Почему верующим лучше остаться дома
У трех священнослужителей Московской епархии тест на COVID-19 дал положительный результат. Священник Максим Первозванский рассказывает, почему верующим лучше оставаться дома, даже если они не боятся коронавируса, и как мы можем лишиться пасхальных богослужений, если все священнослужители уйдут на карантин.
Священник Максим Первозванский
Меня все время спрашивают: «Неужели храм — самое главное место заражения? Почему мы должны воздерживаться от посещения храмов? Мы же ходим в магазины, кому-то приходится ездить на работу на общественном транспорте. Неужели мы такие трусы маловерные, что боимся идти в храм?» И я знаю, что ответить таким людям. Да, главное в Церкви — это богослужение, центр которого — Евхаристия, которая совершается священнослужителем, наше благодарение Богу.
Сейчас в храме подвергаются опасности заражения, в первую очередь, священнослужители. И даже если кто-то из пришедших на службу, хотя бы один человек, окажется зараженным новым коронавирусом, священник в любом случае вынужден будет после этого соблюдать двух-трехнедельный карантин, даже если не заболеет. Я знаю уже несколько таких случаев, когда священник, пообщавшись с человеком, у которого позже обнаружили Covid-19, был вынужден уйти на карантин. Пока дальнейшей информации, обнаружился ли вирус у них, я не знаю.
Представьте себе, что в одном храме возникает такая ситуация, в другом, в третьем. Если вы, верующие, будете настаивать на том, что все должны посещать храмы: сейчас, на Страстную, на Пасху, мы просто элементарно выведем в карантин в течение недели-двух всех наших священнослужителей.
И дело не в том, что священники должны геройствовать и пасть смертью храбрых, и пусть они не трусят и идут в бой. Мы не боимся. Страшно другое — оставить Церковь без совершения Евхаристии, самой главной службы.
Да, главное в Церкви — это не наше личное причастие, а само таинство Евхаристии, совершение Божественной литургии, наше благодарение Богу. Мы благодарим Бога, приносим Ему хлеб и вино и получаем от Него их как Тело и Кровь Его. Да, я не боюсь сказать, что главное в этом — не наше причащение, потому что уже не одно десятилетие говорю о том, как важно, чтобы мы чаще причащались. Я сторонник как можно более частого причащения.
Но в этой ситуации мы должны четко понимать, что главным является не наше причащение, а само совершение Евхаристии, пусть она даже совершается практически без прихожан. И если мы выбьем таким образом наше духовенство, то оставим нашу Церковь без Евхаристии — центра и жизни православия, христианства. И поэтому не надо геройствовать. Не надо строить катакомбные, подпольные планы: «А вот мы доберемся тайком, ведь не запретили же, и пропуска пока не ввели, давайте мы дружно все придем».
С удивлением я слышу от некоторых священников, что Святейший Патриарх якобы вынужден был призвать прихожан не ходить в храмы, а мы, давайте, поймем, что он говорил вторым планом, между строк — что на самом деле он звал всех приходить и причащаться. Не надо за него додумывать! Патриарх сказал то, что он сказал: «Давайте воздержимся от посещения храмов».
И если священник не слушает священноначалие, Патриарха, то у прихожанина тут же возникает вопрос: а почему я должен слушать этого священника? Отцы, не выполняя то, что говорит священноначалие, роняя его авторитет, вы, в первую очередь, роняете и авторитет Церкви как единого Тела, человек начинает воспринимать Церковь просто как административный организм, где есть начальник, которого втихаря можно не послушаться.
Что ж, если придется, будем служить на Пасху спокойно, за закрытыми дверями. Не первый раз такая ситуация, когда священноначалие предписывает воздержаться от прихода в храм, когда вводятся карантинные меры. Но разве от этого Пасха не наступала? Моя жена двадцать лет подряд была то беременная, то с младенцем и не могла пойти на пасхальное богослужение. Неужели это значит, что у нее не было радости Пасхи, она не могла воскликнуть «Христос воскресе!»
Все равно будет Пасха, где бы мы ее ни встречали. Пусть в этот раз не в храме, но мы все равно будем иметь возможность и помолиться, и зажечь свечи.
Но если сейчас мы уберем священников, пусть и не все заразятся, но уйдут в самоизоляцию, велик риск, что во многих приходах, и конкретно в вашем приходе, не будет пасхального богослужения. А вот это уже грустно — Пасха без Евхаристии.
Мы не боимся заразиться, но мы боимся оставить Церковь без богослужений.
