3 совета, как прожить Великий пост правильно
Часто мы говорим, что Великий пост — это лишь инструмент подготовки к Пасхе. Но на деле он сам по себе уже вхождение в празднование Пасхи. Тот самый глубокий выдох, без которого не сможет произойти вдох. Поэтому пост надо использовать, чтобы избавиться от ненужного — выдохнуть. И приобрести то, что сможет вас наполнить — вдохнуть. Вот небольшой список того, что, как мне кажется, нужно постараться сделать за время Великого поста:
Лично для меня самое главное в Великом посте— великопостные богослужения. Они настраивают на правильную волну и задают тональность этого особого периода жизни. Посещение богослужений, исповедь, причастие располагают к тому, чтобы уделить больше внимания общению с собой.
Постепенно мы начинаем спускаться в глубокий колодец нашей души. Этот спуск требует труда, осторожности, внимательности. В идеале, каждый год мы должны опускаться все глубже и глубже — именно там, на самой глубине, кроются те гадости, которые заслоняют от нас Бога. Своими ежедневными неправильными поступками мы, сами того не замечая, бросаем в колодец — как бы грубо это ни звучало — результаты нашей жизнедеятельности. И наша задача на Великий пост — открыть крышку колодца и начать вычищать то, что там накопилось. Как только мы начнем это делать, сразу ощутим появление в себе внутреннего света — не дожидаясь Пасхи.
В этом смысле я бы сравнил пост с ревизией. Мы часто храним в доме то, что нам не нужно, но жалко выкинуть. Эти завалы хлама бывают настолько велики, что на чердаке они уже не умещаются. И если вам когда-нибудь захочется впустить в свой дом любимого человека — для него там просто не будет места. Тогда вы легко выкинете большую часть тех вещей, которые раньше казались необходимыми. Потому что человека любите больше, чем вещи.
Примерно то же самое и в душе: хлам — это наши страсти, извращенные силы души, которые оказались в плену у нашего эго. Наше эго — магнит греха. Грехи накапливаются, сваливаются в клубки, мешают божественному свету проникать в душу. Задача поста — эти клубки распутать, избавиться от них — разгрести завалы в душе, чтобы быть готовым встретить Христа.
Человек постоянно колеблется между двумя крайними точками — иметь или быть. Чем больше он имеет, тем больше сосредотачивается на том, как это удержать — будь то деньги, власть или человеческие отношения. Это распыляет силы и дробит сердце.
И тогда появляется желание быть — собрать кусочки сердца, уйти от фрагментации, раздробленности и снова стать цельной личностью.
Золотая середина там, где человек дорожит всем, что ему дано. Когда смотрит на значимый для него предмет и видит в нем не вещь, которую надо беречь во что бы то ни стало, а зеркало, отражающее Славу Божию. Тогда он радуется не вещи как таковой, а тому, что через нее учится опознавать Бога. В этом владении нет пристрастия — даже если вещь пропадет, источник радости останется.
Но если у человека есть пристрастие к вещи, он начинает служить ей как идолу. Пост же предлагает нам отказаться от идолов и попробовать разглядеть в вещественном мире отражение божественной Славы.
Идолом, пристрастием часто являются деньги. Когда материальные блага становятся самоцелью и воспринимаются как собственность, как то, что принадлежит нам по праву, надо напоминать себе, что, во-первых, эти блага дал нам Господь, а во-вторых, дал на время, подержать, и теперь смотрит, как мы ими распоряжаемся. Главное — все средства вкладывать в Его прославление, в распознавание прекрасного, радость и просвещение — и через это выстраивать свои отношения с Ним.
Если в человеке живет страсть к чревоугодию и гормон радости и счастья у него вырабатывается только во время еды, эта страсть особенно обнажится во время поста. Лишая себя любимых блюд, человек сперва, возможно, впадет в уныние, но вскоре осознает: без еды в привычных количествах можно прожить гораздо дольше, чем казалось — главное отвлечься и занять себя делом. Так приходит освобождение от страстей, которые заполняют в душе место, отведённое для Божественного света.
Только не надо накручивать себя, сменять суету непостную на суету постную. Не пытайтесь себя загнать. Ощущение «на грани нервного срыва» — плохой признак: значит, пост идет неправильно. Значит, человек взял на себя обязательства, несоразмерные его возможностям. Если не соблюдать баланса между напряжением и послаблением, требующимся для восстановления сил, можно сорваться и нанести себе травму — душевную или физическую.
Так пост, с одной стороны, зажимает нас, создает в душе сверхнапряжение, а с другой — открывает перспективу, показывает, куда направить силы души и как проложить путь к Богу.
Помните: Бог действует, помогает, но наши усилия выполняют самую важную роль — без желания и готовности человека разрешить внутренние противоречия, избавиться от пристрастий ничего не получится. Бог не может сделать нас святыми насильно, но всегда осветит нашу душу Своим светом.
