Общая святыня трёх религий: колодец Иакова
Шхем — современное название Сихема, библейского города, остатки которого археологи в настоящее время извлекают из-под спуда веков. Главной местной святыней, одинаково почитаемой христианами, иудеями и мусульманами, является колодец праотца Иакова, высеченный в скале рядом с дорогой, по которой некогда шествовали ветхозаветные патриархи.
Арабское название города на Западном берегу реки Иордан на территории Палестинской автономии — Наблус. Здесь, в греческом православном монастыре, находится наполняющийся водой из источника колодец, который многовековая традиция связывает с тем, что некогда высек праотец Иаков. Прямого упоминания об этом в Книге Бытия нет — там сказано только, что вернувшийся в Сихем из Месопотамии патриарх разбил перед городом лагерь и приобрел землю, на которой были поставлены шатры. По утверждению библеистов, именно на этом месте и был вырыт колодец.
В Новом Завете «колодец Иакова» упоминается прямо: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев», — говорится в Евангелии от Иоанна (4: 5-6).
Сихарь — это и есть Шхем (Сихем). Заметим, что путешествие из Галилеи в Иерусалим через Самарию, предпринятое Спасителем, было в глазах иудеев тех времен делом довольно сомнительным. Самаряне (они же самаритяне) очень просто могли преградить путь иудею — а те считали общение с самарянами делом недостойным, почитая здешних жителей наполовину язычниками. Иудей, возвращаясь с севера в Святой город, отправился бы скорее в обход, по Иорданской долине. Тем не менее, Господь выбрал именно этот маршрут — и у колодца Иакова имел разговор с самарянкой, которую христианская традиция именует Фотинией. Эта беседа также описана в Евангелии от Иоанна — а Святое Предание добавляет к ней историю о том, как Фотиния стала последовательницей Господа Иисуса Христа и в завершении своей жизни земной сподобилась мученического венца.
Как сам колодец, так и место вокруг него с первых веков христианства пользовались почитанием верующих. В четвертом веке здесь было принято совершать таинство крещения. Позже императрица Елена возвела над колодцем величественную крестообразную базилику — о ней упоминает в своих трудах святой Иероним.
За века существования христианскому храму над колодцем Иакова было суждено много раз быть разрушенным и заново восставать из руин. В первый раз базилику превратили в развалины во время восстания самаритян в 484 или 529 году. После этого император Юстиниан восстановил храм и тот простоял до VIII или даже до IX века.
Крестоносцы, занявшие Иерусалим в 1099 году, храма над источником уже не застали; не видели его и паломники, устремившиеся в Святую землю в начале XII века. А вот письменные источники конца того же столетия вновь говорят о церкви, которую к тому времени опять возвели: «Колодец расположен в полмиле от города: он находится перед алтарём церкви, построенной над ним, в которой монахини посвятили себя служению Божьему. Этот колодец называется источник Иакова» (Теодорих). Предполагают, что за восстановлением церкви над колодцем Иакова стоит иерусалимская королева Мелисенда, находившаяся в Наблусе в ссылке вплоть до своей смерти в 1161 году.
После победы Саладина над крестоносцами в битве при Хаттине в 1187 году мусульмане снова разрушили христианский храм — и на этот раз он пролежал в руинах столетия. В самом конце XVII века Генрих Маундрел, посетив здешние места, измерил уровень воды в колодце Иакова— глубина составила 4,6 метра. Полтора века спустя Эдвард Робинсон, побывавший в Наблусе, упомянул и сам колодец, и остатки храма чуть выше него, к юго-западу: «бесформенная масса развалин, среди которых видны части серых гранитных колонн, которые по-прежнему сохраняли свой блеск».
В 1860 году участок земли с колодцем был передан греческой патриархии, которая возвела здесь храм во имя святой Фотинии Самарянки. Однако разрушительное землетрясение 1927 года уничтожило это здание.
Спустя некоторое время влиятельный греческий священник из Наблуса отец Иустин возглавил масштабный проект по реконструкции храма, который был завершен совсем недавно — в начале XXI века. Отстроенная заново церковь в общих чертах воспроизводит постройку времен королевства крестоносцев — находится она на территории православного монастыря «Колодец Иакова» (местные жители называют его по-арабски — Бир-Якуб).
Колодец, который носит имя библейского Патриарха, находится в крипте под алтарём. Общая глубина скважины, согласно замерам, предпринятым в 1935 году, составляет 41 метр. Вокруг колодца всегда множество икон Божией Матери, Фотинии Самарянки и других святых угодников; всюду горят зажженные верующими свечи. Набрать воды из святого источника может каждый пришедший — для этого можно воспользоваться ведром и небольшой лебедкой.
