Школа каллиграфии при монастырском подворье
Три года назад протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, открыл школу каллиграфии на приходе, из которой затем вырос целый Русский дворец интересов Сергиева Посада.
«Как-то я узнал, что в Китае при приеме на работу чиновнику требовалось сдавать экзамен, причем всего один — нужно было написать иероглифы. Именно каллиграфически. То, как это делал человек, давало работодателю избыточную информацию о множестве качеств претендента. Этот исторический факт заставил меня задуматься, что же такого интересного в каллиграфии, что по характеру рисования так быстро определяли человека?» — рассказывает отец Павел о том, что его побудило создать школу каллиграфии.Его интерес разделил Виктор Новиков — художник-график, иконописец, член Союза художников России, а сегодня — и преподаватель каллиграфии в Русском дворце интересов.
«Сначала Виктор сумел вдохновить каллиграфией наших прихожан, — делится отец Павел. — Затем волна желающих заниматься стала разрастаться, и теперь мы можем смело сказать, что в Сергиевом Посаде есть своя школа каллиграфии. В ней занимаются не только прихожане, но и самые разные люди, в том числе нецерковные».
Каллиграфия переводится как искусство красивого письма. Оно зародилось очень давно — уже в Древнем Египте устраивались выставки каллиграфии. Затем в Древнем Риме разработали почерки для разных нужд — для книг, торжественных грамот или походных документов. Поскольку печатных станков раньше не было, писали вручную. Но уже тогда людям было важно, чтобы это было красиво. В итоге с развитием письма возникло более 15 разных почерков, каждый из которых имеет свои интерпретации.
Постепенно каллиграфию стали использовать лишь в исключительных случаях — для грамот или поздравлений, но в книгах ее почти не осталось. Возрождение произошло в начале XX века. Сегодня художественная каллиграфия не имеет границ: ее применяют при расписывании машин, стен, домов, активно используют в дизайне.
В школе каллиграфии РДИ существует курс для детей «Игры с буквами», где дети сначала учатся писать обычной круглой кистью, чтобы почувствовать и понять, как это происходит. Далее изучают копперплейт, или, по-другому, английский курсив. Его пишут острым пером, сочетая толстые и тонкие линии при помощи разного нажима. На первых порах пишут в основном простые элементы, которые потом соединяются в цельную букву.
Для письма используется плотная бумага, тушь и два типа инструментов — ширококонечные и остроконечные перья. Острое перо используется в двух классических почерках — копперплейт и спенсериан. Школьные прописи, например, разработаны на их основе. Так дети понимают, как выглядела буква в первозданном виде, а не в том, как ее воспроизводит шариковая ручка.
«Все приобретенные знания сразу стараемся применить на практике, — рассказывает Виктор Новиков, — создаем открытки или артбуки, чтобы детям было интереснее заниматься. Вообще, все классические почерки — это конструктор: если изучить эти азы, остальное не составит труда. Для каллиграфии достаточно двух лет, чтобы освоить ее на уровне профессионала. Главное — это ежедневная, хотя бы пятнадцатиминутная практика. Это лишь кажется сложным, но на деле приносит огромное удовольствие».
Отец Павел и сам занимается каллиграфией:
«Для меня каллиграфия в первую очередь — это один из способов духовного делания, духовная практика. В процессе занятия у меня появляется возможность остаться наедине с самим собой, прийти в гармоничное, уравновешенное состояние души, чтобы привнести это состояние и в свою обыденную жизнь. Во вторую очередь каллиграфия — это прикладное, изобразительное искусство, интересное мне с художественной точки зрения».
У отца Павла мы спросили о главном: зачем это детям сегодня? Вот что он ответил:
«Я хочу дать детям ощущение волшебства, которое появляется при касании пером чистого листа бумаги. Это то, что невозможно испытать при нажатии на клавиши компьютера. А когда ребенок видит, что тончайшее движение его руки создает из небытия целые миры, появляется ощущение настоящего чуда!
Каллиграфия позволяет достичь выразительности простейшими художественными средствами. Достаточно изменить толщину линии, угол наклона или взять другой вид пера, чтобы получить совершенно иной рисунок. В этом плане я бы назвал каллиграфию школой красоты — научением человека тому, что все в жизни должно быть прекрасно — в том числе и то, как мы пишем, как мы превращаем мысли и звуки в образы».
