Ко дню празднования Преображения
Евангелие повествует о том, что, когда Господь молился, просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Спавшие апостолы проснулись: так, среди дня ярче солнечного света сиял Христос в Небесной Своей славе. Такими предназначено стать и всем верующим во имя Его.
Сейчас каждый из нас не видит, что на душе у другого по причине грубости нашего тела, за которым прячется, скрывается душа; а Ангелы и святые, если обратят взор на нас, увидят наши души, такими, какие они есть и что в них есть. Потому что какова душа, то и отражается в ней.
Если в ней добрые, милостивые, благодарные, добродушные мысли и чувства, душа светлая, и при каждом возникающем, появляющемся у нас добром чувстве просветляется душа особым образом.
Когда совесть говорит, что мы чисты во всем, стремимся поступать по заповедям пред Богом и людьми, то это свидетельство совести светом отражается вокруг души нашей – и все с неба видят нас светлыми.
А если мысли и чувства ее не совсем чисты, то душа не светла и от каждого нечистого чувства своим образом помрачается, затемняется, являясь то как туман, то как мрак ночи.
Потому, по словам святых, если бы мы могли, поднявшись на небо, воспринять ангельское зрение, то, взглянув на землю, мы увидели бы вместо великого множества людей некие тени светлые, полусветлые, туманные, мрачные.
В житиях святых можно встретить немало тому свидетельств.
Так, при жизни святого Андрея, Христа ради юродивого, был в Константинополе иерей (из неженатых), постник, стремившийся к уединению и молитве. Все его чтили. Но встретился с ним святой Андрей и видит, что он одет каким-то темным туманом, а около шеи у него обвилась змея с надписью «змея сребролюбия».
Вот какова была душа его! А, между тем, этого никто не видал. Увидели лишь просвещенные духовные очи святого Андрея. А у небожителей они еще просвещеннее. Таким образом, тогда, как нам думается, что никто нас не видит, каковы мы, нас видит несметное множество очей: Сколько звезд на небе! А очей, на нас обращенных, еще больше.
Святитель Макарий Невский писал одной из своих духовных дочерей: «Письмо твое преисполнено неприятностями многими, безотрадными, недружелюбными, мрачными, отчаянными. Это не ты говоришь, а сквозь мрак неприятности шептал дух вражеский, человеконенавистник. Он навел туман на сердце, и оно, бедное, не вспомнило о благом Творце, Промыслителе и Спасителе».
Когда действует на нас дух злобы, «тогда приходит в душу мрак, уныние, сомнение, недовольство, раздражительность, плач от досады и прочее зло. Бедная душа мечется, не знает куда кинуться. Благо, если душа вспомнит Господа, со слезами поведает Ему горе свое, безысходное положение; мрак исчезнет, бес убегает, словно солнышко засветит: тогда душа наша мирствует, на все смотрит радостно, на согрешающих снисходительно, на обижающих – необидчиво <…> Около тебя и в тебе все темно, но это временно: там, за этим мраком и бурей, светит Солнце и зрит на твою немощь, на твою печаль. Только непременно открывай к Нему свою душу».
Темные силы покушаются подкрасться и к светлым душам, но бывают отражаемы и поражаемы, как стрелою, лучами света. В житии священномученика Киприана и мученицы Иустинии рассказывается, что в Антиохии был волхв, чародей, Киприан.
Один юноша просил его расположить к нему своим волшебством Иустину, прекрасную христианку, которую он хотел взять себе в жены, а она и смотреть на него не хотела. Киприан несколько раз посылал к ней состоящих у него на службе бесов, чтобы они по-своему расшевелили, пробудили в ней страсть к юноше, но те подходили к ее жилищу, а внутрь войти не могли и, вернувшись, говорили, что оттуда, изнутри, их отражает и опаляет свет, поскольку та Иустина, как облаком каким, одета светом, и им посмотреть на нее не удалось.
Вот пример того, какой светлой бывает душа, когда она бывает христианкой, чистой в совести своей и преданной Господу. При чистой совести страх Божий наполняет душу и сохраняет ее неприкосновенной. Тогда и Господь, Который везде есть и все исполняет, посещает эту душу, и она вся становится светом и сияет, как небесное светило.
КАЖДАЯ ДУША ИМЕЕТ СВОЕ СИЯНИЕ
Душа каждого человека имеет свое сияние, свой отблеск в зависимости от той жизни, которую ведет, и, по словам святых, принимает вид, соответствующий ее внутреннему душевному настроению, состоянию, которое она имеет.Сейчас каждый из нас не видит, что на душе у другого по причине грубости нашего тела, за которым прячется, скрывается душа; а Ангелы и святые, если обратят взор на нас, увидят наши души, такими, какие они есть и что в них есть. Потому что какова душа, то и отражается в ней.
