Отступник, который раскаялся
Святой преподобномученик Дамаскин родился в константинопольском квартале Галата, в приходе церкви Богородицы Елеусы (Милующей). Благочестивые родители Кириак и Кириакия назвали его Диамантисом. Рано осиротев, он выучился мастерству портного. За некий проступок Диамантис был схвачен турками и, желая избежать суда, отрекся от христианской веры.
Вскоре он одумался и решил принести покаяние на Святой Горе Афон. В Великой Лавре раскаявшийся отступник принял постриг с именем Дамаскин и прожил там двенадцать лет, подвизаясь во всех добродетелях ангельской жизни. Однако, дух его оставался неудовлетворенным. Одно, на чем успокаивалась мысль его, – пострадать и умереть за Христа, слова Которого он постоянно содержал в памяти: «иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех: а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф. 10, 32, 33).
Когда он открыл свое желание – идти на смерть за Христа, – никто не одобрял этого из опасения немощи человеческой, чтоб последнее не оказалось хуже первого. В то время в Великой Лавре был находящийся на покое бывший патриарх Константинопольский Дионисий III. Дамаскин открыл ему свое желание, патриарх благословил его на подвиг и взял с собой в Константинополь.
– Я возвращусь опять на Святую Гору, – сказал ему патриарх, – а ты вступишь в подвиг мученичества и умрешь за Христа: помолись Ему и о мне, да милостив будет мне в исходе моем.
Дамаскин прибыл в Константинополь, причастился Святых Таин в церкви святителя Николая Чудотворца в Галате. Чтобы не навлечь гнев османских властей на монахов-святогорцев, как это случилось после казни новомучеников Гавриила (1676) и Киприана (1679), он переоделся в мирскую одежду.
Придя в превращенный в мечеть храм Святой Софии, Дамаскин стал молиться, осеняя себя крестным знамением, но мусульмане сочли его за помешанного. Дамаскин, видя, что никто из турок не тревожится, вышел из Софии.
На пути встретил он имама, читающего книгу, и спросил его:
– Писано ли что-нибудь в книге твоей о Христе?
– Не хочешь ли ты быть мусульманином? – отвечал ученый.
– А что такое мусульманин? – сказал Дамаскин. Между тем подошли и окружили их агаряне, слушали Дамаскина и насмехались над ним, как над неистовым. Тогда спросил их исповедник:
– Хотите ли слышать слово к пользе вашей?
– Хотим, скажи, – отвечали они.
Мученик говорит:
– Христос есть Бог истинный, Творец всего видимого и невидимого.
– Ты безумец, – возразили они.
– Не я, а вы безумны и несмысленны, если не веруете, что Христос есть истинный Бог.
Не обращая внимания на него как на неистового, турки оставили его.
Тогда святой исповедник пошел в мечеть султана Мехмета и тоже стал проповедовать тамошним имамам, но и они только прогнали его как неистового. Недовольный неисполнением своего желания, Дамаскин удалился к месту, называемому Капани, и там громко среди мусульман воззвал:
– Мусульмане! Одна вера Христова есть истинная, а ваша вера ложная: вас обманул Магомет, и вы за свое заблуждение будете наказаны.
Но как громко ни обличал он турок – и там никто не обратил на него внимания.
На другой день утром, придя во дворец визиря, Дамаскин начал говорить:
– Одна вера христианская есть истинная и Христос есть Бог истинный, а ваша вера ложная.
Исступленные турки схватили его, били без милости и наконец как неистового выгнали.
На третий день является исповедник в мечеть, называемую Сейзаки, возле казарм янычарских. Когда турки после обычных своих молитв выходили из мечети, он громко говорил им:
– Несчастные! Кого вы почитаете? На что надеетесь от ложного пророка вашего? Одна есть истинная вера – вера христианская. Но, как и прежде, принимая исповедника за помешанного, никто не обратил на него внимания. Сильно огорченный тем, что и здесь не достиг желаемого, он возвратился в Галату.
Всю следующую ночь он провел в молитве и смиренно вопиял ко Господу: «Не возгнушайся мною, смиренным рабом Твоим, единородный Сыне Божий, удостой меня пролить кровь мою и положить живот мой за Тебя, моего Господа».
Утром, в воскреснье, встав, пошел он в мечеть у Топханы, в которой прежде в молодости имел несчастие отречься от Христа и признать Магомета великим пророком.
