Как выдержать Рождественский пост?
Как противостоять страстям и соблазнам в пост — рассказывает протоиерей Сергий Адодин.
В армии не только учат стрелять, разбирать и собирать автомат и т.п. Уметь слышать приказы командира и немедленно, не раздумывая, исполнять их – вот что необходимо в бою. Представьте, случилась, не дай Бог, война, и я решил отправиться на фронт добровольцем. Ведь «нет выше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Пойти-то я пошел, а в армии не служил. И вот он, первый бой. Командир кричит: «Ложись!» Все вокруг как стояли, так и шмякнулись – кто в лужу, кто в грязь. А я-то не привык сперва исполнять команды, а потом рассуждать. Ну как это – падать в грязь? Она же, на минуточку, грязная. Вымажусь ведь как свинья. И почему, скажите на милость, лежать, а не сидеть? И вообще кто дал этому лейтенанту право… Постойте, меня, что, убили, что ли?! А как же пострелять в сторону неприятеля? Не пришлось. Так, может быть, я пользу принес Родине? Ну хоть какую-то? Сражен пулей без толку.
Так, о чем это я? Да о посте.
Захотелось мне пироженку. Желание, в принципе, безобидное. Захотелось и захотелось. Сейчас съем. А ум мне и говорит: «Подожди, дорогой, еще неделька осталась до конца поста, потерпи немного». И мое тело учится подчиняться голосу разума. Тяжело в учении – легко в бою.
«Что за бой?» – спросите вы.
Вот когда на меня грех из-за угла выскакивает, тут и самый бой. Иногда грех по-пластунски ползет ко мне издали, маскируясь под мирно пашущий советский трактор с танковой пушкой и спаренными пулеметами. Вот он все ближе и ближе. Ум говорит, что все это не к добру, и сигнализирует об опасности. Телу бы хотелось, возможно, распахать на том тракторе пашенку, но нужно бы послушаться ума, ведь он напитан словом Божиим. Если нет, ум не видит никакого подвоха в происходящем.
Так нужен ли этот многодневный пост? Если не хочу пасть смертью глупых, еще как нужен. Если не хочу краснеть на Суде и исповеди, нужен. Если не хочу навредить ни себе, ни ближним, мне нужен иммунитет ко греху.
В конце поста – день Рождения Христа. На дни рождения принято дарить подарки тем, кого любим. И пост, если рассматривать его не только с позиции личной пользы, в каком-то смысле – небольшой подарок Христу. Вот я, Господи, пришел с волхвами, а золота за бедностью нет у меня. Но вот, что имею, Твое от Твоих, приношу Тебе. Я постарался распять свои страсти, унять свое тело, научился за время поста довольствоваться самой простой пищей, сэкономил на мясе несколько сотен рублей и купил на них еды нищим. Раньше как-то не хватало. Прими, Господи, от меня этот мой скромный подарок!
Итак, решено! Пощусь. Диабета, слава Богу, нет, хлебные единицы не считаю. Веганы, вон, постятся поболее меня. Зверюшек ради. А я попощусь Тебя ради и ради своего нежелания падать жертвой собственных страстей.
Отомщу-ка я своему телу за все и буду сидеть на хлебе и воде. Но где границы поста? Пост не должен лишить меня сил, которые я употребляю на исполнение своих прямых обязанностей. И, самое главное, тщеславие не должно похитить у меня плодов моего подвига, который не есть самоцель, но средство к пробуждению любви к Богу и ближним.
Что мне будет славой у Бога, если я стану едва вкушать пищи, но зато буду злой, как собака? Будет ли толк в сидении на хлебе и воде, если я буду есть людей, стану вредным и противным? Образно есть, конечно, но горе тому постнику, которому все непостящиеся видятся гадами ползучими. Не лучше ли будет мне соблюсти пост в меру, указанную в православном календаре?
Тем же, кто смиряет себя креветками, устрицами и лангустами, хочу напомнить: если вы не живете на берегу моря, где икра может быть дешевле картофеля и лапши, соблюдите скромность в пище, и будет вам пост. Сэкономьте и накормите хотя бы одного бродягу, оставшегося без крыши над головой. Ведь даже если бы мы день и ночь стояли на столпе, не ели и не пили, пророчествовали и многие знамения творили, все это ничто перед тем, чтобы напоить жаждущего и накормить голодного. А сотворившего милость по отношению к нуждающемуся ждет великая милость от Спасителя нашего.
