Главные страхи и суеверия новообращённых
Какие суеверия, страхи и другие искажения веры распространены среди причащающихся оглашаемых и как бороться с ними?
Главный страх, мне кажется, — это страх перед духовной свободой. Он выражается во многих вещах. Бывают трагикомические ситуации, когда человек всё время ищет непреложного слова, авторитета, чтобы можно было кому-то поверить раз и навсегда. Иногда таким авторитетом становится какой-нибудь священник, а иногда даже телеканал. Недавно мне пришлось говорить о том, что не все материалы, предлагаемые телеканалом «Союз», выдерживают высокую евангельскую планку. В ответ я услышала: «Если и на телеканале «Союз» может быть что-то некачественное, то как же вообще жить на свете?» Иногда свято верят какой-нибудь купленной в церковной лавке книге. Говоришь человеку: «Это нехорошая книга, некачественная, она предлагает вам магический подход к христианству». А в ответ: «Ну как же, я ведь её купил в храме!» Это стремление найти что-то, на что можно однозначно опереться помимо Христа, помимо Евангелия, помимо Предания Церкви. Желание построить свою жизнь или под руководством какого-то непреложного авторитета, или загнать её в определенные правила. Отсюда постоянные просьбы: «Расскажите нам, пожалуйста, как правильно молиться – какие именно молитвы читать, как правильно поститься – что именно есть, а что не есть». И когда говоришь: «Вы думайте, вы молитесь об этом, спрашивайте у Бога, ищите сами ответы на эти вопросы», — это воспринимается просто как какое-то мучение, люди не хотят думать, ничего выбирать, искать, отвечать за свой выбор и свою жизнь. У людей с приходским опытом больше искажений по типу: «говорят, что…», «я слышала, что…» или «на телеканале «Союз» сказали, что…». На оглашении приходится бороться с этими страхами, помогать людям обретать духовную свободу, которая, конечно, не равна произволу и опирается на традицию церкви, ее Предание. Ведь Предание — это не список правил, не устав, это живая реальность Богообщения. Войти в дух и смысл Предания, оторваться от твердой почвы закона и даже законничества, человеку бывает очень трудно. Катехизация помогает здесь, если человек готов на риск, но это — не панацея, не таблетка, которую легко съесть. Как мы знаем, катехизацию можно пройти по касательной, формально. Но если человек искренне трудится, то катехизация помогает избавится от страхов.
Балакшина Юлия Валентиновна
Доцент, учёный секретарь СФИ. Доктор филологических наук
Главный страх, мне кажется, — это страх перед духовной свободой. Он выражается во многих вещах. Бывают трагикомические ситуации, когда человек всё время ищет непреложного слова, авторитета, чтобы можно было кому-то поверить раз и навсегда. Иногда таким авторитетом становится какой-нибудь священник, а иногда даже телеканал. Недавно мне пришлось говорить о том, что не все материалы, предлагаемые телеканалом «Союз», выдерживают высокую евангельскую планку. В ответ я услышала: «Если и на телеканале «Союз» может быть что-то некачественное, то как же вообще жить на свете?» Иногда свято верят какой-нибудь купленной в церковной лавке книге. Говоришь человеку: «Это нехорошая книга, некачественная, она предлагает вам магический подход к христианству». А в ответ: «Ну как же, я ведь её купил в храме!» Это стремление найти что-то, на что можно однозначно опереться помимо Христа, помимо Евангелия, помимо Предания Церкви. Желание построить свою жизнь или под руководством какого-то непреложного авторитета, или загнать её в определенные правила. Отсюда постоянные просьбы: «Расскажите нам, пожалуйста, как правильно молиться – какие именно молитвы читать, как правильно поститься – что именно есть, а что не есть». И когда говоришь: «Вы думайте, вы молитесь об этом, спрашивайте у Бога, ищите сами ответы на эти вопросы», — это воспринимается просто как какое-то мучение, люди не хотят думать, ничего выбирать, искать, отвечать за свой выбор и свою жизнь. У людей с приходским опытом больше искажений по типу: «говорят, что…», «я слышала, что…» или «на телеканале «Союз» сказали, что…». На оглашении приходится бороться с этими страхами, помогать людям обретать духовную свободу, которая, конечно, не равна произволу и опирается на традицию церкви, ее Предание. Ведь Предание — это не список правил, не устав, это живая реальность Богообщения. Войти в дух и смысл Предания, оторваться от твердой почвы закона и даже законничества, человеку бывает очень трудно. Катехизация помогает здесь, если человек готов на риск, но это — не панацея, не таблетка, которую легко съесть. Как мы знаем, катехизацию можно пройти по касательной, формально. Но если человек искренне трудится, то катехизация помогает избавится от страхов.
Балакшина Юлия Валентиновна
Доцент, учёный секретарь СФИ. Доктор филологических наук
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.