О том, как архиепископ Лука спас раненому ногу
Воспоминания Москалева Дмитрия Александровича, жителя Петрозаводска о встречах с архиепископом Лукой (В.Ф. Войно-Ясенецким) в годы Великой Отечественной войны
Чтобы все было ясно, нужно рассказать коротко о себе.
Родился 2 октября 1922 года в городе Петрозаводске. Здесь окончил школу. Поступил в железнодорожный техникум. В начале войны с Финляндией техникум был переведен на Волховстрой-I. В мае 1941 года окончил его. Получил диплом техника-путейца-строителя и направлен в МПС-29, которая работала на Кировской железной дороге.
Здесь я встретил начало Отечественной войны.
Вскоре основная часть МПС была отправлена в г. Архангельск, а часть рабочих – на участок Волховстрой–Тихвин для восстановления железной дороги после бомбардировок самолетов противника.
За десять дней до взятия немцами Тихвина нас срочно отправили тоже в Архангельск, где МПС начала строительство пути и усиление причалов на Северной Двине, куда причаливали иностранные судна.
Работы закончены. Получил повестку Исакогорского военкомата. Великий Устюг. Пуховическое пехотное училище. После его окончания и присвоения звания «младший лейтенант» отправлен в г. Слободское, в запасный полк, готовить к войне солдат-новобранцев.
Через некоторое время направили на курсы усовершенствования командного состава (КУКС «Выстрел») в Тушино под Москвой. После окончания их – в г. Ржев, в офицерский резерв Первого Белорусского фронта.
Назначен командиром стрелкового взвода только что отведенного с передовой полка. Срочно погрузили в товарные вагоны и литерным поездом отправили в южном направлении, на Киев. Сам Киев был уже освобожден от немцев, но Корсунь-Шевченковская операция по ликвидации окруженных немецких войск продолжалась.
В этой операции наш полк тоже участвовал. В дальнейшем пошли с боями в западном направлении.
В одной ночной атаке почти рядом со мной разорвалась мина. Присыпало мерзлой землей, оглушило… Я потерял сознание и очнулся, когда уже начало светать. Ног не чувствую. С помощью местных дедушки и бабушки добрались до их хаты. Еле сняли сапоги. Мои ноги были обморожены. Вечером пришли санитары и отнесли меня в полевой санитарный пункт, а на другой день на машине отправили в сторону Киева.
Опять Киев. В киевском госпитале хотели ампутировать ноги по колено. Я не дал согласия на эту операцию. Погрузили в санитарный поезд. Так я прибыл в г. Тамбов.
Месяца два я пролежал в палате. Делали только перевязки. Ноги не заживали. Главный врач госпиталя в беседе со мной рассказала, что в городе есть бывшие врачи, которые много помогают раненым. В частности, в соборе служит опытнейший бывший врач-хирург. Он часто консультировал и даже оперировал больных. «Если я приглашу его для консультации, вы не будете возражать?» Я, конечно, дал согласие.
Только сохраните мне ноги.
Буквально на другой день меня повезли в операционную. Пришел уже очень пожилой, небольшого роста, с бородой и в очках, человек в белом халате, а под халатом я заметил черную церковную одежду. Это был протоиерей тамбовской епархии, которого я ранее видел через окно госпиталя, когда он шел в собор на службу. Народ встречал его радостно, крестился, протягивал к нему руки. Он начал осматривать, ощупывать, покалывать чем-то острым мои ноги, расспрашивая подробно меня и врачей. После этого сказал, что может быть гангрена и что нужно делать очистку от омертвевших тканей. Я дал согласие на эту операцию.
На другой день он пришел снова. Перед операцией объяснил мне, что будет срезать омертвевшие ткани без анестезии. «Будет очень больно, придется потерпеть. Можете кричать, но не ругаться: я священник и этого не терплю». Перекрестил меня и приступил к операции. Было очень больно, но я сначала терпел, стиснув зубы. Потом начал кричать и потерял сознание. Больше ничего не помню. Очнулся в палате на своей кровати.
После этого ноги стали быстро заживать. Появилась новая кожа, чаще стали делать перевязки. Улучшилось настроение. Хотелось встать. Попробовал, но тут же упал на кровать.
Как-то я поинтересовался: что за врач мне делал операцию? почему он служит в соборе? Мне рассказали, что это знаменитый врач-хирург, особенно по пластическим операциям. У него была любимая жена, которая тяжело заболела, и, несмотря на принимаемые меры, спасти ее не удалось. Тогда он отрекся от медицины и пошел служить Богу, помогать людям. В период Отечественной войны – помогать раненым воинам.