Кроме колодца Иакова в храме святой Фотинии Самарянки в Наблусе (Шхеме) есть и другие почитаемые святыни. Эта частица мощей Иоанна Предтечи, фрагмент черепа святой Фотинии, лоскут от одежд святителя Спиридона Тримифунтского, а также чаша с благоухающей кровью священномученика Фмлумена Святогробца в алтаре и его мощи в наосе храма. Об этом удивительном святом, при жизни предпринявшем много трудов по возрождению храма над колодцем святого Иакова, а после своей мученической смерти канонизированного, непременно стоит сказать особо.
Уроженец Кипра, отец Филумен прибыл в Святую землю, где принял монашеский постриг. Ему довелось послужить в разных монастырях Иерусалимской патриархии: в обители святого Саввы Освященного, у святого Феодосия, у святого Константина, в патриаршем храме в Иерусалиме — и позже, в сане игумена, у многих других великих святынь. Будучи уже архимандритом, отец Филумен был назначен настоятелем монастыря у колодца Иакова. Неся это послушание, он неоднократно получал от иноверцев угрозы и требования убрать от колодца крест и иконы, однако был тверд и продолжал заниматься возрождением монастырского храма.
В дождливый день 29 ноября 1979 года злодеи вошли в храм обители, когда отец Филумен служил обедню. Они крестобразно разрубили ему лицо двумя ударами топора, затем изувечили три пальца на правой руке, которые складываются в крестное знамение, и выкололи глаза. Когда отец Филумен попытался выбраться из храма, убийцы усекли ему топором обе ноги в районе колен. Бросив окровавленного игумена умирать, святотатцы подвергли храм осквернению: разбили распятие, изгадили и разбросали священные сосуды.
В убийстве на почве религиозной ненависти подозревали душевнобольного израильтянина, однако тот брал на себя преступление за преступлением — и расследование закончилось по большому счёту ничем, а на публикацию материалов о нём был наложен запрет. Где-то в психиатрических клиниках страны теряются и следы главного подозреваемого.
В 1983 году, четыре года спустя после изуверского убийства отца Филумена, когда по благословению Иерусалимского патриарха был открыт гроб с его телом, внутри обнаружилось почти полное нетление мощей. Истлели лишь ступня правой и пальцы левой ноги. Руки и ноги мученика легко сгибались.
В 2009 году Иерусалимская церковь канонизировала архимандрита Филумена Святогробца в чине священномученика. А в году 2010 Священный Синод Русской Православной Церкви постановил «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви».
Приезжающие в монастырь у колодца Иакова паломники подолгу молятся у раки священномученика Филумена. Известны неоднократные случаи благодатной помощи в болезнях и сложных жизненных обстоятельствах по молитвам у его святых мощей.
В. Сергиенко
Арабское название города на Западном берегу реки Иордан на территории Палестинской автономии — Наблус. Здесь, в греческом православном монастыре, находится наполняющийся водой из источника колодец, который многовековая традиция связывает с тем, что некогда высек праотец Иаков. Прямого упоминания об этом в Книге Бытия нет — там сказано только, что вернувшийся в Сихем из Месопотамии патриарх разбил перед городом лагерь и приобрел землю, на которой были поставлены шатры. По утверждению библеистов, именно на этом месте и был вырыт колодец.
В Новом Завете «колодец Иакова» упоминается прямо: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев», — говорится в Евангелии от Иоанна (4: 5-6).
Сихарь — это и есть Шхем (Сихем). Заметим, что путешествие из Галилеи в Иерусалим через Самарию, предпринятое Спасителем, было в глазах иудеев тех времен делом довольно сомнительным. Самаряне (они же самаритяне) очень просто могли преградить путь иудею — а те считали общение с самарянами делом недостойным, почитая здешних жителей наполовину язычниками. Иудей, возвращаясь с севера в Святой город, отправился бы скорее в обход, по Иорданской долине. Тем не менее, Господь выбрал именно этот маршрут — и у колодца Иакова имел разговор с самарянкой, которую христианская традиция именует Фотинией. Эта беседа также описана в Евангелии от Иоанна — а Святое Предание добавляет к ней историю о том, как Фотиния стала последовательницей Господа Иисуса Христа и в завершении своей жизни земной сподобилась мученического венца.
