Полководец и христианин: о Суворове

Александр Васильевич Суворов (1729-1800), пожалуй, известен каждому русскому сердцу как великий полководец, не проигравший ни одного сражения. Казалось бы, что нового можно открыть в Суворове, ведь о нем написано огромное количество и книг, и статей. Но…

Полководец и христианин: о Суворове

В период советской власти (в течение семидесяти лет), при господстве грубого материализма, когда атеизм был объявлен государственной идеологией, в России совершенно не упоминалось о том, что Александр Васильевич являлся глубоко верующим человеком. Да и особому стилю языка военачальника тоже не уделялось серьезного внимания потому, что пришлось бы выяснять, откуда появились особенности «рубленых» суворовских фраз, «высокий слог» и афористичность изложения.

Русско-турецкая война

Устье Днепра. Крепость Кинбурн. 1787 год. Огромные турецкие корабли с десантом подошли к крепости и начали высадку войск. Суворов по случаю празднования Покрова находится в храме на службе.

Турки высаживаются. Русские офицеры переживают – уж слишком большое преимущество имеется у врагов. Александру Васильевичу несколько раз докладывают о действиях противника. Суворов не реагирует – он молится.

Как только заканчивается служба, генерал задает только один вопрос: «Все вылезли?» Когда докладывают, что турки высадились в полном составе, командующий тут же отдает приказ об обстреле и атаке. Разгром турецкого десанта оказался страшным, уцелели лишь те янычары, которые бросились в море или сдались русским солдатам. Сам Суворов всегда утверждал, что победа была дарована Пресвятой Богородицей…

Итальянский поход

25 марта 1799 года А.В. Суворов прибывает в столицу империи Габсбургов – Вену, где император Франц I присваивает ему звание австрийского фельдмаршала. С этого дня начинается великий Итальянский поход Суворова.

17 июня 1799 года. Италия. Река Треббия. Русско-австрийские войска сошлись в трехдневной схватке с французской армией под командованием Макдональда. Весы битвы постоянно колебались. И вот в пылу баталии, под гром пушек и рев воинских отрядов, Суворов спускается с боевого коня и начинает молиться. Австрийские военные с недоумением смотрят на этого «безумного славянина». Но через несколько минут Александр Васильевич с радостным лицом заканчивает молитву и отдает немедленно распоряжения. Французы терпят поражение…

Доброе русское слово

Особое значение военачальник придавал «доброму русскому слову». Вспомним приказы и распоряжения Суворова: «Помилуй Бог! Мы, русские, Богу молимся: Он нам помощник; Царю служим – он на нас надеется и нас любит, и нас наградит… Кого из нас убьют – Царство Небесное! Церковь Бога молит. Останемся живы – нам честь, нам слава, слава, слава». Или: «Войско необученное, что сабля неотточенная… закаляй и береги богатырское здоровье, особливо от распутства. Обучай с разумом: от ржавчины да от плохой точки больший оружию вред, нежели от рубления; дух укрепляй в ВЕРЕ ОТЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ: безверное войско учить, что железо перегорелое точить».

И еще: «Тонка щетинка, да не переломить: так «чудо-богатыри» – покой, опора и слава Отечества! С нами БОГ! Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет! Разумейте, языцы, яко с нами БОГ!»

Суворовская «Наука побеждать» сохранила для потомков и другие примеры замечательного стиля полководца. Следует знать, что это произведение написал Александр Суворов для обучения солдат и командного состава.

«Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву! Молись Богу! От Него победа! Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!» Вот чему учил Суворов.

Рассказ об Александре Васильевиче Суворове будет совершенно недостаточным, если не вспомнить о его любви к детям. В Новой Ладоге, при Суздальском полку, по приказу командира создается школа для офицерских и солдатских детей. Так как книги были чрезвычайно дороги, Суворов сам пишет катехизис и краткий молитвослов для учеников.

XVIII век – это период господства крепостного права в России. Русские люди владели другими русскими людьми. У Суворова также имелись крепостные крестьяне, но вот сам он совсем не похож на традиционного помещика-самодура. Прочитаем приказ его от 1785 г. по селу Ундол: «… Вдовцам Клюеву, Борисову и Куркину надлежало бы первее всего жениться. Того ради женить их миром… Женить их выводом девиц из чужих деревень, дать им денежную подмогу миром. А господская моя подмога известна – 10 рублей каждому. На сих основаниях поступать и впредь в браках: ибо Богу неугодно, что не множатся люди. Не весьма взирать на богатство, понеже у Бога богатый оскудеет, а скудный обогатеет. Я посему строго впредь взыскивать буду».

