О сибирячке Параше

В сибирском городе Ишим стоит удивительный памятник. На нем изображена молодая девушка в грубой крестьянской одежде, с посохом в руке и образом Божией Матери на груди. Широким шагом, твердо глядя перед собой, она делает шаг вперед. Первый шаг на трудной дороге из Сибири в Петербург. Первый шаг в бессмертие.




На памятнике надпись: «Прасковье Лупполовой, явившей миру подвиг дочерней любви». Этот монумент увековечил память о 20-летней легендарной Параше-сибирячке (1784-1809), которая пешком прошла почти четыре тысячи вёрст до Петербурга с мольбой о помиловании своего сосланного в Сибирь отца.
Параша была очень набожна, только вера в Господа и Божественный Промысл не давали ей пасть духом. Девушка постоянно ходила в Богоявленский собор Ишима, где много и сердечно молилась о своем несчастном отце. Ей было невмоготу видеть, как ночами он плачет от отчаяния. Долго и слёзно Прасковья молилась Господу и Его Пречистой Матери, когда решилась отправиться в Петербург искать милости у царя. Родители долго отказывались отпускать дочь в такую опасную дорогу, они не верили в благополучный исход дела, задуманного Парашей. А она верила, твердо и непоколебимо. Верила в Господа, в предстательство Божией Матери, верила в помощь хороших и добрых людей. Она шла к царю искать не справедливости, а милости. Она верила, что царь – прежде всего, человек и способен понять ее горе.
8 сентября 1803 года в праздник Рождества Божией Матери Прасковья Лупполова, получив благословение родителей, отправилась в путь. С собой у нее был серебряный рубль и икона Божией Матери. В Тобольске ей выписали паспорт, где значилось, что она – «капитанская дочь». Путь Параши растянулся почти на целый год: она шла пешком, плыла на барках, ехала с обозами. Как она добралась, какие тяготы и испытания перенесла – только Бог ведает. Много раз девушка оказывалась на краю гибели. Однажды её застала страшная гроза, и Параша целую ночь простояла в лесу под сосной, умирая от страха и уповая только но Господа. «Бог жив – жива и душа моя» – повторяла она и верила, что Господь ее не оставит. В какой-то деревне на Парашу набросились собаки и чуть не растерзали до смерти. На пустынной проселочной дороге напали разбойники, хотели ограбить и убить. Но не найдя при ней ничего ценного и выслушав её рассказ, они настолько поразились мужеству и стойкости этой хрупкой девушки, что накормили её и проводили до безопасного места. «Бог почти всегда посылал мне добрых людей, которые принимали меня, как родную, — вспоминала Прасковья, — а со злыми я редко встречалась».
Так шла она по пыльным и грязным дорогам России. Она шла от села к селу, от города к городу, от храма к храму, и в августе 1804 года добралась до Петербурга. Это случилось накануне праздника Преображения Господня. О ее необычной истории стали говорить в свете, и вскоре состоялась аудиенция у императора Александра I. Когда государь спросил девушку, в чем виноват ее отец, она отвечала с твердой внутренней убежденностью: «Родители никогда не могут быть виновны в глазах детей». Пораженный до глубины души столь редким подвигом дочерней любви и преданности, царь-батюшка оказал Параше великую милость. Дело её отца было пересмотрено, и ссыльный Григорий Лупполов был прощен. Семейству разрешили вернуться из Сибири и поселиться в любом городе России. Лупполовы выбрали Владимир.
Однако, путешествие Параши, полное тягот и лишений, подорвало ее здоровье: девушка заболела чахоткой и скончалась в возрасте 25 лет, накануне своего иноческого пострига…

Т. В. Грудкина
писатель-публицист, кандидат филологических наук
« О мышах и людях
О сорокоустах: что и зачем »
  • +8

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.