Интересные факты из жития блаженной Матроны Московской
7 марта – обретение мощей блаженной Матроны Московской.
Блаженную Матрону можно по праву назвать старицей всей России. Получив от Бога нелегкий крест, она со смирением пронесла его через всю земную жизнь. При этом людям она всегда дарила свет настоящей веры, Божию милость и утешение.
Из-за крайней бедности ее мать, еще будучи беременной, решила отдать ребенка после родов в приют князя Голицына в соседнее село Бучулаки. В таких приютах, за казенный счет или на средства жертвователей, в то время воспитывались многие необеспеченные дети. Однако намерениям Наталии Никоновой не суждено было сбыться. По преданию, еще не родившаяся дочь явилась ей во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села женщине на правую руку. Наталия приняла сон за знамение свыше и отказалась от желания отдать дитя в приют. Девочка родилась слепой, и мать любя называла ее «дитя несчастное». В крещении дочь была названа Матроной в честь святой V века преподобной Матроны Константинопольской.
Матрона была не просто слепа – у нее совсем не было глаз. Глазные впадины девочки были плотно закрыты сомкнутыми веками. Помимо прочего на ее теле был еще один знак – выпуклость в форме креста, то есть своеобразный нерукотворный нательный крестик.
С ранних лет блаженная стала приобщаться к вере в Бога. Известно, что еще будучи маленькой, она по ночам пробиралась к углу с иконами, непостижимым образом снимала их с полки и играла с ними на столе. Со своими сверстниками Матрона почти не общалась, а предпочитала всегда быть дома. Связано это было с тем, что дети дразнили ее и даже издевались: стегали крапивой, сажали в яму и смотрели, как она ощупью выбирается оттуда.
Около семи лет у девочки открылся дар предвидения и исцеления больных, примерно тогда же она стяжала дар непрестанной молитвы.
Постепенно на духовные дарования Матроны обратили внимание ее родные и близкие. В частности, они заметили, что девочке известны не только человеческие грехи, страсти, но даже и мысли. Помимо этого она чувствовала приближение опасности, стихийного бедствия, общественных нестроений. По молитвам блаженной Матроны люди получали исцеление от болезней плоти и утешение в духовных скорбях. К блаженной стали приходить и приезжать многочисленные посетители. Изба Никоновых стала своеобразным центром села, куда со всех окрестных деревень, соседних уездов и даже губерний стекались люди с просьбами о помощи. Желая отблагодарить за совершенные исцеления, они оставляли ее родителям продукты и дарили подарки; таким образом Матрона стала еще и главной кормилицей своей бедной семьи.
Когда Матрона повзрослела, Господь дал ей возможность посетить ряд святых мест. Дочь одного местного помещика, Лидия Янькова, часто брала блаженную с собой в поездки. Так, Матроне удалось побывать в Киево-Печерской и Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Санкт-Петербурге, а также в других городах и святых местах. По преданию, в четырнадцатилетнем возрасте она встретилась в Андреевском соборе Кронштадта с праведным Иоанном Кронштадтским.
По окончании службы отец Иоанн попросил верующих расступиться перед идущей к солее Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена – восьмой столп России». Эти слова святого стали своеобразным напутствием для блаженной.
Еще одним этапом духовного взросления святой Матроны стало ее «сидение». В возрасте семнадцати лет у нее внезапно отнялись ноги. В итоге всю оставшуюся жизнь, на протяжении пятидесяти лет, блаженная не могла ходить. Однако она никогда не роптала на свой недуг, а со смирением переносила его, видя в нем особую о себе волю Божию.
Дольше всего, с 1942 по 1949 годы, блаженная жила на Арбате, в Староконюшенном переулке, в доме у своей односельчанки. В то же время, проживая в Москве, Матрона иногда бывала и в своем родном селе. Все эти годы ее жизнь состояла из двух основных дел: днем – прием множества людей, а ночью – постоянной молитвы. Принимала блаженная всех, кто к ней приходил, за исключением лишь тех, кто желал ей явного зла. При этом она не просто исцеляла и утешала людей, но и направляла их к Богу, к Церкви и к храму. Известно, что, исцеляя людей, святая требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Блаженная Матрона всё делала бескорыстно, никогда и ни с кого не беря денег. Свою духовную жизнь блаженная поддерживала исповедью и причастием, на которые ходила в храм во имя Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне.
Изначально она была похоронена на Даниловском кладбище столицы, которое стало местом паломничества тысяч верующих. 8 марта 1998 года ее мощи были перенесены в московский Данилов монастырь, а затем – в храм столичного Покровского монастыря, где их поместили в специальную раку.
Как местночтимая московская святая блаженная Матрона была канонизирована 2 мая 1999 года, а ее общецерковное прославление состоялось в октябре 2004 года.
Блаженную Матрону можно по праву назвать старицей всей России. Получив от Бога нелегкий крест, она со смирением пронесла его через всю земную жизнь. При этом людям она всегда дарила свет настоящей веры, Божию милость и утешение.
1. Дитя, отмеченное Богом
Блаженная Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в 1881 году в селе Себине Епифанского уезда (сегодня – Кимовский район) Тульской губернии. Ее родители – Дмитрий и Наталия, простые крестьяне – помимо Матроны имели еще троих детей: Ивана, Михаила и Марию. Известно, что когда Матрона родилась, родители ее были уже немолоды.Из-за крайней бедности ее мать, еще будучи беременной, решила отдать ребенка после родов в приют князя Голицына в соседнее село Бучулаки. В таких приютах, за казенный счет или на средства жертвователей, в то время воспитывались многие необеспеченные дети. Однако намерениям Наталии Никоновой не суждено было сбыться. По преданию, еще не родившаяся дочь явилась ей во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села женщине на правую руку. Наталия приняла сон за знамение свыше и отказалась от желания отдать дитя в приют. Девочка родилась слепой, и мать любя называла ее «дитя несчастное». В крещении дочь была названа Матроной в честь святой V века преподобной Матроны Константинопольской.