Как сам колодец, так и место вокруг него с первых веков христианства пользовались почитанием верующих. В четвертом веке здесь было принято совершать таинство крещения. Позже императрица Елена возвела над колодцем величественную крестообразную базилику — о ней упоминает в своих трудах святой Иероним.
За века существования христианскому храму над колодцем Иакова было суждено много раз быть разрушенным и заново восставать из руин. В первый раз базилику превратили в развалины во время восстания самаритян в 484 или 529 году. После этого император Юстиниан восстановил храм и тот простоял до VIII или даже до IX века.
Крестоносцы, занявшие Иерусалим в 1099 году, храма над источником уже не застали; не видели его и паломники, устремившиеся в Святую землю в начале XII века. А вот письменные источники конца того же столетия вновь говорят о церкви, которую к тому времени опять возвели: «Колодец расположен в полмиле от города: он находится перед алтарём церкви, построенной над ним, в которой монахини посвятили себя служению Божьему. Этот колодец называется источник Иакова» (Теодорих). Предполагают, что за восстановлением церкви над колодцем Иакова стоит иерусалимская королева Мелисенда, находившаяся в Наблусе в ссылке вплоть до своей смерти в 1161 году.
В 1860 году участок земли с колодцем был передан греческой патриархии, которая возвела здесь храм во имя святой Фотинии Самарянки. Однако разрушительное землетрясение 1927 года уничтожило это здание.
Спустя некоторое время влиятельный греческий священник из Наблуса отец Иустин возглавил масштабный проект по реконструкции храма, который был завершен совсем недавно — в начале XXI века. Отстроенная заново церковь в общих чертах воспроизводит постройку времен королевства крестоносцев — находится она на территории православного монастыря «Колодец Иакова» (местные жители называют его по-арабски — Бир-Якуб).
Кроме колодца Иакова в храме святой Фотинии Самарянки в Наблусе (Шхеме) есть и другие почитаемые святыни. Эта частица мощей Иоанна Предтечи, фрагмент черепа святой Фотинии, лоскут от одежд святителя Спиридона Тримифунтского, а также чаша с благоухающей кровью священномученика Фмлумена Святогробца в алтаре и его мощи в наосе храма. Об этом удивительном святом, при жизни предпринявшем много трудов по возрождению храма над колодцем святого Иакова, а после своей мученической смерти канонизированного, непременно стоит сказать особо.
Уроженец Кипра, отец Филумен прибыл в Святую землю, где принял монашеский постриг. Ему довелось послужить в разных монастырях Иерусалимской патриархии: в обители святого Саввы Освященного, у святого Феодосия, у святого Константина, в патриаршем храме в Иерусалиме — и позже, в сане игумена, у многих других великих святынь. Будучи уже архимандритом, отец Филумен был назначен настоятелем монастыря у колодца Иакова. Неся это послушание, он неоднократно получал от иноверцев угрозы и требования убрать от колодца крест и иконы, однако был тверд и продолжал заниматься возрождением монастырского храма.
В дождливый день 29 ноября 1979 года злодеи вошли в храм обители, когда отец Филумен служил обедню. Они крестобразно разрубили ему лицо двумя ударами топора, затем изувечили три пальца на правой руке, которые складываются в крестное знамение, и выкололи глаза. Когда отец Филумен попытался выбраться из храма, убийцы усекли ему топором обе ноги в районе колен. Бросив окровавленного игумена умирать, святотатцы подвергли храм осквернению: разбили распятие, изгадили и разбросали священные сосуды.
В убийстве на почве религиозной ненависти подозревали душевнобольного израильтянина, однако тот брал на себя преступление за преступлением — и расследование закончилось по большому счёту ничем, а на публикацию материалов о нём был наложен запрет. Где-то в психиатрических клиниках страны теряются и следы главного подозреваемого.
В 1983 году, четыре года спустя после изуверского убийства отца Филумена, когда по благословению Иерусалимского патриарха был открыт гроб с его телом, внутри обнаружилось почти полное нетление мощей. Истлели лишь ступня правой и пальцы левой ноги. Руки и ноги мученика легко сгибались.
В 2009 году Иерусалимская церковь канонизировала архимандрита Филумена Святогробца в чине священномученика. А в году 2010 Священный Синод Русской Православной Церкви постановил «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви».
Приезжающие в монастырь у колодца Иакова паломники подолгу молятся у раки священномученика Филумена. Известны неоднократные случаи благодатной помощи в болезнях и сложных жизненных обстоятельствах по молитвам у его святых мощей.
В. Сергиенко
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Идеи толерантности к добру не приводят. Почему бог допустил это убийство?
- ↓