Множество агарян собралось тогда в мечеть на утреннюю молитву. Исповедник, став посреди турок, закричал:
– Бедные! Зачем вы собираетесь? На кого вы надеетесь? Горе вам, несчастные, вечная мука ждет вас! Христос един есть Бог истинный!
Услышав такое обличение, турки исполнились гнева, устремились на исповедника, били его без милосердия и наконец повлекли к надзирателю галатийской части Константинополя. Здесь исповедник проклял Магомета и гнусное его учение. Не вытерпев этого, агарянин отправил его к визирю с описанием досаждения и безчестия, какими оскорблял исповедник Магомета и учение его.
Прочитав донесение, визирь спросил Дамаскина:
– Правда ли то, что о тебе здесь пишется?
– Да, все правда, – отвечал тот.
– Прощаю тебя, – кротко сказал визирь исповеднику, – ты наш подданный, твоя обязанность платить подать царю, и поэтому тебе даруется жизнь. Но, как кажется, ты нищий, и потому желаешь смерти.
Мученик возразил:
– Напротив, я богаче тебя, так как имею сокровище веры в моем сердце и вера моя краше солнца. Ты имеешь много мирского богатства, которое собрал, но сегодня владеешь им, а завтра возьмет его другой. Сокровище же веры моей пребывает во веки в Царствии Небесном.
Визирь, видя, что мученик тверд в своем исповедании и не увлекается его словами, повелел отсечь ему голову.
Исполнители приговора и казни, связав его, повлекли в Фанари. Там, перед вратами патриаршеского двора, мученик, с радостью принял смертный приговор, которого так желал.
Капли священной крови брызнули на дверь стоящей возле того места торговой лавки. Игумен монастыря Мавромала, Макарий, купил дверь, принес в монастырь свой для освящения его каплями крови мученической.
Между тем, святые мощи по приказанию турок лежали на месте усечения три дня на улице перед патриаршим двором. Наконец христиане подкупили стражей, взяли их оттуда и хотели перевезли святыню на остров Халки, в монастырь Святой Троицы. Но отцы обители Пресвятой Богородицы, находящейся на том же острове Халки, предупредили их, взяли мощи в свой монастырь и погребли рядом со святым жертвенником.
Святой преподобномученик Дамаскин пострадал в 1681 году, 13/26 ноября, в царство султана Мехмета IV, при Константинопольском патриархе Иакове.
Вскоре он одумался и решил принести покаяние на Святой Горе Афон. В Великой Лавре раскаявшийся отступник принял постриг с именем Дамаскин и прожил там двенадцать лет, подвизаясь во всех добродетелях ангельской жизни. Однако, дух его оставался неудовлетворенным. Одно, на чем успокаивалась мысль его, – пострадать и умереть за Христа, слова Которого он постоянно содержал в памяти: «иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех: а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф. 10, 32, 33).
Когда он открыл свое желание – идти на смерть за Христа, – никто не одобрял этого из опасения немощи человеческой, чтоб последнее не оказалось хуже первого. В то время в Великой Лавре был находящийся на покое бывший патриарх Константинопольский Дионисий III. Дамаскин открыл ему свое желание, патриарх благословил его на подвиг и взял с собой в Константинополь.
– Я возвращусь опять на Святую Гору, – сказал ему патриарх, – а ты вступишь в подвиг мученичества и умрешь за Христа: помолись Ему и о мне, да милостив будет мне в исходе моем.
Дамаскин прибыл в Константинополь, причастился Святых Таин в церкви святителя Николая Чудотворца в Галате. Чтобы не навлечь гнев османских властей на монахов-святогорцев, как это случилось после казни новомучеников Гавриила (1676) и Киприана (1679), он переоделся в мирскую одежду.
Придя в превращенный в мечеть храм Святой Софии, Дамаскин стал молиться, осеняя себя крестным знамением, но мусульмане сочли его за помешанного. Дамаскин, видя, что никто из турок не тревожится, вышел из Софии.
На пути встретил он имама, читающего книгу, и спросил его:
– Писано ли что-нибудь в книге твоей о Христе?
– Не хочешь ли ты быть мусульманином? – отвечал ученый.
– А что такое мусульманин? – сказал Дамаскин. Между тем подошли и окружили их агаряне, слушали Дамаскина и насмехались над ним, как над неистовым. Тогда спросил их исповедник:
– Хотите ли слышать слово к пользе вашей?
