Как связаны пророк Илия и ВДВ
Исторически так сложилось, что российский спецназ почитал пророка Илию своим покровителем примерно за тысячу лет до появления ВДВ. Еще в договоре князя Игоря с византийцами (944 год) есть строки о том, что княжеские дружинники (те из них, кто были христианами) «клялись церковью пророка Илии», той самой, которая была построена в Киеве задолго до официальной даты крещения Руси.
Жесткий и бескомпромиссный пророк, низводящий молнии на землю, святой, оказавшийся сильнее Ваала (палестинского аналога Перуна), праведник, наказавший обманщиков-жрецов, Илия – победитель язычества, наверняка, он более всего импонировал первым христианам Киева – воинственным дружинникам князя. Не случайно и княгиня Ольга, приняв крещение, построила церковь пророка Илии в своем имении на псковщине. Небесным покровителем былинного Илья Муромца был, конечно, тот самый пророк. А ведь у былинного богатыря был реальный прототип – Илья Чоботок, один из святых Киево-Печерской лавры, бывший прежде воином. Именно с колокольни Ильинского храма Москвы прозвучал набат, призвавший горожан к восстанию против Лжедмитрия в Смутное время… Так что Илию-пророка издревле почитали на Руси как покровителя защитников Отечества, а Ильин день широко отмечался в прежние времена.
Но, вот наступила другая эпоха, советская. Официальная пропаганда категорически запрещала прежние традиции, заставляла отречься от своей веры и истории, а порой – и от своих предков, но полностью искоренить православие из русского народа новая идеология не смогла. Многие люди продолжали ощущать себя христианами, не переставая быть членами ВКП(б), одно другому не мешало.
В 30-е годы XX века Красная Армия стремительно крепла. Появлялась современная техника, совершенствовалась тактика, создавались новые стратегические концепции. Одной из таких новинок стал воздушный десант. Переброска диверсантов в тыл врага на самолетах применялась русской армией еще в Первую Мировую войну, а первая массовая переброска войск по воздуху состоялась в Гражданскую, но это были так называемые посадочные десанты (самолеты приземлялись для высадки), а первый настоящий парашютный десант был высажен в ходе учений Московского военного округа 2 августа 1930 года. Вот с этой даты и берут свое начало воздушно-десантные войска.
Трудно ответить на вопрос, был ли десант специально спланирован на день пророка Илии, или это случайное совпадение. Конечно, о том, чтобы официально «привязать» высадку к церковной дате не могло быть и речи в то время, ничего об этом не расскажут и официально отцензурированные советские мемуары, но «втихую» подгадать первый десант к чтимому святому вполне могли. Ведь точно известно, что среди красных командиров того времени было много тайно верующих, а уж про Ильин день знал каждый.
За трагический XX век в Советском Союзе был накоплен громадный опыт применения воздушно-десантных войск, как в реальных боевых действиях, так и в ходе многочисленных учений. ВДВ обзавелись мощной техникой, многократно увеличились по численности, стали серьезным аргументом на поле боя и на политической арене. Одно только появление русских десантников могло отрезвить противника, но если уж парням в голубых беретах приходилось драться – только многократный численный перевес мог дать шанс противнику на победу, да и то не всегда.
По воспоминаниям ветеранов, в 60-е – 70-е годы день ВДВ широко не отмечался в СССР. Были, конечно, в этот день «показухи» в гарнизонах, где стояли десантники, а также в отдельных воздушно-десантных частях. Ломали кирпичи, кувыркались через автоматы с примкнутым штыком, демонстрировали невиданные приемы рукопашного боя, но профессионального праздника как такового не было, не был он знаком и широкой общественности. Уже на излете перестройки, перед самым развалом Союза десантники, стихийно отмечавшие свой праздник 2 августа, стали конфликтовать с милицией и неприветливыми гражданами на улицах, что послужило своеобразной «раскруткой» этого дня, как дня ВДВ.
Потом наступили «лихие 90-е», развал страны, разгул преступности, падение советской идеологии. В этой обстановке духовного вакуума люди стали обращаться к своим корням, к почти забытой уже православной вере. Не были исключением и десантники. Раскрыв однажды церковный календарь, кто-то из офицеров (а может и из генералов) отметил замечательное совпадение дня ВДВ и Илии-пророка. Грозный пророк, катящийся по небу на огненной колеснице, защищающий отечество, карающий предателей как нельзя более подходил на роль покровителя десантников, да еще и праздники в один день. Понимали это и священники, окормлявшие армию. В патриархию со всех сторон пошли просьбы благословить стихийное почитание пророка Илии, что и было сделано в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова.
Нужно сказать, что это очень древняя традиция – считать своим покровителем того святого, который стоит в церковном календаре в день твоего рождения. Это одинаково применялось и к людям, и к учебным заведениям, и к разным государственным структурам. Так святая мученица Татиана (праздник которой пришелся на день подписания Елизаветой указа о создании Московского Университета) стала покровительницей российского студенчества, а преподобный Ефрем Сирин (стоявший в церковном календаре в день создания Александром I корпуса военных топографов) стал покровителем военно-топографической службы. По этой же логике, уже в наше время, Илья-пророк стал покровителем ВДВ.
Святейший Патриарх Алексий II благословил Ильинский храм в Москве (тот самый, который колоколом возвестил начало восстания против Лжедмитрия) как главный храм православных десантников, а с 2002 года молебен святому пророку Илии у стен этого храма и крестный ход с участием военнослужащих стал неотъемлемой частью празднования дня ВДВ в Москве. В Рязанском училище ВДВ на деньги ветеранов-десантников построена часовня в честь Илии-пророка. А уже в 2006 году указом Президента Российской Федерации 2 августа официально объявлено днем воздушно-десантных войск.
