Церковь — это семья
В армии мой сослуживец как-то сказал: “Я не знаю, что мне делать в этом мире после армии. Здесь кормят, поят, одевают, жилье есть и мне не надо ни о чем думать”. Он так и остался прапорщиком на долгие-долгие годы. Подобно моему сослуживцу, сегодня многие верующие ищут такую «церковь прапорщиков». Никто не хочет нести ответственность даже за самого себя.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/25/36/34/08/2019/04/09/02617a.jpg)
«Батюшка, благословите на работу идти», «батюшка, жениться или не жениться?»… А вы слышали, чтобы кто-то спросил: «Батюшка, я так хочу стать ближе ко Христу, что мне делать?». Одно бесконечное «учиться — не учиться», «жениться — не жениться», «есть — не есть». Да это вообще не вопрос Церкви, это твое личное решение! Не пытайся его перевалить на батюшку, ссылаясь на духовное руководство.
Кому-то может показаться, что растворение личности в Церкви — это самое полное с ней единство. На самом деле наоборот — это самое большое разделение.
И оно всегда проявляется в кризисные моменты. Ведь если я всю ответственность привык перекладывать на «более компетентных», то, в любых кризисах виноваты «они» — плохо управляли, руководили, а я ни при чем.
Но человек, живо переживающий единство Церкви, никогда не подумает, что есть какие-то «они» с «их» проблемами. Есть только мы, наши проблемы и мое в них участие. И здесь мы подходим к еще одному больному вопросу нашей церковной жизни.
В Церкви я не должен растворять свою личность, но я не могу и замкнуться на себе, не могу быть один — христианство не может существовать без общины. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20).
Но в чем лично мне польза от общины? Обычно те, кто меня окружает, больше мешают: дети в храме — молиться, родственники дома — поститься. Разве я не могу обойтись без них? Могу. И уж точно стану «самым благочестивым человеком на свете». Потому что единственным критерием моего благочестия буду я сам.
Однако даже просто читая Священное Писание, нельзя научиться христианству. Потому что христианство — это не теория, а опыт жизни, и этот опыт можно обрести только в общине. Община — это некий критерий истины. Ведь человек сам себя может за все простить, за все пожалеть и все себе разрешить. Или нафантазирует о себе.
Когда я в молодости приезжал в Псково-Печерский монастырь, я слышал, как к отцу Алипию миряне подходили за благословением не есть рыбу или молоко, а он отвечал: «А с колокольни не полетишь?» Потом подозвал эконома и говорит: «Дай ему колбасы, а то потом будем его по мостовой собирать».
У нас и сейчас много «фантазеров», людей эмоциональных. Тут и нужна община — чтобы, когда ты в своих фантазиях начнешь возноситься на небеса, было кому тебя за ноги придержать.
И в заключение. Есть разные способы объединения людей для достижения каких-то целей — общественных или личных. Но Церковь, как и семья, существует не для достижения неких целей. Церковь и есть цель. В Церкви Христос делает нас одним целым — с Собой и друг с другом. И это единство больше равенства, потому что стирает последнюю границу между мной и другим. Другой — это и есть я. Это, не означает, что Церковь делает нас одинаковыми. Снимается значение различий, но не сами различия. Моя личность никуда не девается. Просто ее граница перестает быть бронированной стеной, а делается пористой, способной впустить другую личность и чувствовать ее боль и радость.
Когда в восьмом классе я только начинал ходить в церковь и еще как будто стеснялся этого, я как-то засунул руки в карманы и делал вид, мол, я просто зашел посмотреть. Подошла какая-то бабушка, пихнула меня: «Чего встал на мое место?!» Я было собрался уходить, но тут другая старушка уступила мне свое место. Формально я для нее был никто, просто какой-то мальчик. Но она отнеслась ко мне как к родному. И именно тогда я впервые почувствовал, что Церковь — это семья.
Автор: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий
Подготовил диакон Дмитрий Павлюкевич
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/25/36/34/08/2019/04/09/02617a.jpg)
«Батюшка, благословите на работу идти», «батюшка, жениться или не жениться?»… А вы слышали, чтобы кто-то спросил: «Батюшка, я так хочу стать ближе ко Христу, что мне делать?». Одно бесконечное «учиться — не учиться», «жениться — не жениться», «есть — не есть». Да это вообще не вопрос Церкви, это твое личное решение! Не пытайся его перевалить на батюшку, ссылаясь на духовное руководство.
Кому-то может показаться, что растворение личности в Церкви — это самое полное с ней единство. На самом деле наоборот — это самое большое разделение.
И оно всегда проявляется в кризисные моменты. Ведь если я всю ответственность привык перекладывать на «более компетентных», то, в любых кризисах виноваты «они» — плохо управляли, руководили, а я ни при чем.
Но человек, живо переживающий единство Церкви, никогда не подумает, что есть какие-то «они» с «их» проблемами. Есть только мы, наши проблемы и мое в них участие. И здесь мы подходим к еще одному больному вопросу нашей церковной жизни.
В Церкви я не должен растворять свою личность, но я не могу и замкнуться на себе, не могу быть один — христианство не может существовать без общины. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20).
Но в чем лично мне польза от общины? Обычно те, кто меня окружает, больше мешают: дети в храме — молиться, родственники дома — поститься. Разве я не могу обойтись без них? Могу. И уж точно стану «самым благочестивым человеком на свете». Потому что единственным критерием моего благочестия буду я сам.
Однако даже просто читая Священное Писание, нельзя научиться христианству. Потому что христианство — это не теория, а опыт жизни, и этот опыт можно обрести только в общине. Община — это некий критерий истины. Ведь человек сам себя может за все простить, за все пожалеть и все себе разрешить. Или нафантазирует о себе.
Когда я в молодости приезжал в Псково-Печерский монастырь, я слышал, как к отцу Алипию миряне подходили за благословением не есть рыбу или молоко, а он отвечал: «А с колокольни не полетишь?» Потом подозвал эконома и говорит: «Дай ему колбасы, а то потом будем его по мостовой собирать».
У нас и сейчас много «фантазеров», людей эмоциональных. Тут и нужна община — чтобы, когда ты в своих фантазиях начнешь возноситься на небеса, было кому тебя за ноги придержать.
И в заключение. Есть разные способы объединения людей для достижения каких-то целей — общественных или личных. Но Церковь, как и семья, существует не для достижения неких целей. Церковь и есть цель. В Церкви Христос делает нас одним целым — с Собой и друг с другом. И это единство больше равенства, потому что стирает последнюю границу между мной и другим. Другой — это и есть я. Это, не означает, что Церковь делает нас одинаковыми. Снимается значение различий, но не сами различия. Моя личность никуда не девается. Просто ее граница перестает быть бронированной стеной, а делается пористой, способной впустить другую личность и чувствовать ее боль и радость.
Когда в восьмом классе я только начинал ходить в церковь и еще как будто стеснялся этого, я как-то засунул руки в карманы и делал вид, мол, я просто зашел посмотреть. Подошла какая-то бабушка, пихнула меня: «Чего встал на мое место?!» Я было собрался уходить, но тут другая старушка уступила мне свое место. Формально я для нее был никто, просто какой-то мальчик. Но она отнеслась ко мне как к родному. И именно тогда я впервые почувствовал, что Церковь — это семья.
Автор: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий
Подготовил диакон Дмитрий Павлюкевич
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.