«Претензии» к Православию и ответы на них

Вокруг православия накопилось столько мифов и легенд, что стыдно за неграмотность наших сограждан, с легкостью верующих в то, что священники ходят чуть ли ни в лаптях, а православные мужики все сплошь с бородами и напоминают вышедших из леса вятичей. Троллить тоже надо уметь, и на некоторые уж очень толстые обвинения так и хочется сказать — «толсто, Господа»!




ПОПЫ ГРЕБУТ БАБКИ, И ЦЕРКОВЬ СУЩЕСТВУЕТ ДЛЯ ВЫКАЧКИ ДЕНЕГ

Почти все ложь. Проверяем меня. Идем в храм. Заходим. Стоим службу. Выходим. Делаем так несколько дней подряд. НИКТО не попросит у вас ни копейки. Свечи вы не обязаны покупать, никакого турникета на входе, ждущего в свою чрево монетку, тоже нету.

Вы можете ходить в храм годами, не тратя ни рубля. Что точно стоит денег? Крещение. Вас крестят не на улице, не в канаве, а в теплом отапливаемом помещении, которое нужно содержать, красить, белить, убирать и мыть. Причем стоимость крещения не запредельна и сравнима по цене со стоимостью похода в кино. Также стоит денег отпевание умерших. Но стоимость священника и его помощи нельзя даже сравнить со стоимостью агентства ритуальных услуг. Похороны — дело дорогое.

А теперь спросите себя. Неужели кого-то ЗАСТАВЛЯЮТ креститься или отпевать дорогого Вам человека? Если некто считает крещение и отпевание не ценным, ничего не стоящим фиглярством — ему никто ничего и не навязывает. Но если человек видит в крещении и тем более отдании покойному последней дани уважения некую объективную ценность, неужели это не стоит цены, равной походу в кино с девушкой? Тем более что и крещение и отпевание у каждого отдельно взятого человека бывает лишь в раз в жизни.

Само собой, отдельно взятый священник может быть вполне состоятелен. Обычно это происходит с популярными священниками, известными своими проповедями или удачным географическим местоположением храма. Но купола золотятся точно не на копейки бабушек. Спонсоры и чиновники часто помогают храмам в рамках программы по развитию области, да и епископ области обычно в хороших отношениях с губернатором и это дает куда большие плоды, чем те 20 рублей, которые вы вдруг потратите на церковную свечу.

СВЯЩЕННИКИ И БАБУШКИ В ХРАМЕ ПРОМОЮТ МОЗГИ

Аналогично. Походите в храм несколько дней подряд. Вы удивитесь обратному — тактичности к вашей персоне. Служба идет, совершается некое действие, вы просто стоите и слушаете молитвы на мало понятном церковно-славянском языке. Потом столь же тихо выходите. С вами никто ни о чем не говорит и посещение храма может напомнить посещение музея с особо строгой обстановкой. Православные христиане ценят возможность побыть с Богом наедине и именно это вы сможете ощутить в строгой и тихой атмосфере внутри церкви.

Многие видят проблему в ненавязчивости Православия. Христианские протестансткие церкви уже на первом вашем визите подойдут к вам, возьмут ваш номер телефона, контакты, и вообще постараются завязать плотный диалог. Православную церковь часто упрекают именно за отсутствие мнимого интереса к прихожанам (интерес есть, но он основан на вашем первом шаге). Так о какой промывке мозгов может идти речь, если Православие настолько ценит человеческую свободу, что в храм можно годами (!!) ходить абсолютно анонимно, не разговаривая ни с одним человеком, поверяя свои мысли и свои трудности лишь Богу?

Так может речь идет о том, что священники активно ходят и проповедуют? Я ни разу не видел священника, который бы позвонил в мою квартиру и предложил «поговорить об Иисусе». А Вы? Зато я много видел молодых ребят характерного вида, ходящих парами и предлагающих «прийти в нашу церковь» (не православную) и они-то точно активно работают. Но причем тут Православие? Да, коллеги из протестанских церквей активно ходят и проповедуют по домам, на улицах и переходах. Но ругают за навязчивость почему-то не протестантов, а Православие. Где логика?

Или кто-то перевозбудился из-за того, что священники начали довольно часто выступать по телевидению? Ну ведь пульт от телевизора остается в вашей власти, священник не претендует на контроль над вашим телевизором. Просто переключите канал, коих накопилось в некоторых телевизорах более 200.

И уж точно нельзя судить о Православии по действиям православных активистов. Православный активизм, как и любое молодежное движение, явление молодое и пока мало кто понимает, каким должен быть православный активист. Идет активный поиск идеальной формы современного активизма и в этом поиске могут быть перегибы. Но вы не найдете в Евангелии инструкции по «вступлению в молодежную организацию». Это современный артефакт, не имеющий явного отношения к Православию, скорее это элемент молодежного самовыражения.

ВСЕ ОНИ МРАКОБЕСЫ...

Вы удивитесь количеству священников, способных порассуждать о двойственности Шопенгауэра или дать развернутый анализ раннему гностицизму Платона. Да что далеко за примерами ходить. Микробиолог Гельфанд в известном диспуте с о. Андреем Кураевым убедительным не выглядел. Притом что о. Андрей вел диалог на сугубо научном языке, никакой проповеди, только исторические факты.

ОНИ ВЕРЯТ ВО ВСЯКУЮ ЕРУНДУ!