Подготовила Анастасия Бавинова
Фото и видео Владимира Ештокина
Монтаж: Екатерина Черкасова
«Как-то я узнал, что в Китае при приеме на работу чиновнику требовалось сдавать экзамен, причем всего один — нужно было написать иероглифы. Именно каллиграфически. То, как это делал человек, давало работодателю избыточную информацию о множестве качеств претендента. Этот исторический факт заставил меня задуматься, что же такого интересного в каллиграфии, что по характеру рисования так быстро определяли человека?» — рассказывает отец Павел о том, что его побудило создать школу каллиграфии.Его интерес разделил Виктор Новиков — художник-график, иконописец, член Союза художников России, а сегодня — и преподаватель каллиграфии в Русском дворце интересов.
«Сначала Виктор сумел вдохновить каллиграфией наших прихожан, — делится отец Павел. — Затем волна желающих заниматься стала разрастаться, и теперь мы можем смело сказать, что в Сергиевом Посаде есть своя школа каллиграфии. В ней занимаются не только прихожане, но и самые разные люди, в том числе нецерковные».
Каллиграфия переводится как искусство красивого письма. Оно зародилось очень давно — уже в Древнем Египте устраивались выставки каллиграфии. Затем в Древнем Риме разработали почерки для разных нужд — для книг, торжественных грамот или походных документов. Поскольку печатных станков раньше не было, писали вручную. Но уже тогда людям было важно, чтобы это было красиво. В итоге с развитием письма возникло более 15 разных почерков, каждый из которых имеет свои интерпретации.
Постепенно каллиграфию стали использовать лишь в исключительных случаях — для грамот или поздравлений, но в книгах ее почти не осталось. Возрождение произошло в начале XX века. Сегодня художественная каллиграфия не имеет границ: ее применяют при расписывании машин, стен, домов, активно используют в дизайне.
В школе каллиграфии РДИ существует курс для детей «Игры с буквами», где дети сначала учатся писать обычной круглой кистью, чтобы почувствовать и понять, как это происходит. Далее изучают копперплейт, или, по-другому, английский курсив. Его пишут острым пером, сочетая толстые и тонкие линии при помощи разного нажима. На первых порах пишут в основном простые элементы, которые потом соединяются в цельную букву.
Для письма используется плотная бумага, тушь и два типа инструментов — ширококонечные и остроконечные перья. Острое перо используется в двух классических почерках — копперплейт и спенсериан. Школьные прописи, например, разработаны на их основе. Так дети понимают, как выглядела буква в первозданном виде, а не в том, как ее воспроизводит шариковая ручка.
«Все приобретенные знания сразу стараемся применить на практике, — рассказывает Виктор Новиков, — создаем открытки или артбуки, чтобы детям было интереснее заниматься. Вообще, все классические почерки — это конструктор: если изучить эти азы, остальное не составит труда. Для каллиграфии достаточно двух лет, чтобы освоить ее на уровне профессионала. Главное — это ежедневная, хотя бы пятнадцатиминутная практика. Это лишь кажется сложным, но на деле приносит огромное удовольствие».
Отец Павел и сам занимается каллиграфией:
«Для меня каллиграфия в первую очередь — это один из способов духовного делания, духовная практика. В процессе занятия у меня появляется возможность остаться наедине с самим собой, прийти в гармоничное, уравновешенное состояние души, чтобы привнести это состояние и в свою обыденную жизнь. Во вторую очередь каллиграфия — это прикладное, изобразительное искусство, интересное мне с художественной точки зрения».
У отца Павла мы спросили о главном: зачем это детям сегодня? Вот что он ответил:
«Я хочу дать детям ощущение волшебства, которое появляется при касании пером чистого листа бумаги. Это то, что невозможно испытать при нажатии на клавиши компьютера. А когда ребенок видит, что тончайшее движение его руки создает из небытия целые миры, появляется ощущение настоящего чуда!
Каллиграфия позволяет достичь выразительности простейшими художественными средствами. Достаточно изменить толщину линии, угол наклона или взять другой вид пера, чтобы получить совершенно иной рисунок. В этом плане я бы назвал каллиграфию школой красоты — научением человека тому, что все в жизни должно быть прекрасно — в том числе и то, как мы пишем, как мы превращаем мысли и звуки в образы».
Подготовила Анастасия Бавинова
Фото и видео Владимира Ештокина
Монтаж: Екатерина Черкасова
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.