Уже позднее я узнал, что мой спаситель – святой Лука, в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, профессор, духовный писатель, политзаключенный, прошедший тюрьмы, ссылки, пытки, знаменитый врач, талантливый проповедник, порой метавшийся между двумя призваниями.
Кстати, в Петрозаводске, в здании Городской больницы скорой медицинской помощи, есть домовая часовня во имя святого Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). Сюда часто приходят больные поставить свечу, просить помощи в выздоровлении. Бывал там и я.
Стали делать парафиновые ванны, разрабатывать суставы на «велосипеде» и других физснарядах. Начал ходить, сначала – с костылями, потом с тростью.
Прошел медкомиссию. Был признан негодным к военной службе с переосвидетельствованием через шесть месяцев и отправлен домой.
В это время был освобожден Петрозаводск, куда вернулись из эвакуации мои родственники, о которых я ничего не знал весь период войны. Оформил в Петрозаводске все документы, прошел снова медкомиссию. Получил в военкомате документ инвалида Отечественной войны 2-й группы. Поступил на работу в службу пути управления Кировской железной дороги.
Принял решение «делать ноги». Летом ежедневно гонял на велосипеде, а зимой – на лыжах. Ходил на все строительные мероприятия, субботники, воскресники. Выезжал на сенокосы, заготовки дров для паровозов и т.п. Даже участвовал во всесоюзных стрелковых соревнованиях Осоавиахима и Всесоюзной спартакиаде народов СССР от Карелии. Не стал проходить военную медкомиссию, потерял инвалидность, т.к. работа была уже связана с движением поездов.
В 1982 году вышел на пенсию, а в 1986-м, по настоянию врачей, получил удостоверение инвалида Отечественной войны 2-й группы пожизненно.
Так я сохранил свои ноги. Сейчас мне уже более 97 лет. Продолжаю участвовать во многих общественных мероприятиях. Мой девиз: «Надо жить, а не доживать».
Чтобы все было ясно, нужно рассказать коротко о себе.
Родился 2 октября 1922 года в городе Петрозаводске. Здесь окончил школу. Поступил в железнодорожный техникум. В начале войны с Финляндией техникум был переведен на Волховстрой-I. В мае 1941 года окончил его. Получил диплом техника-путейца-строителя и направлен в МПС-29, которая работала на Кировской железной дороге.
Здесь я встретил начало Отечественной войны.
Вскоре основная часть МПС была отправлена в г. Архангельск, а часть рабочих – на участок Волховстрой–Тихвин для восстановления железной дороги после бомбардировок самолетов противника.
За десять дней до взятия немцами Тихвина нас срочно отправили тоже в Архангельск, где МПС начала строительство пути и усиление причалов на Северной Двине, куда причаливали иностранные судна.
Работы закончены. Получил повестку Исакогорского военкомата. Великий Устюг. Пуховическое пехотное училище. После его окончания и присвоения звания «младший лейтенант» отправлен в г. Слободское, в запасный полк, готовить к войне солдат-новобранцев.
Через некоторое время направили на курсы усовершенствования командного состава (КУКС «Выстрел») в Тушино под Москвой. После окончания их – в г. Ржев, в офицерский резерв Первого Белорусского фронта.
Назначен командиром стрелкового взвода только что отведенного с передовой полка. Срочно погрузили в товарные вагоны и литерным поездом отправили в южном направлении, на Киев. Сам Киев был уже освобожден от немцев, но Корсунь-Шевченковская операция по ликвидации окруженных немецких войск продолжалась.
В этой операции наш полк тоже участвовал. В дальнейшем пошли с боями в западном направлении.
В одной ночной атаке почти рядом со мной разорвалась мина. Присыпало мерзлой землей, оглушило… Я потерял сознание и очнулся, когда уже начало светать. Ног не чувствую. С помощью местных дедушки и бабушки добрались до их хаты. Еле сняли сапоги. Мои ноги были обморожены. Вечером пришли санитары и отнесли меня в полевой санитарный пункт, а на другой день на машине отправили в сторону Киева.
Опять Киев. В киевском госпитале хотели ампутировать ноги по колено. Я не дал согласия на эту операцию. Погрузили в санитарный поезд. Так я прибыл в г. Тамбов.
