В храм с подарками

Когда мы идем в гости, то берем с собою подарки. Самый известный набор, ставший банальным, — это цветы, торт и шампанское.




Когда же идем в храм, чтобы стать пред лицом Божьим, то торт с собою не берем. В храме есть свои сладости. От шампанского тоже придется отказаться, поскольку в храме есть свое питье и свое веселье. А вот цветы можно взять. Хорошо, когда храм украшен цветами. Во-первых, потому что первое место, где жил человек, — это рай. И рай лучше всего символизируется через пение птиц и благоухание цветов. Церковь — наш земной рай, где мы вспоминаем наше потерянное блаженство и готовимся к блаженству будущему. Во-вторых, цветы — это самое красивое, что есть на земле, и храм достоин быть украшен самым красивым. Святой Иоанн Кронштадтский, к примеру, просыпался рано и молился утром в саду, на воздухе. Он любовался цветами, часто целовал их лепестки, как бы целуя десницу Божию. Гирляндами из цветов часто украшают особо чтимые иконы, букеты цветов могут стоять у иконостаса и по всему храму. При этом искусственных, бумажных цветов в храме быть не должно — имитация реальности, подделка под настоящую жизнь не должна присутствовать там, где люди молятся Творцу настоящей жизни, где погружаются в истину, а не в выдуманную реальность.

Истинная вера пришла к нам с востока, оттуда, где цветы не являются редкостью. Но вера распространилась во все стороны света, в том числе и туда, где цветы не растут, или цветут не круглый год. Что же тогда взять с собой человеку, ведь не идти же в гости к Богу с пустыми руками? Издревле люди брали с собой то, что нужно для Литургии: пшеничную муку для просфор, виноградное вино, растительное масло для лампад, пчелиный воск для свечей. Сегодня можно жертвовать на храм хорошие вина, желательно не содержащие спирта и сахара, воск, елей — все это нужно и сегодня. Можно просто покупать у свечного стола свечи и просфоры — тогда деньги станут жертвой на храм, и мы, ничего не принеся заранее, попадем в число жертвователей.

В храме нужен труд человеческих рук. Можно ничего не принести, но остаться после службы почистить подсвечники и фитили в лампадах, или подмести и вымыть пол. Это, несомненно, разновидность жертвы, потому что такие дела рождаются из любви к Богу, а именно любовь является источником жертвоприношения.

Особенным образом могут потрудиться для храма те, кто строит или ремонтирует его, кто шьет облачение для духовенства или для внутреннего церковного убранства. Все это видимые материальные знаки невидимой духовной любви.

С самого рождения на земле Христос принимал от людей подарки. Три мудреца, пришедших издалека, принесли Ему золото, ладан и смирну. Память о них должна заставлять и нас идти ко Христу не с пустыми руками. Кроме того, принести — не значит буквально нести в руках. Гораздо больше того, что человек носит в руках или портфеле, он носит в уме, памяти, совести. Приходя в храм, мы никогда не бываем одиноки, даже если храм пуст и службы в нем нет. В храме всегда присутствуют ангелы, молящиеся о всех, переступающих церковный порог. И мы, приходя в дом Божий, должны молиться не о себе только, но и о других. Наша память и наше сердце хранят имена и лица дорогих нам людей, живых и усопших. Мы приносим Богу прошение о них, об их здоровье, успехе, помощи и благословении, прощении грехов и упокоении. И Бог любви принимает наши молитвы, поскольку такие молитвы тоже есть любовь.

И так, идя в храм, будем спрашивать себя — с чем мы идем, что несем с собой? Несем ли жертву на нужды храма, несем ли покаяние в грехах и желание исправиться? Несем ли тревогу о ком-то, чтобы усердно о нем помолиться? Так, испытывая себя и измеряя степень своей сознательности в вере, мы каждый приход в храм можем превратить в ступеньку на небо.

Протоиерей Андрей Ткачев
«ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ »
(Беседы с приходящими в Церковь)
« О Шестопсалмии
Как Богородица за нас плакала: рассказ фронтовика »
  • +13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.