Протоиерей Павел Великанов
1) Загляните внутрь себя и избавьтесь от хлама
Постом человек сознательно накладывает на себя ограничения в тех сферах жизни, которые сами по себе не греховны, но не жизненно необходимы: мы не умрем, если будем меньше и проще есть, меньше спать или увеличим телесные нагрузки. Как правило, в повседневной жизни нам не хватает мотивации, чтобы ограничить себя и сосредоточиться на главном. Великий пост как раз для этого: у нас появляется время и возможность заглянуть в себя — сам распорядок церковной жизни подталкивает нас к этому.Лично для меня самое главное в Великом посте— великопостные богослужения. Они настраивают на правильную волну и задают тональность этого особого периода жизни. Посещение богослужений, исповедь, причастие располагают к тому, чтобы уделить больше внимания общению с собой.
Постепенно мы начинаем спускаться в глубокий колодец нашей души. Этот спуск требует труда, осторожности, внимательности. В идеале, каждый год мы должны опускаться все глубже и глубже — именно там, на самой глубине, кроются те гадости, которые заслоняют от нас Бога. Своими ежедневными неправильными поступками мы, сами того не замечая, бросаем в колодец — как бы грубо это ни звучало — результаты нашей жизнедеятельности. И наша задача на Великий пост — открыть крышку колодца и начать вычищать то, что там накопилось. Как только мы начнем это делать, сразу ощутим появление в себе внутреннего света — не дожидаясь Пасхи.
В этом смысле я бы сравнил пост с ревизией. Мы часто храним в доме то, что нам не нужно, но жалко выкинуть. Эти завалы хлама бывают настолько велики, что на чердаке они уже не умещаются. И если вам когда-нибудь захочется впустить в свой дом любимого человека — для него там просто не будет места. Тогда вы легко выкинете большую часть тех вещей, которые раньше казались необходимыми. Потому что человека любите больше, чем вещи.
Примерно то же самое и в душе: хлам — это наши страсти, извращенные силы души, которые оказались в плену у нашего эго. Наше эго — магнит греха. Грехи накапливаются, сваливаются в клубки, мешают божественному свету проникать в душу. Задача поста — эти клубки распутать, избавиться от них — разгрести завалы в душе, чтобы быть готовым встретить Христа.
2) Освободитесь от привязанностей и пристрастий
Пост учит человека разжимать пальцы, которыми он постоянно пытается что-то прихватить и удержать. Пост — это опыт отпускания.Человек постоянно колеблется между двумя крайними точками — иметь или быть. Чем больше он имеет, тем больше сосредотачивается на том, как это удержать — будь то деньги, власть или человеческие отношения. Это распыляет силы и дробит сердце.
И тогда появляется желание быть — собрать кусочки сердца, уйти от фрагментации, раздробленности и снова стать цельной личностью.
Золотая середина там, где человек дорожит всем, что ему дано. Когда смотрит на значимый для него предмет и видит в нем не вещь, которую надо беречь во что бы то ни стало, а зеркало, отражающее Славу Божию. Тогда он радуется не вещи как таковой, а тому, что через нее учится опознавать Бога. В этом владении нет пристрастия — даже если вещь пропадет, источник радости останется.
Но если у человека есть пристрастие к вещи, он начинает служить ей как идолу. Пост же предлагает нам отказаться от идолов и попробовать разглядеть в вещественном мире отражение божественной Славы.
Идолом, пристрастием часто являются деньги. Когда материальные блага становятся самоцелью и воспринимаются как собственность, как то, что принадлежит нам по праву, надо напоминать себе, что, во-первых, эти блага дал нам Господь, а во-вторых, дал на время, подержать, и теперь смотрит, как мы ими распоряжаемся. Главное — все средства вкладывать в Его прославление, в распознавание прекрасного, радость и просвещение — и через это выстраивать свои отношения с Ним.
Если в человеке живет страсть к чревоугодию и гормон радости и счастья у него вырабатывается только во время еды, эта страсть особенно обнажится во время поста. Лишая себя любимых блюд, человек сперва, возможно, впадет в уныние, но вскоре осознает: без еды в привычных количествах можно прожить гораздо дольше, чем казалось — главное отвлечься и занять себя делом. Так приходит освобождение от страстей, которые заполняют в душе место, отведённое для Божественного света.
3) Почувствуйте радость от открывшегося простора
Теперь надо сохранить чувство простора, которое открылось после избавления от хлама в душе, не растерять, не дать суете вновь завладеть вами. Дышите полной грудью, цените эти минуты, наслаждайтесь ими. Необязательно что-то делать: если вы просто гуляете и ни о чем не думаете — это уже положительный результат поста.Только не надо накручивать себя, сменять суету непостную на суету постную. Не пытайтесь себя загнать. Ощущение «на грани нервного срыва» — плохой признак: значит, пост идет неправильно. Значит, человек взял на себя обязательства, несоразмерные его возможностям. Если не соблюдать баланса между напряжением и послаблением, требующимся для восстановления сил, можно сорваться и нанести себе травму — душевную или физическую.
Так пост, с одной стороны, зажимает нас, создает в душе сверхнапряжение, а с другой — открывает перспективу, показывает, куда направить силы души и как проложить путь к Богу.
Помните: Бог действует, помогает, но наши усилия выполняют самую важную роль — без желания и готовности человека разрешить внутренние противоречия, избавиться от пристрастий ничего не получится. Бог не может сделать нас святыми насильно, но всегда осветит нашу душу Своим светом.
Протоиерей Павел Великанов
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.