Как уклониться от зла и сотворить благо

О мудрости, которая выше Соломоновой, уроках Золотой рыбки и драгоценном союзе в молитве Христовой рассказывает митрофорный протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Одинцовского района Московской области.




Нам всем необходимо покаяние

– Отец Валериан, как осознать свой собственный крест и не отказаться от него?
– Мы имеем, прежде всего, евангельское к нам обращение Господа: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). О Кресте Христовом мы знаем из Евангелий: как Господь был распят. Но в чем смысл Крестных Страданий Христовых? Не только в телесных муках. И разбойники прошли через эту пытку, испытали и другую боль, потому что им еще и голени перебили. Суть Христовых Страстей духовна. В свое время поэт Иван Никитин писал:
Позор людской, позор веков;
Все на Себя Я принимаю,
Но Сам, под тяжестью оков,
Как человек, изнемогаю…
В этом тяжесть. Бывает, делаешь что-то, и так трудно, а тебя еще и поносят: «Кто ты вообще такой? Чего это ты тут напридумывал?» Так и над Господом насмехались. Он молится за распинателей: «Отче, отпусти им: не ведают, что творят» (Лк. 23, 34), – а над Ним, Распятым, изгаляются: «Спаси Себя Самого и сойди со креста… других спасал, а Себя не может спасти» (Мк. 15, 30–31). Страдания от этой злобы человеческой, жестокости – более тяжкие. Телесная боль нестерпима, но тяжелее страдания души.
Господь во время моления о Чаше, зная, как Бог, все, что Ему предлежит воспринять на Себя, молился в Гефсимании до кровавого пота. Крест Христов – это Крест, понесенный Господом за наши грехи. Поскольку Господь для Себя избрал именно Крест очищением наших грехов, то и свое очищение человек совершает посредством креста. Крест – это то, что дает человеку очиститься от греха.

Крест – это то, что дает человеку очиститься от греха

Есть такое выражение: древо крестное растет на почве нашего сердца. Поэтому Господь сказал: «Иже не приимет креста своего и вслед мене грядет, несть Мене достоин» (Мф. 10, 38). То есть если и идешь за Господом, но не несешь креста своего, недостоин Его. «Иже не носит креста своего и вслед Мене грядет, не может мой быти ученик» (Лк. 14, 27).
– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что, даже если несешь свой крест, сколь бы ни был он тяжек, суетен он, если не соединится с Крестом Христовым. Как это?
– Очень просто. Несение креста – это не просто слова. Сказано: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8, 34). Несение креста заключается в перерождении души в результате того, что тебе посылается. Есть такое наблюдение: человеку посылается какая-либо скорбь до тех пор, пока она не принесет ему внутреннюю духовную пользу, тогда Господь может снять этот крест или облегчить его.
Истолкование того, что говорит святитель Игнатий, находим в евангельском повествовании о Распятии: на Голгофе страдает Господь, а рядом с Ним мучаются два разбойника – тоже каждый на своем кресте, но один злословит, а другой сдерживает его: «Ни ли ты боишися Бога, яко в томже осужден еси? и мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: сей же ни единаго зла сотвори» (Лк. 23, 40–41). Он увидел, что Господь безгрешный страдал за наши неправды, а мы вправду – должны за свои же грехи пострадать: достойное по грехам нашим приемлем. Вот, собственно, в этом и заключается смысл слов святителя Игнатия.
Без исповедания Креста Господа мы не сможем принять и нести свой крест. Покаяние и признание того, что Христос безвинно пострадал за нас и понес наши тяготы греховные, дает нам силы к крестоношению. Разбойник, конечно, может быть, и не вдавался в это богословие о том, что Господь за его грехи страдает, но свои-то грехи он признал достойными того наказания, которое ему было дано: «Достойное по грехам моим приемлю». Святитель Игнатий очень глубоко прозревал смысл Крестных Страданий Сына Божия.

Крест не даст духовного плода, если его несут не во имя Христово

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Есть и добрые дела, их не назовешь злыми, но они не дают благодати Духа Святаго, если они делаются не ради Бога». Крест не даст духовного плода, если его несут не во имя Христово. Преподобный Иустин (Попович) сказал: «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман». То есть это все не есть истинная любовь. Так же как крестоношение не есть истинное крестоношение, если крест твой не соединен с Крестом Христовым.
Нам всем необходимо покаяние – признание того, что мы пожинаем плоды своих же грехов: что посеяли, то и жнем. Важно еще понимать, что это только часть того, что мы заслуживаем.