Матрона была не просто слепа – у нее совсем не было глаз. Глазные впадины девочки были плотно закрыты сомкнутыми веками. Помимо прочего на ее теле был еще один знак – выпуклость в форме креста, то есть своеобразный нерукотворный нательный крестик.
С ранних лет блаженная стала приобщаться к вере в Бога. Известно, что еще будучи маленькой, она по ночам пробиралась к углу с иконами, непостижимым образом снимала их с полки и играла с ними на столе. Со своими сверстниками Матрона почти не общалась, а предпочитала всегда быть дома. Связано это было с тем, что дети дразнили ее и даже издевались: стегали крапивой, сажали в яму и смотрели, как она ощупью выбирается оттуда.
2. Духовное взросление
Матрона очень любила ходить в церковь Успения Божией Матери, которая была единственной на восемь окрестных деревень. Сначала девочка ходила на службы с матерью, а повзрослев, стала добираться туда одна. В храме она стояла всегда на одном месте – слева, за входной дверью, у западной стены. Матрона хорошо изучила церковные песнопения и часто подпевала хору.Около семи лет у девочки открылся дар предвидения и исцеления больных, примерно тогда же она стяжала дар непрестанной молитвы.
Постепенно на духовные дарования Матроны обратили внимание ее родные и близкие. В частности, они заметили, что девочке известны не только человеческие грехи, страсти, но даже и мысли. Помимо этого она чувствовала приближение опасности, стихийного бедствия, общественных нестроений. По молитвам блаженной Матроны люди получали исцеление от болезней плоти и утешение в духовных скорбях. К блаженной стали приходить и приезжать многочисленные посетители. Изба Никоновых стала своеобразным центром села, куда со всех окрестных деревень, соседних уездов и даже губерний стекались люди с просьбами о помощи. Желая отблагодарить за совершенные исцеления, они оставляли ее родителям продукты и дарили подарки; таким образом Матрона стала еще и главной кормилицей своей бедной семьи.
Когда Матрона повзрослела, Господь дал ей возможность посетить ряд святых мест. Дочь одного местного помещика, Лидия Янькова, часто брала блаженную с собой в поездки. Так, Матроне удалось побывать в Киево-Печерской и Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Санкт-Петербурге, а также в других городах и святых местах. По преданию, в четырнадцатилетнем возрасте она встретилась в Андреевском соборе Кронштадта с праведным Иоанном Кронштадтским.
По окончании службы отец Иоанн попросил верующих расступиться перед идущей к солее Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена – восьмой столп России». Эти слова святого стали своеобразным напутствием для блаженной.
Еще одним этапом духовного взросления святой Матроны стало ее «сидение». В возрасте семнадцати лет у нее внезапно отнялись ноги. В итоге всю оставшуюся жизнь, на протяжении пятидесяти лет, блаженная не могла ходить. Однако она никогда не роптала на свой недуг, а со смирением переносила его, видя в нем особую о себе волю Божию.
3. Святая и Москва
Примерно около 1925 года блаженная Матрона переехала в Москву, где все последующие годы жила у друзей и знакомых. Причиной ее переезда стало то, что после революции 1917 года ее братья вступили в партию большевиков и, соответственно, вера, молитвы и прием верующих в их сельском доме стали невозможными. Не желая подвергать братьев опасности и жалея родителей, Матрона переехала в столицу. В Москве она почти везде жила без прописки, несколько раз ее пытались арестовать. В то же время Москву блаженная любила, называя ее «святым городом, сердцем России». В скитаниях по многочисленным домам, квартирам и подвалам блаженную сопровождали ее послушницы-сиделки. Такой образ жизни стал новым этапом подвижничества святой, так как иногда ей приходилось жить даже у людей, которые относились к ней недружелюбно и враждебно. За почти тридцать лет скитаний в столице святая Матрона жила на Ульяновской улице (у священника Василия, мужа ее послушницы Пелагеи), на Пятницкой улице, в Сокольниках, в Вишняковском переулке (в подвале у племянницы), у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, в Царицыне и даже в Сергиевом Посаде (Загорске).Дольше всего, с 1942 по 1949 годы, блаженная жила на Арбате, в Староконюшенном переулке, в доме у своей односельчанки. В то же время, проживая в Москве, Матрона иногда бывала и в своем родном селе. Все эти годы ее жизнь состояла из двух основных дел: днем – прием множества людей, а ночью – постоянной молитвы. Принимала блаженная всех, кто к ней приходил, за исключением лишь тех, кто желал ей явного зла. При этом она не просто исцеляла и утешала людей, но и направляла их к Богу, к Церкви и к храму. Известно, что, исцеляя людей, святая требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Блаженная Матрона всё делала бескорыстно, никогда и ни с кого не беря денег. Свою духовную жизнь блаженная поддерживала исповедью и причастием, на которые ходила в храм во имя Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне.
4. Кончина и прославление
Блаженная старица принимала людей вплоть до своей кончины. Известно, что дату своего ухода из жизни Матрона предсказала заранее, за три дня. Блаженная Матрона отошла ко Господу 2 мая 1952 года.Изначально она была похоронена на Даниловском кладбище столицы, которое стало местом паломничества тысяч верующих. 8 марта 1998 года ее мощи были перенесены в московский Данилов монастырь, а затем – в храм столичного Покровского монастыря, где их поместили в специальную раку.
Как местночтимая московская святая блаженная Матрона была канонизирована 2 мая 1999 года, а ее общецерковное прославление состоялось в октябре 2004 года.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.