– Хотим, скажи, – отвечали они.
Мученик говорит:
– Христос есть Бог истинный, Творец всего видимого и невидимого.
– Ты безумец, – возразили они.
– Не я, а вы безумны и несмысленны, если не веруете, что Христос есть истинный Бог.
Не обращая внимания на него как на неистового, турки оставили его.
Тогда святой исповедник пошел в мечеть султана Мехмета и тоже стал проповедовать тамошним имамам, но и они только прогнали его как неистового. Недовольный неисполнением своего желания, Дамаскин удалился к месту, называемому Капани, и там громко среди мусульман воззвал:
– Мусульмане! Одна вера Христова есть истинная, а ваша вера ложная: вас обманул Магомет, и вы за свое заблуждение будете наказаны.
Но как громко ни обличал он турок – и там никто не обратил на него внимания.
На другой день утром, придя во дворец визиря, Дамаскин начал говорить:
– Одна вера христианская есть истинная и Христос есть Бог истинный, а ваша вера ложная.
Исступленные турки схватили его, били без милости и наконец как неистового выгнали.
На третий день является исповедник в мечеть, называемую Сейзаки, возле казарм янычарских. Когда турки после обычных своих молитв выходили из мечети, он громко говорил им:
– Несчастные! Кого вы почитаете? На что надеетесь от ложного пророка вашего? Одна есть истинная вера – вера христианская. Но, как и прежде, принимая исповедника за помешанного, никто не обратил на него внимания. Сильно огорченный тем, что и здесь не достиг желаемого, он возвратился в Галату.
Всю следующую ночь он провел в молитве и смиренно вопиял ко Господу: «Не возгнушайся мною, смиренным рабом Твоим, единородный Сыне Божий, удостой меня пролить кровь мою и положить живот мой за Тебя, моего Господа».
Утром, в воскреснье, встав, пошел он в мечеть у Топханы, в которой прежде в молодости имел несчастие отречься от Христа и признать Магомета великим пророком.
Множество агарян собралось тогда в мечеть на утреннюю молитву. Исповедник, став посреди турок, закричал:
– Бедные! Зачем вы собираетесь? На кого вы надеетесь? Горе вам, несчастные, вечная мука ждет вас! Христос един есть Бог истинный!
Услышав такое обличение, турки исполнились гнева, устремились на исповедника, били его без милосердия и наконец повлекли к надзирателю галатийской части Константинополя. Здесь исповедник проклял Магомета и гнусное его учение. Не вытерпев этого, агарянин отправил его к визирю с описанием досаждения и безчестия, какими оскорблял исповедник Магомета и учение его.
Прочитав донесение, визирь спросил Дамаскина:
– Правда ли то, что о тебе здесь пишется?
– Да, все правда, – отвечал тот.
– Прощаю тебя, – кротко сказал визирь исповеднику, – ты наш подданный, твоя обязанность платить подать царю, и поэтому тебе даруется жизнь. Но, как кажется, ты нищий, и потому желаешь смерти.
Мученик возразил:
– Напротив, я богаче тебя, так как имею сокровище веры в моем сердце и вера моя краше солнца. Ты имеешь много мирского богатства, которое собрал, но сегодня владеешь им, а завтра возьмет его другой. Сокровище же веры моей пребывает во веки в Царствии Небесном.
Визирь, видя, что мученик тверд в своем исповедании и не увлекается его словами, повелел отсечь ему голову.
Исполнители приговора и казни, связав его, повлекли в Фанари. Там, перед вратами патриаршеского двора, мученик, с радостью принял смертный приговор, которого так желал.
Капли священной крови брызнули на дверь стоящей возле того места торговой лавки. Игумен монастыря Мавромала, Макарий, купил дверь, принес в монастырь свой для освящения его каплями крови мученической.
Между тем, святые мощи по приказанию турок лежали на месте усечения три дня на улице перед патриаршим двором. Наконец христиане подкупили стражей, взяли их оттуда и хотели перевезли святыню на остров Халки, в монастырь Святой Троицы. Но отцы обители Пресвятой Богородицы, находящейся на том же острове Халки, предупредили их, взяли мощи в свой монастырь и погребли рядом со святым жертвенником.
Святой преподобномученик Дамаскин пострадал в 1681 году, 13/26 ноября, в царство султана Мехмета IV, при Константинопольском патриархе Иакове.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.