А в другом приказе Суворов пеняет своим крестьянам: «Ундольские крестьяне не чадолюбивы и недавно в малых детях терпели жалостный убыток, это от собственного небрежения, а не от посещения Божия, ибо Бог злу невиновен… Сие есть человекоубийство, важнее самоубийства; порочный корыстолюбивый постой проезжих тому главной причиной, ибо в таком случае пекутся о постояльцах, а детей не блюдут».

Во всех письмах, приказах и «Науке побеждать» за суворовским языком стоит любовь к Православию, к Библии, к святоотеческим творениям. Именно из сих источников проистекали и речь, и сама жизнь Александра Суворова.

В 1798 году Суворов сообщает в послании одному из своих адресатов: «Усмотря приближение моей кончины, готовлюсь я в иноки». Но Бог дал православному воину иную стезю. В ответ на обращение с просьбой о разрешении удалиться в Нилову Новгородскую пустынь император Павел Первый отправляет Александра Суворова в последние два похода: Итальянский и Швейцарский. Обратно в Россию генералиссимус приезжает уже умирать и незадолго до смерти пишет «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу».

19 мая 1800 г. в Петербурге великий русский полководец скончался. Похоронили его в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Можно утверждать, что Александр Васильевич Суворов от рождения и до смерти, по соизволению Божьему, всегда имел незримым спутником святого и праведного князя Александра Невского.

«Скорый помощниче всех, усердно к тебе прибегающих, и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный великий княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца к тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник Православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди».

Московские храмы, связанные с судьбой А.В. Суворова:

Храм Феодора Студита у Никитских ворот

Александр Васильевич родился 13 ноября 1730 года, через день после праздника Феодора Студита, и был крещен в Феодоровской церкви у Никитских ворот. Младенца нарекли в честь святого благоверного князя Александра Невского. По преданию, рождение Суворова предвещали таинственные знамения: на небе появились «красные хвосты», по истолкованию одного новгородского юродивого означавшие рождение человека «нехристям страшного» и знаменитого. Ходила молва, будто однажды в дом к родителям Суворова постучался некий странник, и благочестивые хозяева радушно приняли гостя. Он оказался святым ангелом, который благословил их новорожденного сына.

Известно, что Суворов отличался благочестием. В своей приходской церкви Феодора Студита он пел на клиросе, читал апостол и всегда особо поминал родителей. Мать Суворова Авдотья Федосеева и вся его родня были похоронены при этой церкви. Есть сведения, что он и венчался в этом же храме с княжной Варварой Прозоровской в 1774 году. Молился Суворов и в соседнем храме большого Вознесения. Сохранились воспоминания очевидцев, как он, сделав три земных поклона перед каждой иконой, ставил свечи, молился на коленях и с трепетом подходил под благословение.

Храм Николая Чудотворца в Покровском

В 1740-х годах прихожанами Никольского храма была семья Суворовых — в этот период времени на военную службу в Семеновский полк был определен сын Александр, будущий генералиссимус А.В. Суворов

Рождествено-Суворово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1773 году имение приобрел кн. Василий Иванович Суворов, отец великого полководца. Примечательно то, что отец В.И. Суворова – священник Иоанн был протоиереем в одном из кремлевских соборов. Василий Иванович был крестником Петра I, пользовался его благосклонностью и достиг высокого карьерного роста, окончив службу в звании генерал – аншефа, он недолго прожил в Рождествено и через два года, 27 июня 1775 г., скончался. По обычаю своего времени, владелец имения был погребен в церкви у южной стены, где и поныне покоится его прах, о чем свидетельствует белокаменное надгробие и мемориальная доска на стене храма. Как родовая вотчина Суворовых, село Рождествено со второй половины XVIII в. получает название Рождествено-Суворово. Имением по смерти отца, до 1798 года, владел его сын — Александр Суворов. В 1798 г. Александр Васильевич разделил имение между своими детьми. Суровым испытанием для Рождествено был 1812 год. Французы вошли в оставленную Москву. Один из отрядов направлялся по Дмитровской дороге, которая пролегала недалеко от с. Рождествено. Французы сожгли дом Суворовых и, не тронув храма, пошли дальше.

Оставить комментарий

Последние комментарии

ira7892

МАть.СУворова.была — армянка

Слово Божие. Здесь есть всё - религия, православие, христианство, праздники, обряды, традиции, молитвы, Библия, Бог, Иисус Христос, патриарх, священник, крест, пост, святые, храмы, монастыри, съезды, конференции.
2015 — 2024