Житие преподобного Агафона Скитского
Преподобный Агафон Египетский, современник преподобного Макария Великого (память 19 января), подвизался в Скитской пустыне в Египте. Он отличался необыкновенным смирением, считая себя грешнейшим из людей.
Однажды издалека пришли к преподобному Агафону иноки для духовной беседы и обратились к нему: «Ты ли отец Агафон?» «Видите перед собой грешного раба Божия», – ответил преподобный. «Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный», – продолжали иноки. «Совершенная правда», – согласился святой. – «Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других». «И это правда», – подтвердил святой Агафон. «Сверх того говорят, что ты еретик?» – не отступали иноки, но тотчас встретили возражение: «Напрасно, я не еретик». Когда же спросили преподобного, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от последнего, святой объяснил: «Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы по испорченной природе нашей невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией».
На вопрос о том, какие подвиги важнее в деле спасения, внешние или внутренние, преподобный Агафон отвечал: «Человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод. Но так как Священное Писание уверяет, что «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10), то из этого видно, что более внимания следует обращать на плод. Но дерево также имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки и чтобы тень листьев подавала защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя».
Преподобный Агафон преставился около 435 года. Три дня перед кончиной святой сидел молча и сосредоточенно, словно всматриваясь во что-то. На недоуменный вопрос иноков он ответил, что видит себя на Суде перед Христом. «Неужели и ты, отче, боишься суда?» – спросили его. «Я по силе моей исполнял законы Господни, но как человек могу ли быть уверен, что угодно Богу мое дело?» – «Разве ты не надеешься на добрые твои дела, которые ты сотворил, угождая Богу?» – спросили иноки. – «Не надеюсь до тех пор, пока не увижу Бога. Одно дело суд человеческий, а другое дело суд Божий». Сказав это, святой отошел ко Господу.
Однажды издалека пришли к преподобному Агафону иноки для духовной беседы и обратились к нему: «Ты ли отец Агафон?» «Видите перед собой грешного раба Божия», – ответил преподобный. «Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный», – продолжали иноки. «Совершенная правда», – согласился святой. – «Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других». «И это правда», – подтвердил святой Агафон. «Сверх того говорят, что ты еретик?» – не отступали иноки, но тотчас встретили возражение: «Напрасно, я не еретик». Когда же спросили преподобного, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от последнего, святой объяснил: «Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы по испорченной природе нашей невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией».
На вопрос о том, какие подвиги важнее в деле спасения, внешние или внутренние, преподобный Агафон отвечал: «Человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод. Но так как Священное Писание уверяет, что «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10), то из этого видно, что более внимания следует обращать на плод. Но дерево также имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки и чтобы тень листьев подавала защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя».
Преподобный Агафон преставился около 435 года. Три дня перед кончиной святой сидел молча и сосредоточенно, словно всматриваясь во что-то. На недоуменный вопрос иноков он ответил, что видит себя на Суде перед Христом. «Неужели и ты, отче, боишься суда?» – спросили его. «Я по силе моей исполнял законы Господни, но как человек могу ли быть уверен, что угодно Богу мое дело?» – «Разве ты не надеешься на добрые твои дела, которые ты сотворил, угождая Богу?» – спросили иноки. – «Не надеюсь до тех пор, пока не увижу Бога. Одно дело суд человеческий, а другое дело суд Божий». Сказав это, святой отошел ко Господу.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.