Должна ли Церковь быть прогрессивной?
Июльская колонка главного редактора «Фомы» Владимира Легойды о «повышении градуса» за столом и в СМИ.
“Церковь должна идти в ногу со временем”. Снова и снова слышишь такие призывы от разных, причём нередко верующих людей. Что ответить на них? Думаю, прежде всего, следующее: единственное, с чем Церковь должна идти в ногу, — это Евангелие. А время, тем более наше… Трудно порой не угодить в яму, шагая с ним в ногу. Но значит ли это, что нужно вообще от него закрыться, мол, какое нам, «стоящим на стороне добра», дело до падшего мира? Сомневаюсь.
Время, даже самое прогрессивное, не критерий истины. Но при этом оно всегда задает вопросы об истине — если, конечно, мы не боимся их слышать. И мы не всегда отвечаем на эти вопросы на пятерку.
Недавно мне довелось участвовать в одной дискуссии о здоровом образе жизни. И в ходе разговора я отметил, что общество, которое мы называем светским, кое в чем продвинулось дальше церковного — например, в отношении к алкоголю. Отказ от чрезмерного употребления спиртного, физическая активность, здоровое питание — все это перестало быть частным выбором одиночек и превратилось, как сейчас говорят, в тренд. И это, как мне кажется, довольно сильно контрастирует с нередко еще встречающейся снисходительностью к выпивке в церковной среде.
«Водка — продукт постный», «в коньяк мяса не добавляют», и вообще, «мы же русские люди!» Сколько раз приходилось это слышать. И очень стыдно, что и сам от подобных шуток долгое время воздержаться не мог. А смешного в них на самом деле не больше, чем мяса в коньяке.
Вообще, раз уж речь зашла о нашем времени, то вот такое «опривычивание» мелкого греха, которое, часто подспудно (а то и открыто!), его оправдывает — думается, одна из его примет. Чего, мол, вы все о какой-то ерунде говорите, когда надо мир спасать!
И ведь это проблема не только церковной среды. После той самой дискуссии о здоровом образе жизни, в которой я принимал участие, в одном, увы, популярном СМИ вышла статья с заголовком: «Руководство РПЦ заявило об алкоголизме среди православных верующих». Ну что тут скажешь? Тоже ведь привычка — к повышению градуса, из-за которой постепенно рвется всякая связь с реальностью.
Говорят, привычка — вторая натура. То есть она незаметно, исподволь меняет не просто обстоятельства нашей жизни, она меняет нас самих, перемалывает нашу сущность. Вещи, которые поначалу кажутся не заслуживающими внимания, в итоге определяют нашу картину мира. Есть ли от этого страховка? Думаю, для начала хорошо бы просто приучить себя на все происходящее и в светском, и в церковном мире смотреть — трезво.
“Церковь должна идти в ногу со временем”. Снова и снова слышишь такие призывы от разных, причём нередко верующих людей. Что ответить на них? Думаю, прежде всего, следующее: единственное, с чем Церковь должна идти в ногу, — это Евангелие. А время, тем более наше… Трудно порой не угодить в яму, шагая с ним в ногу. Но значит ли это, что нужно вообще от него закрыться, мол, какое нам, «стоящим на стороне добра», дело до падшего мира? Сомневаюсь.
Время, даже самое прогрессивное, не критерий истины. Но при этом оно всегда задает вопросы об истине — если, конечно, мы не боимся их слышать. И мы не всегда отвечаем на эти вопросы на пятерку.
Недавно мне довелось участвовать в одной дискуссии о здоровом образе жизни. И в ходе разговора я отметил, что общество, которое мы называем светским, кое в чем продвинулось дальше церковного — например, в отношении к алкоголю. Отказ от чрезмерного употребления спиртного, физическая активность, здоровое питание — все это перестало быть частным выбором одиночек и превратилось, как сейчас говорят, в тренд. И это, как мне кажется, довольно сильно контрастирует с нередко еще встречающейся снисходительностью к выпивке в церковной среде.
«Водка — продукт постный», «в коньяк мяса не добавляют», и вообще, «мы же русские люди!» Сколько раз приходилось это слышать. И очень стыдно, что и сам от подобных шуток долгое время воздержаться не мог. А смешного в них на самом деле не больше, чем мяса в коньяке.
Вообще, раз уж речь зашла о нашем времени, то вот такое «опривычивание» мелкого греха, которое, часто подспудно (а то и открыто!), его оправдывает — думается, одна из его примет. Чего, мол, вы все о какой-то ерунде говорите, когда надо мир спасать!
И ведь это проблема не только церковной среды. После той самой дискуссии о здоровом образе жизни, в которой я принимал участие, в одном, увы, популярном СМИ вышла статья с заголовком: «Руководство РПЦ заявило об алкоголизме среди православных верующих». Ну что тут скажешь? Тоже ведь привычка — к повышению градуса, из-за которой постепенно рвется всякая связь с реальностью.
Говорят, привычка — вторая натура. То есть она незаметно, исподволь меняет не просто обстоятельства нашей жизни, она меняет нас самих, перемалывает нашу сущность. Вещи, которые поначалу кажутся не заслуживающими внимания, в итоге определяют нашу картину мира. Есть ли от этого страховка? Думаю, для начала хорошо бы просто приучить себя на все происходящее и в светском, и в церковном мире смотреть — трезво.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.