«Грязь грязью не смывается»

– Как понимать слова апостола Павла: Чтобы я похвалился, да не будет, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира (ср. Гал. 6, 14)?
– Здесь имеется в виду, что он радовался тому, что сподобился страдать ради Христа. Апостол Павел также сказал: «О себе же не похвалюся, токмо о немощех моих» (2 Кор. 12, 5). Господь дает крест, и Он же помогает в несении креста. Есть такое выражение: Господь выше сил креста не дает.
– Крест по силам, а силы по вере.
– Да, и силы, и то, что надлежит человеку понести, – Господь все распределяет. Крест может оказаться выше сил, только если человек сам вызвался на что-то. Самоуверенно, без молитвы и упования.
– Это и будет самодельный крест, как батюшка Иоанн (Крестьянкин) говорил?
– Да, это как раз самодельный крест.
– «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6,2) – это тоже составляющая нашего крестоношения?
– Конечно. Есть и такие слова апостола Павла: «Тем же приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию» (Рим. 15, 7). Вас Господь принимает в славу Свою, и вы друг друга принимайте. Господь ваши тяготы носит, терпит вас, и вы тяготы друг друга носите с терпением.
– При этом часто в Новом Завете все же говорится: «вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости» (Гал. 6, 1), или Господь наставляет: «Аще же согрешит против тебя брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем» – и т. д.: «если не послушает, возьми двух-трех свидетелей, а если и тогда не послушает, скажи Церкви» (Мф. 18, 15–17). То есть терпеть – это не значит мириться с грехом ближнего, принимая все как есть?
– Кто сказал, что надо мириться с грехом? Терпение – это немножко другое. Здесь требуется духовное искусство: в предлагаемых обстоятельствах и самому не нагрешить, и другого не ввести во грех. Надо думать еще о том, чтобы не подать повод другому грешить. А то мы начинаем что-то делать, а ближний раздражается и согрешает. Какой смысл тогда в том, что мы затеяли?
Как-то к отцу Сергию Орлову (в постриге – иеромонаху Серафиму) приезжал отец Иоанн (Крестьянкин), он еще молодой был, мы разговорились, и он спросил, читал ли я у апостола Иакова такие слова: «Аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем… и дастся ему» (ср. Иак. 1, 5). «Как вы думаете, – спрашивает он, – что это за премудрость? Премудрость Соломонова? Нет, это терпение!» С помощью терпения и получается по-настоящему избавиться от греха и помочь освободиться от него ближнему.
Сказано также при наставлении обличать: «Блюдый себе, да не и ты искушен будеши» (Гал. 6, 1). В приведенном первом стихе 6-й главы Послания к Галатам прибавлено это предостережение: если начнешь обличать без кротости, то и сам искусишься. Один из оптинских старцев говорил: «Если ты видишь недостаток ближнего и он раздражает тебя, то и ты погрешаешь. А погрешностью погрешность не исправишь, она исправляется кротостью». Точно так же как митрополит Филарет (Дроздов) говорил: «Грязь грязью не смывается».

«От нас зло не должно исходить»

– Отец Валериан, сегодня в православной периодике, в том числе на сайтах синодальных церковных отделов, много публикуется материалов по психологии. Есть и священники – практикующие психологи. Психология постулирует наличие границ личности, а их размывание – созависимость – интерпретирует как патологию. В христианстве же единство – идеал (ср. Гал. 3, 28, Еф. 2, 13–16 и др.). Как соотнести одно с другим?
– Единение зависит от двух половин. Одна не может быть с другой едина, если та с ней не едина.
– Действительно же могут какие-то нездоровые отношения возникать: порабощение одного другим и т. д. Это ведь уже тогда не во Христе отношения?
– Совершенно верно.
– В Евангелии сказано: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Но это же про произволение самого человека, а не про то, что им распоряжаются, как хотят? С другой стороны, также сказано: «не противься злому… и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 39–41).
– Отец Сергий Орлов говорил: «От нас зло не должно исходить». А чтобы оно от тебя не исходило, нужно, чтобы его в тебе не было. Когда в тесных обстоятельствах начинает обнаруживаться в тебе зло, борись смирением, кротостью, чтобы утишить всю эту бурю. Потому что ты ничего не сделаешь нормально, если не справишься с собственным злом. Голос у тебя будет не так звучать, слова не подберутся подходящие. Да и сказать можешь некстати. Как в Библии сказано: «Мудрый молчит до времени; а безумный говорит без времени» (Сир. 20, 7).