Месяца два я пролежал в палате. Делали только перевязки. Ноги не заживали. Главный врач госпиталя в беседе со мной рассказала, что в городе есть бывшие врачи, которые много помогают раненым. В частности, в соборе служит опытнейший бывший врач-хирург. Он часто консультировал и даже оперировал больных. «Если я приглашу его для консультации, вы не будете возражать?» Я, конечно, дал согласие.
Только сохраните мне ноги.
Буквально на другой день меня повезли в операционную. Пришел уже очень пожилой, небольшого роста, с бородой и в очках, человек в белом халате, а под халатом я заметил черную церковную одежду. Это был протоиерей тамбовской епархии, которого я ранее видел через окно госпиталя, когда он шел в собор на службу. Народ встречал его радостно, крестился, протягивал к нему руки. Он начал осматривать, ощупывать, покалывать чем-то острым мои ноги, расспрашивая подробно меня и врачей. После этого сказал, что может быть гангрена и что нужно делать очистку от омертвевших тканей. Я дал согласие на эту операцию.
На другой день он пришел снова. Перед операцией объяснил мне, что будет срезать омертвевшие ткани без анестезии. «Будет очень больно, придется потерпеть. Можете кричать, но не ругаться: я священник и этого не терплю». Перекрестил меня и приступил к операции. Было очень больно, но я сначала терпел, стиснув зубы. Потом начал кричать и потерял сознание. Больше ничего не помню. Очнулся в палате на своей кровати.
После этого ноги стали быстро заживать. Появилась новая кожа, чаще стали делать перевязки. Улучшилось настроение. Хотелось встать. Попробовал, но тут же упал на кровать.
Как-то я поинтересовался: что за врач мне делал операцию? почему он служит в соборе? Мне рассказали, что это знаменитый врач-хирург, особенно по пластическим операциям. У него была любимая жена, которая тяжело заболела, и, несмотря на принимаемые меры, спасти ее не удалось. Тогда он отрекся от медицины и пошел служить Богу, помогать людям. В период Отечественной войны – помогать раненым воинам.
Уже позднее я узнал, что мой спаситель – святой Лука, в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, профессор, духовный писатель, политзаключенный, прошедший тюрьмы, ссылки, пытки, знаменитый врач, талантливый проповедник, порой метавшийся между двумя призваниями.
Кстати, в Петрозаводске, в здании Городской больницы скорой медицинской помощи, есть домовая часовня во имя святого Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). Сюда часто приходят больные поставить свечу, просить помощи в выздоровлении. Бывал там и я.
Стали делать парафиновые ванны, разрабатывать суставы на «велосипеде» и других физснарядах. Начал ходить, сначала – с костылями, потом с тростью.
Прошел медкомиссию. Был признан негодным к военной службе с переосвидетельствованием через шесть месяцев и отправлен домой.
В это время был освобожден Петрозаводск, куда вернулись из эвакуации мои родственники, о которых я ничего не знал весь период войны. Оформил в Петрозаводске все документы, прошел снова медкомиссию. Получил в военкомате документ инвалида Отечественной войны 2-й группы. Поступил на работу в службу пути управления Кировской железной дороги.
Принял решение «делать ноги». Летом ежедневно гонял на велосипеде, а зимой – на лыжах. Ходил на все строительные мероприятия, субботники, воскресники. Выезжал на сенокосы, заготовки дров для паровозов и т.п. Даже участвовал во всесоюзных стрелковых соревнованиях Осоавиахима и Всесоюзной спартакиаде народов СССР от Карелии. Не стал проходить военную медкомиссию, потерял инвалидность, т.к. работа была уже связана с движением поездов.
В 1982 году вышел на пенсию, а в 1986-м, по настоянию врачей, получил удостоверение инвалида Отечественной войны 2-й группы пожизненно.
Так я сохранил свои ноги. Сейчас мне уже более 97 лет. Продолжаю участвовать во многих общественных мероприятиях. Мой девиз: «Надо жить, а не доживать».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Советская медицина — лучшая. В Красной Армии возвращались в строй свыше 90% раненых — лучше всех воюющих армий!
МИЛОСЕРДИЕ В ВОЙНУ И В ВОЕННОМ ДЕЛЕ
Война и военная служба в мирное время имеют свою специфику, но политика правящей верхушки и здесь остаётся прежней.
