Две главные заповеди
Даже церковные люди очень сильно акцентируют внимание на словах Спасителя «любите врагов ваших». Разбирают эти слова, ищут различные толкования, стараются понять – как это вообще возможно – любить врагов?
Действительно, эта заповедь Христа наиболее парадоксальная из всех, она перечеркивает весь обыденный опыт любого человека и ставит под вопрос любую этическую систему. Тут есть о чем думать, и есть о чем говорить. Но в тени этой парадоксальной формулировки почему-то остается без столь же подробного разбора другая заповедь – любите друг друга. То есть, видимо, предполагается, что ежели не о враге речь, то и вопросов никаких нет: «неврагов» своих мы и так любим, без всяких объяснений и толкований.
А на самом деле не любим мы их, неврагов-то… Даже самых близких своих людей – ну разве любим мы так, как должны были бы? Разве не обличает нас совесть время от времени именно за то, что мы относимся к своим близким без любви? Думаю, главная наша беда не в том, что мы не умеем любить врагов своих – это было бы еще понятно и в какой-то степени простительно, поскольку мы несовершенны. Но вот тот факт, что я могу сорвать свое раздражение на жене или детях, рассердится на старенькую маму, обидеться на лучшего друга – вот это меня тревожит куда более, чем моя нелюбовь к врагам. Которая, к слову сказать, довольно гипотетическая, поскольку, врагов-то у меня вроде бы как и нету. А вот близкие люди есть. И я не умею их любить так, как заповедал это Господь.
Так что проку задумываться о любви к врагам тому, кто не научился любить собственную бабушку? Это все равно, что рассуждать о подробностях тяжелой атлетики человеку, который в своей жизни не поднимал ничего тяжелее айфона. В спорте люди начинают с малого, и постепенно, укрепляя свое тело, приходят к все большему и большему, восходят от силы в силу. Но точно так же человек должен укреплять себя и в любви. Ведь ни один из церковных людей не станет отрицать того факта, что он – грешник. Неважно, в чем этот грех заключается – просто, каждый за себя знает, что каяться на очередной исповеди ему есть в чем. А любой грех – нарушение закона любви. Кто грешит, тот просто не сможет любить так, как заповедал Христос – без ожидания благодарности, терпеливо снося немощи любимых, прощая им все их недостатки и слабости.
И начинать учиться такой любви следовало бы отнюдь не с врагов наших. Любовь к врагам – это уже некая вершина, когда осуществлено все что ниже. А вот на пути к этой вершине будет огромное множество людей, с которыми мы просто встречаемся тут и там – на улице, в общественном транспорте, на работе, в соцсетях. Они нам отнюдь не враги, просто – случайные люди. Которые, однако, немедленно могут превратиться для нас во врагов, если мы на них за что-либо обидимся. Но могут стать и любимыми людьми, по заповеди Христовой.
Тут все зависит от нашего выбора, как сделаем, так и будет. И начинать, конечно же, нужно с самых близких, как об этом коротко и ясно говорил святой праведный Алексей Мечёв: «Будьте теплом и светом для окружающих: старайтесь сперва согреть семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет все увеличиваться».
Александр Ткаченко
«Фома», 2015
Действительно, эта заповедь Христа наиболее парадоксальная из всех, она перечеркивает весь обыденный опыт любого человека и ставит под вопрос любую этическую систему. Тут есть о чем думать, и есть о чем говорить. Но в тени этой парадоксальной формулировки почему-то остается без столь же подробного разбора другая заповедь – любите друг друга. То есть, видимо, предполагается, что ежели не о враге речь, то и вопросов никаких нет: «неврагов» своих мы и так любим, без всяких объяснений и толкований.
А на самом деле не любим мы их, неврагов-то… Даже самых близких своих людей – ну разве любим мы так, как должны были бы? Разве не обличает нас совесть время от времени именно за то, что мы относимся к своим близким без любви? Думаю, главная наша беда не в том, что мы не умеем любить врагов своих – это было бы еще понятно и в какой-то степени простительно, поскольку мы несовершенны. Но вот тот факт, что я могу сорвать свое раздражение на жене или детях, рассердится на старенькую маму, обидеться на лучшего друга – вот это меня тревожит куда более, чем моя нелюбовь к врагам. Которая, к слову сказать, довольно гипотетическая, поскольку, врагов-то у меня вроде бы как и нету. А вот близкие люди есть. И я не умею их любить так, как заповедал это Господь.
Так что проку задумываться о любви к врагам тому, кто не научился любить собственную бабушку? Это все равно, что рассуждать о подробностях тяжелой атлетики человеку, который в своей жизни не поднимал ничего тяжелее айфона. В спорте люди начинают с малого, и постепенно, укрепляя свое тело, приходят к все большему и большему, восходят от силы в силу. Но точно так же человек должен укреплять себя и в любви. Ведь ни один из церковных людей не станет отрицать того факта, что он – грешник. Неважно, в чем этот грех заключается – просто, каждый за себя знает, что каяться на очередной исповеди ему есть в чем. А любой грех – нарушение закона любви. Кто грешит, тот просто не сможет любить так, как заповедал Христос – без ожидания благодарности, терпеливо снося немощи любимых, прощая им все их недостатки и слабости.
И начинать учиться такой любви следовало бы отнюдь не с врагов наших. Любовь к врагам – это уже некая вершина, когда осуществлено все что ниже. А вот на пути к этой вершине будет огромное множество людей, с которыми мы просто встречаемся тут и там – на улице, в общественном транспорте, на работе, в соцсетях. Они нам отнюдь не враги, просто – случайные люди. Которые, однако, немедленно могут превратиться для нас во врагов, если мы на них за что-либо обидимся. Но могут стать и любимыми людьми, по заповеди Христовой.
Тут все зависит от нашего выбора, как сделаем, так и будет. И начинать, конечно же, нужно с самых близких, как об этом коротко и ясно говорил святой праведный Алексей Мечёв: «Будьте теплом и светом для окружающих: старайтесь сперва согреть семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет все увеличиваться».
Александр Ткаченко
«Фома», 2015
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Да… информация для размышления…
- ↓