Могут ли спастись еретики, пострадавшие за Христа?
Иногда сторонники убеждения о том, что еретики могут спастись, приводят в пример католических или протестантских миссионеров, убитых иноверцами, и спрашивают: неужели вы даже про них, пострадавших за Христа до смерти, посмеете сказать, что в будущем веке они будут отлучены от Христа?
Этот аргумент в сущности ничего не способен противопоставить ясным словам апостола и святых отцов о погибельности ереси, он просто бьет на эмоции, уводя дискуссию из сферы ума в сферу личных чувствований и сентиментов.
Отвечая на этот аргумент, нет необходимости придумывать что-то новое, достаточно напомнить знаменитые слова священномученика Киприана Карфагенского: «Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником» [Цит. по: свящ. Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катихизической хрестоматии. СПб., 1900. С. 428]. А также 34 правило Лаодикийского Собора, которое гласит, что «христианину не подобает… отходить ко лжемученикам, которые у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою».
Можно привести и слова прп. Амвросия Оптинского: «стоит ли удивляться мнимому усердию и мнимому самоотвержению сих деятелей, т. е. латинских миссионеров и сестер милосердий? Это прямо жалкие подвижники. Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе» [Прп. Амвросий Оптинский. Ответ благосклонным к Латинской Церкви]. Действительно, хотя среди западных миссионеров порой можно встретить яркие примеры самоотверженности, в целом миссии еретиков имели немало того, что не отвечает Евангелию или прямо противно ему. Святитель Николай Сербский говорил, что в Индии эти миссионеры во многом дискредитировали христианство вообще. «Вера без искренности – не вера, а холера. Холера духовная. Это мы видим здесь на римокатолических и протестантских миссионерах» [Свт. Николай Сербский. Индийские письма, 22]. Прп. Амвросий Оптинский напоминает, что в мусульманских странах католические и протестантские миссионеры в основном проповедуют не среди мусульман, а среди живущих там православных, стремясь увести их от истинной веры. Подобные примеры приводит для Японии и свт. Николай Японский.
Насильственная смерть некоторых католических и протестантских миссионеров может дать повод к искреннему сожалению об их страданиях и кончине, но не может заставить нас забыть о пропасти между истиной и ложью, признав, что при каких-то обстоятельствах мы можем счесть ересь несущественной мелочью, не влияющей на спасение человека.
Тот, кто неправильно записал адрес и отправился в путь, не достигнет места назначения, даже если в пути ему придется пострадать. Также и тот, кто руководствовался ложными представлениями о Боге, не достигнет Бога, поскольку ложь не приводит к истине, а напротив, уводит от нее. Да, очень жалко тех, кто, доверившись ложному описанию, вместо отчего дома забрел в болото, но если мы, поддавшись сентиментальным чувствам, скажем: «давайте считать утопших в болоте достигшими отчего дома», то тем самым лишь повредим себе этой ложью и нисколько не поможем погибшим.
Свидетелями принципиальной разницы между Православием и ересью являются наши мученики, пострадавшие от рук еретиков, как, например, Зографские мученики, сожженные заживо за отказ подчиниться папе Римскому, Кантарские мученики, погибшие по той же причине на Кипре, Подляшские новомученики, убитые католиками в Польше, и многие, многие другие.
Помнится, священномученик Игнатий Богоносец, отправляясь на казнь в Рим, в одном из своих посланий, порицая еретиков-докетов, несколько раз вопрошал: «Если они правы, то за что тогда я терплю эти страдания?» Вспоминая мучеников, погибших от рук еретиков, хочется спросить: если ересь не препятствует спасению, то за что и зачем пострадали все эти мученики и за что прославила их Церковь?
Священник Георгий Максимов
Этот аргумент в сущности ничего не способен противопоставить ясным словам апостола и святых отцов о погибельности ереси, он просто бьет на эмоции, уводя дискуссию из сферы ума в сферу личных чувствований и сентиментов.
Отвечая на этот аргумент, нет необходимости придумывать что-то новое, достаточно напомнить знаменитые слова священномученика Киприана Карфагенского: «Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником» [Цит. по: свящ. Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катихизической хрестоматии. СПб., 1900. С. 428]. А также 34 правило Лаодикийского Собора, которое гласит, что «христианину не подобает… отходить ко лжемученикам, которые у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою».
Можно привести и слова прп. Амвросия Оптинского: «стоит ли удивляться мнимому усердию и мнимому самоотвержению сих деятелей, т. е. латинских миссионеров и сестер милосердий? Это прямо жалкие подвижники. Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе» [Прп. Амвросий Оптинский. Ответ благосклонным к Латинской Церкви]. Действительно, хотя среди западных миссионеров порой можно встретить яркие примеры самоотверженности, в целом миссии еретиков имели немало того, что не отвечает Евангелию или прямо противно ему. Святитель Николай Сербский говорил, что в Индии эти миссионеры во многом дискредитировали христианство вообще. «Вера без искренности – не вера, а холера. Холера духовная. Это мы видим здесь на римокатолических и протестантских миссионерах» [Свт. Николай Сербский. Индийские письма, 22]. Прп. Амвросий Оптинский напоминает, что в мусульманских странах католические и протестантские миссионеры в основном проповедуют не среди мусульман, а среди живущих там православных, стремясь увести их от истинной веры. Подобные примеры приводит для Японии и свт. Николай Японский.
