Хорошим способом приобретения или сохранения внутреннего мира является оправдание ближнего. Старец Паисий Святогорец говорил, что не умеющий оправдывать другого сам не будет оправдан Господом.
Человек нас оскорбляет, в нас возникает гнев на него, человек нас унизил, в нас рождается обида. Найдите оправдательную причину, по которой он поступил именно так.
«Он меня обругал, потому что пришел уставший с суточного дежурства, был очень утомлен и сорвался».
«Меня не поняли потому, что я неясно выражался».
«Мне наступили на ногу в трамвае, потому что я поставил ногу не туда».
Этот духовный приём приносит нам двойную духовную пользу. Мы можем обратить оправдание ближнего в обвинение себя, и это крайне важно для нас с точки зрения аскетического делания, о котором говорит святитель Игнатий Брянчанинов: именно самоуничижающийся не будет унижен от Господа.
Богу незачем смирять его, когда он сам смиряет себя.
Человек не просто говорит: «Он наступил мне на ногу, потому что не видел», — но он идёт дальше и продолжает: «И потому, что я, не подумав, встал там, где не надо». «Меня обругали не только потому, что собеседники были уставшие и раздраженные, но и потому, что я начал разговор, хотя видел их усталость, и тем спровоцировал это оскорбление, унижение».
И вот, человек уже не осуждает ближнего, и к нему начинает привлекаться благодать Божия благодаря его самоукорению за то, что подал повод для проявления этого греха ближнего.
(По материалам книги протоиерея Сергия Филимонова «Как преодолеть раздражение и гнев: советы духовника»)