Советское командование будто бы не берегло людей. Неспециалисты обычно на такие мелочи мало обращают внимания, но они и являются правдой. Когда на перевязочных пунктах скапливаются тысячи раненых, то врач оказывает им помощь не всем сразу и не по собственному разумению, а по установленной очереди. В большинстве армий мира врачам приказывается сначала оказывать помощь тем, кого можно скорее вернуть в строй; в Советской Армии врачам приказано оказывать помощь по жизненным показаниям, то есть самые тяжёлые раны обрабатываются в первую очередь. Следует обратить внимание неспециалистов на то, что примерно на сотню раненых всегда будет около двух симулянтов. В Красной Армии не обязывали врачей немедленно их выявить и отправить в бой. В итоге в той войне РККА имела самый высокий среди всех воюющих армий процент вылеченных и поставленных в строй – выше 90%.
Уже 18 июля 1941г было принято постановление ЦК РКП (б) «О снабжении РККА тёплыми вещами». Руководству Германии было наплевать на своих солдат, как и США, которые морозили своих солдат в Арденнах даже в 1945г.
В самые трудные моменты руководство Германии бросало в бой 15-16-летних, но берегло военное училище, а советское командование бросало в бой военные училища, с 1943г. призывались 17-летние, но в бой их не посылали и в действующую армию не направляли.
Обратите внимание на фотографии пулемётов «Максим» первой и второй мировой войны – в немецкой армии они в большинстве без щитка, в российской императорской армии и в РККА они всегда со щитком. Щит 45-мм пушки в бою мешал, но безопасность расчёта имела для командования Красной Армии решающее значение.
Когда в тридцатых годах широкое развитие получили воздушнодесантные войска, то уже через пару лет советские десантники получили страхующие приборы, страна пошла на затраты для сбережения жизни воинов. В послевоенные годы десантникам на первый прыжок с парашютом устанавливали даже два страхующих прибора. Не во всех армиях мира страхующие приборы выдают и нынче.
Милосердие в военное время проявляется и в отношении к противнику. Немецкие военнопленные в РККА жили в нелёгких условиях, но, за все годы в советском плену погиб каждый восьмой немец, а в немецком умер каждый второй красноармеец – разница существенная. В послевоенное время немцы-военнопленные лечились в советских госпиталях и получали питание по нормам советских солдат.
Особая статья – отношение к своим предателям или коллаборантам. Для сравнения возьмём родину современного гуманизма Францию. По немецким данным в боях с немцами в 1940г французы потеряли около 10 000 человек, а в 1944-45гг после освобождения были уничтожены почти 100 000 коллаборантов. Такой пропорции в СССР точно не было! А что же было? Документально можно проверить судьбу 9 000 наших бывших бойцов, которые из плена вступили в вермахт, попали к англичанам в плен и те 6 ноября 1944г привезли их в Мурманск. К концу 1950г последний из них вышел на свободу. Списки есть в Англии, желающие могут проследить судьбу каждого. Рассказывал мой товарищ Морозов М.А., перебиравший в 1992г пенсионные дела Брестского облвоенкомата: командир Красной Армии в Гражданскую войну побывал у белых, зелёных и у красных. В 1926-27гг проходила переаттестация и на его личном деле появилась надпись синим карандашом: «Пусть служит, больше бегать некуда!» Продолжал служить и после 1945г.
В Интернете есть статья Ю. Сорокина «Куда делись власовцы после войны»? Там написано простым языком, доказательно и я точнее написать не могу.
Когда американские бомбардировщики сбивали над фашистской Германией, то толпа местных жителей иногда убивала спасшихся пилотов. В 1945г. американцы этих немцев нашли и казнили. Советские оккупационные власти подобного не делали.
Осенью 1944г СССР передал Югославии 50 000 т зерна (не солдатских пайков, а зерна!) и так было со всеми освобождёнными странами Восточной Европы.
После объявления войны в 1914 г по Российской Империи прокатились погромы немцев. 1-2сентября 1939г. польская толпа забила в погромах около 20 000 мирных немцев, граждан Польши. 22 июня 1941г. в СССР не было ни одного случая погрома. Всего два десятка лет советского воспитания и какие громадные сдвиги в вопросе милосердия и человечности.
Мы гордимся тем, что мы советские и позор великий нам за то, что мы продолжаем убивать Советскую власть, не видим, что идёт наглое убийство страны и каждого из нас.
Стремясь прикрыть массовое уничтожение людей в республиках, современные дорвавшиеся до власти кричат о «репрессиях» Советов. Будем дальше позволять себя уничтожать или встанем за себя и своих детей? Вся власть Советам!
Присоединяйтесь к коммунистам! Вместе-победим! Михайлов В.Д., член КПСС
- ↓