Насильственная смерть некоторых католических и протестантских миссионеров может дать повод к искреннему сожалению об их страданиях и кончине, но не может заставить нас забыть о пропасти между истиной и ложью, признав, что при каких-то обстоятельствах мы можем счесть ересь несущественной мелочью, не влияющей на спасение человека.
Тот, кто неправильно записал адрес и отправился в путь, не достигнет места назначения, даже если в пути ему придется пострадать. Также и тот, кто руководствовался ложными представлениями о Боге, не достигнет Бога, поскольку ложь не приводит к истине, а напротив, уводит от нее. Да, очень жалко тех, кто, доверившись ложному описанию, вместо отчего дома забрел в болото, но если мы, поддавшись сентиментальным чувствам, скажем: «давайте считать утопших в болоте достигшими отчего дома», то тем самым лишь повредим себе этой ложью и нисколько не поможем погибшим.
Свидетелями принципиальной разницы между Православием и ересью являются наши мученики, пострадавшие от рук еретиков, как, например, Зографские мученики, сожженные заживо за отказ подчиниться папе Римскому, Кантарские мученики, погибшие по той же причине на Кипре, Подляшские новомученики, убитые католиками в Польше, и многие, многие другие.
Помнится, священномученик Игнатий Богоносец, отправляясь на казнь в Рим, в одном из своих посланий, порицая еретиков-докетов, несколько раз вопрошал: «Если они правы, то за что тогда я терплю эти страдания?» Вспоминая мучеников, погибших от рук еретиков, хочется спросить: если ересь не препятствует спасению, то за что и зачем пострадали все эти мученики и за что прославила их Церковь?
Священник Георгий Максимов
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
БРАТ ГЕОРГИЙ! ВОТ Я НЕ ПОДУМАЛА, ЧТО Я — ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ХРИСТИАНКА С 1998 ГОДЖА, ХОДЯЩАЯ В ЦЕРКОВЬ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО И ОТЧИСЛЯЮЩАЯ ДЕСЯТИНЫ И УЧАЩАЯСЯ В БИБЛЕЙСКОЙ ШКОЛЕ УЖЕ 2-ОЙ РАЗ — ЕРЕТИЧКА… И НЕ ИМЕЮ СПАСЕНИЯ ВО ХРИСТЕ??? я СЧИТАЮ, ЧТО СПАСЕНА ВО ИМЯ ИИСУСА ХРИСТА И ЕЖЕДНЕВНО СВЕРШАЮ СВОЁ СПАСЕНИЕ ЧЕРЕЗ СЛУЖЕНИЕ И СТРАДАНИЯ, ВЫПАВШИЕ НА МОЮ ДОЛЮ… БУДЬТЕ БЛАГОСЛОВЕННЫ…
- ↓
0
Где-то кого-то убили — молимся, не различая вероисповедания! Можно дойти до: «Убили протестанта и правильно сделали!!!!!» Когда гибнет любой проповедник, говорить надо примерно следующее: «Иисусу не важна внешность
----следовательно, если мы хотим, чтобы было меньше преследований христиан, это достигается просто:
Первое: оставьте Иисуса в покое;
Второе: Если, вопреки всему, Вы пришли к Иисусу, сохраните Его для себя. Где нет веры и нет разговоров об Евангелии, преследование прекращается мгновенно.
Вопрос: …надо прекратить молиться за преследуемых христиан?
Ответ: Нет, Библия побуждает нас молиться за преследуемых верующих. Вопрос в том: Что должно быть содержанием молитвы? Если мы молимся о прекращении преследований, мы молимся, что люди должны прекратить веровать в Иисуса. Мы должны учиться принимать преследование как нечто нормальное, как естественный побочный продукт того, что люди приходят к Иисусу. Поэтому надо изменить точку зрения и молиться, чтобы преследуемые, вопреки всему, оставались верными.
Вопрос: Как преследование влияет на веру?
Ответ: Преследование отделяет мякину от зерна. Люди, которые не веруют по-настоящему, не будут готовы страдать за это. Кроме того преследование помогает различать между существенным и наружным. Многие внешние признаки, которыми мы дорожим в своих церквях, Иисусу не важны.
Вопрос: итак, преследование, это хорошо или плохо?
Ответ: Ни – ни, оно просто норма, как восход солнца на востоке. Конечно, никто не хотел бы страдать, если он не болен физически, но, кто всерьёз верит Иисусу, тот выставляет себя преследованию, когда оно приходит.
Вопрос: Выставлять себя, звучит так, как будто бы христиане в сомнении обязаны к этому прийти. Не было бы хитрее просто убежать от преследования?
Ответ: Да, это так, когда есть выбор. В Библии есть об этом хорошая история. Когда Ирод хотел убить детей, Бог позаботился, чтобы Иисуса не убили. Когда началось преследование, семья бежала в Египет и оставалась там.
Если кто-то захочет убить мою жену, я её, конечно, буду прятать. Труднее будет, когда прятать некуда……
Вопрос: в гражданскую войну Вы 6 лет работали в Сомали и описываете, что это было Вам по душе, но с тех пор вы там не были. Зло победило там?
Ответ: У нас отняли страну, но никто не может выбросить Бога и Духа Святого. Бог лишился сторонников в стране, но Сам остался.
Христос воскрес и это всё меняет. Люди так сильно веруют в Иисуса и в Воскресение, что готовы за это рисковать всем»
- ↓
0
Бог сам знает кого и куда. Не следует Ему подсказывать. Братья католики ушли от нас нашей вины в том совершенно нет? Ушли ведь от нас! Не следует вести речь об объединении с ушедшими. Но помнить надо, что ушли от нас
- ↓