Когда в тесных обстоятельствах начинает обнаруживаться в тебе зло, борись, чтобы утишить всю эту бурю

Самому нужно утишиться и на другого посмотреть: способен ли он услышать? Если не слышит, какой толк говорить? Вот ты высказался, показал себя, а он не слышит. Для чего же ты тогда говорил? Просто чтобы высказаться? Если ты хочешь принести пользу, то думай о нем: способен ли он слушать в это время? «Не обличай безумного, да не возненавидит тебя» (Притч. 9, 8). Если человек в это время безумен, бесполезно что-либо говорить ему. Когда кто-то дерется, можно разнимать, но вразумлять – трата времени, потому что они ничего не слышат в этот момент. Потом можно будет поговорить. Важно оценивать: человек может сейчас слышать или нет? Способен понять или невменяем?
– Можно ли иногда просто дистанцироваться, махнула же золотая рыбка хвостом, когда ей были предложены созависимые отношения: будешь у меня на посылках?
– Конечно, да. «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 14).
Не все желания надо исполнять, а все желания старухи были недуховными: то она столбовой дворянкой хочет быть, то вольною царицей… И того ей мало: повелела стать владычицей морскою, и непременно сама золотая рыбка должна служить у нее на посылках. Рыбка и махнула хвостом, потому что это неполезно было для старухи. Для рыбки – это все равно, видите, она ей и хоромы сделала – сначала дворянские, потом царские – значит, и еще большее могла бы сделать, но старухе это было во вред. Рыбка ей напомнила, что надо ей, старухе, подумать о душе. Поэтому у корыта ей лучше.
Есть потрясающий пример: детям прочитали сказку «Золотая рыбка» и попросили написать изложение. Мальчик написал: «Жили-были старик и старуха, старуха ему повелела: ‟Иди, налови рыбки”. Он пошел, закинул невод, ему попалась Золотая рыбка и говорит: ‟Отпусти меня, старче, исполню любое твое желание”. Он ответил: ‟Ничего не нужно”, – и отпустил рыбку, а старухе ничего не сказал».

Единство – только следствие

– В церковной среде могут действовать некоторые стереотипные установки, когда, например, абсолютизируется единство. Владыка Алексий (Фролов; † 3.12.2013) в последние годы часто цитировал слова афонского игумена Иверона – архимандрита Василия (Гондикакиса) – о том, что, когда Господь говорит: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17, 21), – здесь это как гораздо драгоценнее самого единства, потому что это образ бытия Святой Троицы, а единство – только следствие. Оно же не может быть самоцелью в нашем падшем мире?
– Да, но, с другой стороны, надо стараться, как говорил святой праведный Алексий Мечев, из своих близких делать ближних. От нас старания, а результат – от Бога. Если ты при общении с конкретным человеком гневаешься или раздражаешься, ты смотри не на то, что он делает и как он к тебе относится, – это его дело, – ты все свое внимание обрати на то, как ты относишься к этому человеку. Если гневаешься – это ты гневаешься.

Надо стараться из своих близких делать ближних. От нас старания, а результат – от Бога

Раздражаешься – это же ты раздражаешься! Человек дан тебе, чтобы ты тренировался духовно, работал над собой. Чувствуешь, что не справляешься, можешь отойти в сторону, чтобы как-то утишиться. А так – это и есть то самое терпение, о котором мы говорили. Это такое искусство, чтобы и самому не раздражаться, и других не раздражать.
– Ты иногда и сам хотел бы помочь кому-то, но, бывает, люди себя так ведут… что помогать таким – точно потакать их властолюбию. Как тут быть?
– Нужно стараться помочь, но все наши старания не принесут никакой пользы, если Господь не поможет. Поэтому сказано: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1). Самому навязываться со своей помощью не надо, но и убегать не следует. Кстати, поговорка «береженого Бог бережет» – свидетельство не того, что человек сам по себе такой осторожный, что именно потому, что он сам себя или те, кто о нем пекутся, оградили его от всего, поэтому его еще и Бог бережет, – нет! Человек сберегся не потому, что он сам исхитрился избежать опасности или другие за него похлопотали, а потому что Бог его сберег. Если бы Господь не помог, то как бы сам человек ни старался или кто бы то ни было, могло бы ничего и не получиться.
– Как связаны крест и свобода?
– Напрямую. Крест, ради Господа несомый, – это всегда свободный выбор человека. Во взаимоотношениях людей нет абсолютной свободы. Одному в одно место надо, другому в иное, а машина, допустим, одна… Сказано: умный подстраивается под обстоятельства, а дурак все ломает под себя. Мыслитель Иван Ильин сказал: «Свобода – это как хлеб, если у одного много, у другого, значит, нет». Если свободен в семье или в каком-то совместном делании один человек, то несвободны другие. Есть еще такое изречение: «Современная свобода – это право на неравенство».
Помните отроков в пещи вавилонской? «Согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом» (Пс. 105, 6). Плод креста еще более возрастает, когда человек воспринимает наказание не только как расплату за грех – свой или близких, в любом случае свойственный каждому из нас, – но и как милость Божию. Господь нас сподобляет пострадать.
« Почему священники не носят обручальные кольца
Урок богословия »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.