Нуу… Православие верит, что 2000 лет назад на земле родился человек (это уже исторический факт), но не такой, как вы или я, Он обладал особыми способностями, которые позволяли считать Его Богом. И в конце своей земной (довольно короткой) жизни, этот Человек умер на кресте (тоже исторический факт). Православные верят, что своей смертью Иисус Христос открыл для нас необычные возможности, которые сполна раскроются после нашей физический смерти, а именно возможность жить в вечно в невероятной радости и счастье.

Поскольку историчность личности Христа для современного грамотного человека не вызывает вопросов, вопросом является скорее «кем он был на самом деле»? Просто странствующим философом с сильной и необычной судьбой, или в самом деле кем-то большим? Иными словами, это «он» или все-таки «Он» — Бог, избравший столь неожиданную для нас форму контакта?

Мы готовы с огромным удовольствием читать книги доктора Моуди «Жизнь после жизни» или «Доказательства Рая» доктора Эбена Александра. Так почему же нам так трудно поверить в божественность Иисуса Христа? Ведь как минимум современные книги говорят «а жизнь то после смерти, похоже, есть». Конечно, в эти книги, отпечатанные в современной типографии, мы верим лучше, как будто само прикосновение высоких технологий в виде станка и высокотехнологичных чернил придают достоверность изложенным фактам.

Папирусы и древние свитки говорят о том, о чем сейчас говорят реаниматологи. После смерти есть нечто. В этом «нечто» есть жизнь. В этой жизни довольно часто есть суд. И тут как-то невольно задумываешься «кто же будет тебя судить»? И хотя истины православия дошли до нас в виде не особо зрелищных пергаментов, изложенные там слова не выглядят полной ерундой. Максимум их можно признать необычными для нашего современного сознания, требующего обязательно «попробовать продукт перед покупкой». Но если реклама, внушающая нам, что «мы достойны всего» испортила нас, превратив в живые машины потребления, разве от этого идеи Православия становятся менее интересными и актуальными?

ПРАВОСЛАВИЕ ГОВОРИТ НЕПРИЯТНЫЕ ВЕЩИ

Вот это чистая правда. Кому нравится, когда его «называют грешным и обещают передислокацию в адскую печь». Вообще, сама роль морального цензора и блюстителя нравственности (хотя по факту Православие и не накладывает на себя таких задач, у Православной веры шире и глубже глобальные цели) раздражает общество куда сильнее всех других причин и, скорее всего, является основной и единственной причиной, по которой вокруг Православия так много негативного фона.

Люди радуются сказать про Православие нечто плохое, как будто найденные пятна позволяют с облегчением вздохнуть «и они не лучше меня, а еще пытаются учить». При этом забываются такие факты, как наличие в православии святых, известных всему миру.

Весь мир знает великомученика Георгия Победоносца. Весь мир знает Николая Угодника (здравствуй, Санта Клаус, дарящий подарки хорошо ведущим себя детям). Язык не поворачивается сказать про этих знаменитых личностей плохо, а ведь они были именно Православными христианами, ставшими известными именно благодаря своей вере (задумайтесь над значением слова «Санта» — Saint — Святой). Студенты отмечают 25 января Татьянин день, почему-то забывая, что великомученица Татьяна в 4м веке умерла за веру в Христа.

Именно наличие святых, наличие праведно живущих людей, выполняющих постулаты Православия, доказывает — Православие как минимум ярко положительный элемент, не несущий в себе никакого вреда. Православие часто пытаются использовать те или иные силы в своем стремлении решить личные задачи. Например, часто Православию навязывают функции патриотического объединения людей. Но истины самого Православия хотя и не отрицают любви к родине, говорят о более широком поводе объединить всех людей на планете. И именно по этому Православие нельзя привязывать к патриотизму. Верующий православный из Португалии ближе неверующего русского атеиста. И в этом нет ничего удивительного (даже обычный собиратель марок из Италии будет вам ближе соседа-алкаша, если вы любите марки).

ПРАВОСЛАВИЕ — ЭТО ЗАГАДКА

Люди, которые начали заниматься Православием (читать литературу, Евангелие, труды Святых Отцов), очень быстро убеждаются, что имеют дело с огромной сложности историческим артефактом. Каким-то образом на протяжении вот уже 2000 лет умы человечества не отпускает вопрос «что же случилось 2000 лет назад и как простой сын плотника сумел так взбудоражить всю планету».

У богословов уходит вся жизнь на понимание того, как глубок и необъятен океан Православной веры. Читать труды древних авторов столь же интересно, сколь является подлинным откровением. Оказывается, в своем восхищении перед загадкой мы очень близки мыслителю-философу какого-нибудь третьего века, и в таком же восхищении пытаемся постигнуть непостижимую истину. Трепет перед загадкой соединяет руки единомышленников прямо через века и тысячи километров.

Да, мы умеем разрыхлять любую мысль и делать глубокие водоемы мелкими. Мы вырубаем леса и осушаем реки. Мы богатое делаем бедным и очень редко мы поступаем наоборот. Мы можем и океан Православия превратить общими стараниями в дешевую «попсу». Для этого достаточно лишь почаще повторять, что Православие — это «попы на мерседесах», «мракобесие» и «гости из 10 века». И вот тысячи томов глубочайших человеческих мыслей, и океан пролитых в отчаянном поиске истины слез превратится в уродливую ржачную карикатуру для трех-буквенных пабликов Вконтакте.

Каковы мы, таковы и наши ценности. Кем мы хотим стать? Смешными забавными человечками с комиксов, весело и мелко подтрунивающих над высоким, или носителями божественных ликов, подражателями святых и праведных людей. А ведь когда-то за Христа умирали…
« Кто такая самарянка и почему у неё есть своя...
Память убиенного царевича Дмитрия Угличского »
  • +10

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.