Если в ней добрые, милостивые, благодарные, добродушные мысли и чувства, душа светлая, и при каждом возникающем, появляющемся у нас добром чувстве просветляется душа особым образом.
Когда совесть говорит, что мы чисты во всем, стремимся поступать по заповедям пред Богом и людьми, то это свидетельство совести светом отражается вокруг души нашей – и все с неба видят нас светлыми.
А если мысли и чувства ее не совсем чисты, то душа не светла и от каждого нечистого чувства своим образом помрачается, затемняется, являясь то как туман, то как мрак ночи.
ДУША БЕЗ БОГА
Так, когда душа состоит вне жизни в Боге, то она или мрачна, как ночь темнейшая, если кто угождает страстям и им служит; или сера, как неопределенный туман, когда кто хотя и не слишком предан страстям, живет, однако же, в суете, во многих попечениях, забывая о Боге. И если совести есть в чем укорить нас, что мы нечисты, в чем-то отступили от Бога, то мы бываем видимы темными.Потому, по словам святых, если бы мы могли, поднявшись на небо, воспринять ангельское зрение, то, взглянув на землю, мы увидели бы вместо великого множества людей некие тени светлые, полусветлые, туманные, мрачные.
В житиях святых можно встретить немало тому свидетельств.
Так, при жизни святого Андрея, Христа ради юродивого, был в Константинополе иерей (из неженатых), постник, стремившийся к уединению и молитве. Все его чтили. Но встретился с ним святой Андрей и видит, что он одет каким-то темным туманом, а около шеи у него обвилась змея с надписью «змея сребролюбия».
Вот какова была душа его! А, между тем, этого никто не видал. Увидели лишь просвещенные духовные очи святого Андрея. А у небожителей они еще просвещеннее. Таким образом, тогда, как нам думается, что никто нас не видит, каковы мы, нас видит несметное множество очей: Сколько звезд на небе! А очей, на нас обращенных, еще больше.
НАШУ ДУШУ ВИДЯТ И ТЕМНЫЕ СИЛЫ
Кроме Ангелов и святых невидимо для нас смотрят на нас и темные силы. Только они, когда душа светла, не могут смотреть на нее, боясь света, а взирают на нее, обращают взгляд к ней, лишь тогда, когда она начинает помрачаться, затемняться. Они всюду, как только заметят где потемневшую душу, тотчас нападают на нее и начинают смущать, колебать, тревожить ее недобрыми, греховными помыслами, страстными желаниями и волнением чувств.Святитель Макарий Невский писал одной из своих духовных дочерей: «Письмо твое преисполнено неприятностями многими, безотрадными, недружелюбными, мрачными, отчаянными. Это не ты говоришь, а сквозь мрак неприятности шептал дух вражеский, человеконенавистник. Он навел туман на сердце, и оно, бедное, не вспомнило о благом Творце, Промыслителе и Спасителе».
Когда действует на нас дух злобы, «тогда приходит в душу мрак, уныние, сомнение, недовольство, раздражительность, плач от досады и прочее зло. Бедная душа мечется, не знает куда кинуться. Благо, если душа вспомнит Господа, со слезами поведает Ему горе свое, безысходное положение; мрак исчезнет, бес убегает, словно солнышко засветит: тогда душа наша мирствует, на все смотрит радостно, на согрешающих снисходительно, на обижающих – необидчиво <…> Около тебя и в тебе все темно, но это временно: там, за этим мраком и бурей, светит Солнце и зрит на твою немощь, на твою печаль. Только непременно открывай к Нему свою душу».
Темные силы покушаются подкрасться и к светлым душам, но бывают отражаемы и поражаемы, как стрелою, лучами света. В житии священномученика Киприана и мученицы Иустинии рассказывается, что в Антиохии был волхв, чародей, Киприан.
Один юноша просил его расположить к нему своим волшебством Иустину, прекрасную христианку, которую он хотел взять себе в жены, а она и смотреть на него не хотела. Киприан несколько раз посылал к ней состоящих у него на службе бесов, чтобы они по-своему расшевелили, пробудили в ней страсть к юноше, но те подходили к ее жилищу, а внутрь войти не могли и, вернувшись, говорили, что оттуда, изнутри, их отражает и опаляет свет, поскольку та Иустина, как облаком каким, одета светом, и им посмотреть на нее не удалось.
Вот пример того, какой светлой бывает душа, когда она бывает христианкой, чистой в совести своей и преданной Господу. При чистой совести страх Божий наполняет душу и сохраняет ее неприкосновенной. Тогда и Господь, Который везде есть и все исполняет, посещает эту душу, и она вся становится светом и сияет, как небесное светило.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.