard history of the United States from the discovery of the American continent to the present time ..» (1901) Если во время прогулки вы подойдете к ручью, то и в нем можно распознать троичность: исток ручья – образ Бога Отца, русло – образ Бога Сына, устье – образ Святого Духа. Но главное, что все это – единый ручей. Так пытался объяснить эту тайну святитель Григорий Богослов.
3. Трилистник клевера
Однажды святой Патрик, просветитель Ирландии, пришел к языческим жрецам. Он начал проповедовать им христианство и, когда язычники попросили объяснить триединство Бога, святой Патрик склонился к земле и сорвал трилистник клевера: — Разве вы не видите, что это и один листок, и три листка, — сказал святой, — так и в Троице Одна Сущность и Три Личности.
4. Треугольник
Как я могу самоопределиться? Как могу осознать свою индивидуальность? Только в отношении к чему-то иному, к тому, что не я. Я могу осознать самого себя только по отношению к «Ты» и «Он». Во взаимном общении этого треугольника – Я, Ты и Он, выявляется моя идентичность как личности. Так богослов, отец Сергий Булгаков (XX в.), указывал на троичность человеческого общения и самосознания.
4. Человеческая личность
Можно углубиться в самого себя и увидеть триединство внутри нас самих. Наш ум – образ Отца, словесная способность – образ Бога Сына, сила, которой живет наше тело – отпечаток Святого Духа. Такую трактатовку предлагал святитель Игнатий Брянчанинов.6. Пространство
Пространство, в котором мы живем, также несет на себе печать Троицы. Оно имеет три измерения: высоту, ширину и длину. Эту троичность, изучая свойство вектора, заметил советский ученый Борис Раушенбах.Однако, Церковь и сами богословы всегда указывали на недостаточность, неадекватность этих образов по отношению к тайне Святой Троицы. Более глубокий уровень уже богословского осмысления сокрыт в знаменитом иконе «Троица», которая была написана в XV веке преподобным Андреем Рублевым.
Тихон Сысоев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.