В армии не только учат стрелять, разбирать и собирать автомат и т.п. Уметь слышать приказы командира и немедленно, не раздумывая, исполнять их – вот что необходимо в бою. Представьте, случилась, не дай Бог, война, и я решил отправиться на фронт добровольцем. Ведь «нет выше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Пойти-то я пошел, а в армии не служил. И вот он, первый бой. Командир кричит: «Ложись!» Все вокруг как стояли, так и шмякнулись – кто в лужу, кто в грязь. А я-то не привык сперва исполнять команды, а потом рассуждать. Ну как это – падать в грязь? Она же, на минуточку, грязная. Вымажусь ведь как свинья. И почему, скажите на милость, лежать, а не сидеть? И вообще кто дал этому лейтенанту право… Постойте, меня, что, убили, что ли?! А как же пострелять в сторону неприятеля? Не пришлось. Так, может быть, я пользу принес Родине? Ну хоть какую-то? Сражен пулей без толку.
Так, о чем это я? Да о посте.
Захотелось мне пироженку. Желание, в принципе, безобидное. Захотелось и захотелось. Сейчас съем. А ум мне и говорит: «Подожди, дорогой, еще неделька осталась до конца поста, потерпи немного». И мое тело учится подчиняться голосу разума. Тяжело в учении – легко в бою.
«Что за бой?» – спросите вы.
Вот когда на меня грех из-за угла выскакивает, тут и самый бой. Иногда грех по-пластунски ползет ко мне издали, маскируясь под мирно пашущий советский трактор с танковой пушкой и спаренными пулеметами. Вот он все ближе и ближе. Ум говорит, что все это не к добру, и сигнализирует об опасности. Телу бы хотелось, возможно, распахать на том тракторе пашенку, но нужно бы послушаться ума, ведь он напитан словом Божиим. Если нет, ум не видит никакого подвоха в происходящем.
Так нужен ли этот многодневный пост? Если не хочу пасть смертью глупых, еще как нужен. Если не хочу краснеть на Суде и исповеди, нужен. Если не хочу навредить ни себе, ни ближним, мне нужен иммунитет ко греху.
В конце поста – день Рождения Христа. На дни рождения принято дарить подарки тем, кого любим. И пост, если рассматривать его не только с позиции личной пользы, в каком-то смысле – небольшой подарок Христу. Вот я, Господи, пришел с волхвами, а золота за бедностью нет у меня. Но вот, что имею, Твое от Твоих, приношу Тебе. Я постарался распять свои страсти, унять свое тело, научился за время поста довольствоваться самой простой пищей, сэкономил на мясе несколько сотен рублей и купил на них еды нищим. Раньше как-то не хватало. Прими, Господи, от меня этот мой скромный подарок!
Итак, решено! Пощусь. Диабета, слава Богу, нет, хлебные единицы не считаю. Веганы, вон, постятся поболее меня. Зверюшек ради. А я попощусь Тебя ради и ради своего нежелания падать жертвой собственных страстей.
Отомщу-ка я своему телу за все и буду сидеть на хлебе и воде. Но где границы поста? Пост не должен лишить меня сил, которые я употребляю на исполнение своих прямых обязанностей. И, самое главное, тщеславие не должно похитить у меня плодов моего подвига, который не есть самоцель, но средство к пробуждению любви к Богу и ближним.
Что мне будет славой у Бога, если я стану едва вкушать пищи, но зато буду злой, как собака? Будет ли толк в сидении на хлебе и воде, если я буду есть людей, стану вредным и противным? Образно есть, конечно, но горе тому постнику, которому все непостящиеся видятся гадами ползучими. Не лучше ли будет мне соблюсти пост в меру, указанную в православном календаре?
Тем же, кто смиряет себя креветками, устрицами и лангустами, хочу напомнить: если вы не живете на берегу моря, где икра может быть дешевле картофеля и лапши, соблюдите скромность в пище, и будет вам пост. Сэкономьте и накормите хотя бы одного бродягу, оставшегося без крыши над головой. Ведь даже если бы мы день и ночь стояли на столпе, не ели и не пили, пророчествовали и многие знамения творили, все это ничто перед тем, чтобы напоить жаждущего и накормить голодного. А сотворившего милость по отношению к нуждающемуся ждет великая милость от Спасителя нашего.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.