Священник Максим Первозванский
Меня все время спрашивают: «Неужели храм — самое главное место заражения? Почему мы должны воздерживаться от посещения храмов? Мы же ходим в магазины, кому-то приходится ездить на работу на общественном транспорте. Неужели мы такие трусы маловерные, что боимся идти в храм?» И я знаю, что ответить таким людям. Да, главное в Церкви — это богослужение, центр которого — Евхаристия, которая совершается священнослужителем, наше благодарение Богу.
Сейчас в храме подвергаются опасности заражения, в первую очередь, священнослужители. И даже если кто-то из пришедших на службу, хотя бы один человек, окажется зараженным новым коронавирусом, священник в любом случае вынужден будет после этого соблюдать двух-трехнедельный карантин, даже если не заболеет. Я знаю уже несколько таких случаев, когда священник, пообщавшись с человеком, у которого позже обнаружили Covid-19, был вынужден уйти на карантин. Пока дальнейшей информации, обнаружился ли вирус у них, я не знаю.
Представьте себе, что в одном храме возникает такая ситуация, в другом, в третьем. Если вы, верующие, будете настаивать на том, что все должны посещать храмы: сейчас, на Страстную, на Пасху, мы просто элементарно выведем в карантин в течение недели-двух всех наших священнослужителей.
И дело не в том, что священники должны геройствовать и пасть смертью храбрых, и пусть они не трусят и идут в бой. Мы не боимся. Страшно другое — оставить Церковь без совершения Евхаристии, самой главной службы.
Да, главное в Церкви — это не наше личное причастие, а само таинство Евхаристии, совершение Божественной литургии, наше благодарение Богу. Мы благодарим Бога, приносим Ему хлеб и вино и получаем от Него их как Тело и Кровь Его. Да, я не боюсь сказать, что главное в этом — не наше причащение, потому что уже не одно десятилетие говорю о том, как важно, чтобы мы чаще причащались. Я сторонник как можно более частого причащения.
Но в этой ситуации мы должны четко понимать, что главным является не наше причащение, а само совершение Евхаристии, пусть она даже совершается практически без прихожан. И если мы выбьем таким образом наше духовенство, то оставим нашу Церковь без Евхаристии — центра и жизни православия, христианства. И поэтому не надо геройствовать. Не надо строить катакомбные, подпольные планы: «А вот мы доберемся тайком, ведь не запретили же, и пропуска пока не ввели, давайте мы дружно все придем».
С удивлением я слышу от некоторых священников, что Святейший Патриарх якобы вынужден был призвать прихожан не ходить в храмы, а мы, давайте, поймем, что он говорил вторым планом, между строк — что на самом деле он звал всех приходить и причащаться. Не надо за него додумывать! Патриарх сказал то, что он сказал: «Давайте воздержимся от посещения храмов».
И если священник не слушает священноначалие, Патриарха, то у прихожанина тут же возникает вопрос: а почему я должен слушать этого священника? Отцы, не выполняя то, что говорит священноначалие, роняя его авторитет, вы, в первую очередь, роняете и авторитет Церкви как единого Тела, человек начинает воспринимать Церковь просто как административный организм, где есть начальник, которого втихаря можно не послушаться.
Что ж, если придется, будем служить на Пасху спокойно, за закрытыми дверями. Не первый раз такая ситуация, когда священноначалие предписывает воздержаться от прихода в храм, когда вводятся карантинные меры. Но разве от этого Пасха не наступала? Моя жена двадцать лет подряд была то беременная, то с младенцем и не могла пойти на пасхальное богослужение. Неужели это значит, что у нее не было радости Пасхи, она не могла воскликнуть «Христос воскресе!»
Все равно будет Пасха, где бы мы ее ни встречали. Пусть в этот раз не в храме, но мы все равно будем иметь возможность и помолиться, и зажечь свечи.
Но если сейчас мы уберем священников, пусть и не все заразятся, но уйдут в самоизоляцию, велик риск, что во многих приходах, и конкретно в вашем приходе, не будет пасхального богослужения. А вот это уже грустно — Пасха без Евхаристии.
Мы не боимся заразиться, но мы боимся оставить Церковь без богослужений.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Надо учитывать всё. Да, искушать Бога не надо! Но, Ветхий Завет обязывает священника трогать прокажённого даже! Бог хотел истребить священников? Бог не допускает превращения людей в роботов, по команде все пришли, по команде ушли.Мне вчера при входе в храм выдали маску… мы обязаны выполнять указания властей. Но, когда иерархия церковная не разоблачает около вирусные страсти, это уже уклонение от Бога. Ибо сказано: «Когда Я скажу беззаконнику: беззаконник! ты смертью умрёшь, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрёт за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» Иез.33.18
- ↓