Именинников и всех причастных к ВДВ — с праздником!
Жесткий и бескомпромиссный пророк, низводящий молнии на землю, святой, оказавшийся сильнее Ваала (палестинского аналога Перуна), праведник, наказавший обманщиков-жрецов, Илия – победитель язычества, наверняка, он более всего импонировал первым христианам Киева – воинственным дружинникам князя. Не случайно и княгиня Ольга, приняв крещение, построила церковь пророка Илии в своем имении на псковщине. Небесным покровителем былинного Илья Муромца был, конечно, тот самый пророк. А ведь у былинного богатыря был реальный прототип – Илья Чоботок, один из святых Киево-Печерской лавры, бывший прежде воином. Именно с колокольни Ильинского храма Москвы прозвучал набат, призвавший горожан к восстанию против Лжедмитрия в Смутное время… Так что Илию-пророка издревле почитали на Руси как покровителя защитников Отечества, а Ильин день широко отмечался в прежние времена.
Но, вот наступила другая эпоха, советская. Официальная пропаганда категорически запрещала прежние традиции, заставляла отречься от своей веры и истории, а порой – и от своих предков, но полностью искоренить православие из русского народа новая идеология не смогла. Многие люди продолжали ощущать себя христианами, не переставая быть членами ВКП(б), одно другому не мешало.
В 30-е годы XX века Красная Армия стремительно крепла. Появлялась современная техника, совершенствовалась тактика, создавались новые стратегические концепции. Одной из таких новинок стал воздушный десант. Переброска диверсантов в тыл врага на самолетах применялась русской армией еще в Первую Мировую войну, а первая массовая переброска войск по воздуху состоялась в Гражданскую, но это были так называемые посадочные десанты (самолеты приземлялись для высадки), а первый настоящий парашютный десант был высажен в ходе учений Московского военного округа 2 августа 1930 года. Вот с этой даты и берут свое начало воздушно-десантные войска.
Трудно ответить на вопрос, был ли десант специально спланирован на день пророка Илии, или это случайное совпадение. Конечно, о том, чтобы официально «привязать» высадку к церковной дате не могло быть и речи в то время, ничего об этом не расскажут и официально отцензурированные советские мемуары, но «втихую» подгадать первый десант к чтимому святому вполне могли. Ведь точно известно, что среди красных командиров того времени было много тайно верующих, а уж про Ильин день знал каждый.
За трагический XX век в Советском Союзе был накоплен громадный опыт применения воздушно-десантных войск, как в реальных боевых действиях, так и в ходе многочисленных учений. ВДВ обзавелись мощной техникой, многократно увеличились по численности, стали серьезным аргументом на поле боя и на политической арене. Одно только появление русских десантников могло отрезвить противника, но если уж парням в голубых беретах приходилось драться – только многократный численный перевес мог дать шанс противнику на победу, да и то не всегда.
По воспоминаниям ветеранов, в 60-е – 70-е годы день ВДВ широко не отмечался в СССР. Были, конечно, в этот день «показухи» в гарнизонах, где стояли десантники, а также в отдельных воздушно-десантных частях. Ломали кирпичи, кувыркались через автоматы с примкнутым штыком, демонстрировали невиданные приемы рукопашного боя, но профессионального праздника как такового не было, не был он знаком и широкой общественности. Уже на излете перестройки, перед самым развалом Союза десантники, стихийно отмечавшие свой праздник 2 августа, стали конфликтовать с милицией и неприветливыми гражданами на улицах, что послужило своеобразной «раскруткой» этого дня, как дня ВДВ.
Потом наступили «лихие 90-е», развал страны, разгул преступности, падение советской идеологии. В этой обстановке духовного вакуума люди стали обращаться к своим корням, к почти забытой уже православной вере. Не были исключением и десантники. Раскрыв однажды церковный календарь, кто-то из офицеров (а может и из генералов) отметил замечательное совпадение дня ВДВ и Илии-пророка. Грозный пророк, катящийся по небу на огненной колеснице, защищающий отечество, карающий предателей как нельзя более подходил на роль покровителя десантников, да еще и праздники в один день. Понимали это и священники, окормлявшие армию. В патриархию со всех сторон пошли просьбы благословить стихийное почитание пророка Илии, что и было сделано в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова.
Нужно сказать, что это очень древняя традиция – считать своим покровителем того святого, который стоит в церковном календаре в день твоего рождения. Это одинаково применялось и к людям, и к учебным заведениям, и к разным государственным структурам. Так святая мученица Татиана (праздник которой пришелся на день подписания Елизаветой указа о создании Московского Университета) стала покровительницей российского студенчества, а преподобный Ефрем Сирин (стоявший в церковном календаре в день создания Александром I корпуса военных топографов) стал покровителем военно-топографической службы. По этой же логике, уже в наше время, Илья-пророк стал покровителем ВДВ.
Святейший Патриарх Алексий II благословил Ильинский храм в Москве (тот самый, который колоколом возвестил начало восстания против Лжедмитрия) как главный храм православных десантников, а с 2002 года молебен святому пророку Илии у стен этого храма и крестный ход с участием военнослужащих стал неотъемлемой частью празднования дня ВДВ в Москве. В Рязанском училище ВДВ на деньги ветеранов-десантников построена часовня в честь Илии-пророка. А уже в 2006 году указом Президента Российской Федерации 2 августа официально объявлено днем воздушно-десантных войск.
Именинников и всех причастных к ВДВ — с праздником!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.