Крестьянское и православное
Беседа с протоиереем Павлом Великановым.
Во время учебы в семинарии я был знаком с одной старушкой, всю жизнь прожившей при Лавре и духовно окормлявшейся у отца Кирилла (Павлова). Бабушка была абсолютно далека от какой бы то ни было учености, читать-писать умела, но за все время я не помню, чтобы она прочитала хотя бы одну книгу или даже вычитала утренние молитвы. При этом у нее был очень скверный характер. Она не церемонилась вообще ни с кем, достаточно агрессивно реагировала на других людей. Поначалу меня это очень пугало. Но потом, когда я стал с ней больше общаться, мне неожиданно открылась вся глубина и красота души этого человека.
Мы нередко под любовью имеем в виду наличие определенной культуры – культуры общения, уважительного отношения к другому человеку, культуры слова и так далее, и так далее. Но ведь есть люди, у которых этой культуры просто нет – не потому, что они никого не любят, а потому, что эту культуру им никто никогда не прививал!
Когда мы сталкиваемся в Церкви с тем, что принимаем за отсутствие любви, все-таки это чаще – отсутствие элементарной культуры. Нельзя этих людей винить за это, здесь и проблема среды, и проблема их родителей, которые сами были некультурными и не смогли воспитать своих детей более культурными, чем они сами. И проблема церковной среды – которая почему-то таких людей очень активно притягивает – больше, чем, например, музыкальная или какая-то иная сфера интересов.
Поэтому я бы не стал драматизировать и думать, что наша церковная жизнь катастрофически ущербная. Нет, ничего подобного.
Другое дело, что у нас в какой-то момент произошло отождествление православия с крестьянским бытом, то есть определенные традиции, обычаи, отношения, традиционно свойственные именно крестьянской среде, перекочевали в Церковь и люди стали воспринимать их как атрибут православия. Например, хождение в платочках. Никакая женщина из среднего сословия, а тем более высшего, в храм в платочке не ходила. Сегодня в Греции, в Сербии, да и в других православных странах, вы не увидите женщину в платочке в храме. Это уже исключительно наша традиция.
– Почему произошло это смешение православного и крестьянского?
– После революции простые люди в большинстве своем оказались более верными Церкви и в какой-то момент именно с ними стала отождествлять себя сама Церковь. А сегодня люди, которые приходят извне, из другой культуры, принимают привнесенные крестьянские традиции как нечто обязательное. Положено в церковь ходить в платочке? Человек начинает ходить в платочке и других вариантов не видит.
То же самое связано и с отношениями между людьми. Вот у кого-то в семье считается нормальным накричать на жену. И батюшка еще начинает подтверждать, что это естественно – прикрикнуть на жену, дать ребенку хорошего шлепка. Ведь если любят – наказывают! Еще цитату какую-нибудь вставит правильную! При этом не задумываются о том, что это не какое-то духовное измерение, а просто трансляция той культурной среды, в которой сам был воспитан, тех кодов, которые воспринял – и не более того.
Во время учебы в семинарии я был знаком с одной старушкой, всю жизнь прожившей при Лавре и духовно окормлявшейся у отца Кирилла (Павлова). Бабушка была абсолютно далека от какой бы то ни было учености, читать-писать умела, но за все время я не помню, чтобы она прочитала хотя бы одну книгу или даже вычитала утренние молитвы. При этом у нее был очень скверный характер. Она не церемонилась вообще ни с кем, достаточно агрессивно реагировала на других людей. Поначалу меня это очень пугало. Но потом, когда я стал с ней больше общаться, мне неожиданно открылась вся глубина и красота души этого человека.
Мы нередко под любовью имеем в виду наличие определенной культуры – культуры общения, уважительного отношения к другому человеку, культуры слова и так далее, и так далее. Но ведь есть люди, у которых этой культуры просто нет – не потому, что они никого не любят, а потому, что эту культуру им никто никогда не прививал!
Когда мы сталкиваемся в Церкви с тем, что принимаем за отсутствие любви, все-таки это чаще – отсутствие элементарной культуры. Нельзя этих людей винить за это, здесь и проблема среды, и проблема их родителей, которые сами были некультурными и не смогли воспитать своих детей более культурными, чем они сами. И проблема церковной среды – которая почему-то таких людей очень активно притягивает – больше, чем, например, музыкальная или какая-то иная сфера интересов.
Поэтому я бы не стал драматизировать и думать, что наша церковная жизнь катастрофически ущербная. Нет, ничего подобного.
Другое дело, что у нас в какой-то момент произошло отождествление православия с крестьянским бытом, то есть определенные традиции, обычаи, отношения, традиционно свойственные именно крестьянской среде, перекочевали в Церковь и люди стали воспринимать их как атрибут православия. Например, хождение в платочках. Никакая женщина из среднего сословия, а тем более высшего, в храм в платочке не ходила. Сегодня в Греции, в Сербии, да и в других православных странах, вы не увидите женщину в платочке в храме. Это уже исключительно наша традиция.
– Почему произошло это смешение православного и крестьянского?
– После революции простые люди в большинстве своем оказались более верными Церкви и в какой-то момент именно с ними стала отождествлять себя сама Церковь. А сегодня люди, которые приходят извне, из другой культуры, принимают привнесенные крестьянские традиции как нечто обязательное. Положено в церковь ходить в платочке? Человек начинает ходить в платочке и других вариантов не видит.
То же самое связано и с отношениями между людьми. Вот у кого-то в семье считается нормальным накричать на жену. И батюшка еще начинает подтверждать, что это естественно – прикрикнуть на жену, дать ребенку хорошего шлепка. Ведь если любят – наказывают! Еще цитату какую-нибудь вставит правильную! При этом не задумываются о том, что это не какое-то духовное измерение, а просто трансляция той культурной среды, в которой сам был воспитан, тех кодов, которые воспринял – и не более того.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.