ЭКО: грех ли это?
Вопрос читателя: «Здравствуйте! Мне 35 лет, я не замужем, но очень хочу детей.
Сейчас встречаюсь с молодым человеком, который ещё в начале общения обрисовал серьезность планов, обязательность венчания для создания семьи со мной. Но прошло уже полтора года, и дальше обещаний он не продвинулся. Да, у него есть некоторые объективные обстоятельства не жениться сейчас же — в квартире давно начат ремонт, и нет денег его закончить… Но я уже не верю ему. Не верю, что он станет искать работу, чтобы заняться ремонтом, что он решится сделать мне предложение. Мне кажется, что ему просто удобно жить с мамой и знать, что где-то у него есть девушка, которая его любит и ждёт, а ему НИ-ЧЕ-ГО делать не нужно, и у него всё хорошо. Он младше меня и, как мужчина, никуда не опаздывает…
А я хочу успеть родить ребенка, и лучше не одного, если Бог даст. Я понимаю, что уже поздно надеяться встретить человека, с которым удастся создать счастливую православную семью, если бы у Бога это было в планах, все бы давно произошло. Возраст требует торопиться. И я решаюсь на ЭКО от донора. И никак не могу решиться, откладываю с осени на зиму, с зимы на весну… Вдруг всё же удастся по-человечески? С мужем в любви и согласии? Очень не хватает поддержки и взгляда со стороны.
Анна
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: „Дорогая Анна, во-первых, постарайтесь перестать думать за Бога и о том, что что-то там поздно или кто-то куда-то опоздал… Никуда Вы не опоздали. Сегодня возраст, когда рождают первого ребенка, сдвинулся довольно сильно, и родить любой ценой — это явно ведь не то, чего бы Вам самой хотелось, верно? В первую очередь ведь хочется любви, семейного союза, а дети — это его плод.
Что касается Вашего жениха, кажется, Вы справедливо сомневаетесь в его намерениях: о человеке говорят его дела, а тут одни только слова. Так что, увы, вряд ли можно искать в таком человеке мужа. Но это не значит, что, может быть, совсем скоро или через год Вы не встретите достойного человека, с которым у Вас отпадут все вопросы, в том числе и об ЭКО. Про ЭКО идея никуда не годится. Вы ведь и сама понимаете, что дети должны рождаться и расти в семье. Именно по этой причине зачинать ребенка от донора недопустимо для христианки. Кроме этого, ЭКО предусматривает заготовление «впрок» эмбрионов, которые затем уничтожаются, что является убийством уже зачатых детей.
Вот что по этому поводу говорит нам документ Православной Церкви:
«Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью.
Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности».
Положитесь на волю Божию, постарайтесь реализовать себя, прежде всего, как христианку, живущую Богом и ищите «Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33).
Дерзайте и живите, постарайтесь радоваться каждому дню и в нем находить для себя какую-то пользу и добро. И не отчаивайтесь: Вам это еще очень и очень рано делать насчет семьи!
Храни Вас Господь!
Сейчас встречаюсь с молодым человеком, который ещё в начале общения обрисовал серьезность планов, обязательность венчания для создания семьи со мной. Но прошло уже полтора года, и дальше обещаний он не продвинулся. Да, у него есть некоторые объективные обстоятельства не жениться сейчас же — в квартире давно начат ремонт, и нет денег его закончить… Но я уже не верю ему. Не верю, что он станет искать работу, чтобы заняться ремонтом, что он решится сделать мне предложение. Мне кажется, что ему просто удобно жить с мамой и знать, что где-то у него есть девушка, которая его любит и ждёт, а ему НИ-ЧЕ-ГО делать не нужно, и у него всё хорошо. Он младше меня и, как мужчина, никуда не опаздывает…
А я хочу успеть родить ребенка, и лучше не одного, если Бог даст. Я понимаю, что уже поздно надеяться встретить человека, с которым удастся создать счастливую православную семью, если бы у Бога это было в планах, все бы давно произошло. Возраст требует торопиться. И я решаюсь на ЭКО от донора. И никак не могу решиться, откладываю с осени на зиму, с зимы на весну… Вдруг всё же удастся по-человечески? С мужем в любви и согласии? Очень не хватает поддержки и взгляда со стороны.
Анна
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: „Дорогая Анна, во-первых, постарайтесь перестать думать за Бога и о том, что что-то там поздно или кто-то куда-то опоздал… Никуда Вы не опоздали. Сегодня возраст, когда рождают первого ребенка, сдвинулся довольно сильно, и родить любой ценой — это явно ведь не то, чего бы Вам самой хотелось, верно? В первую очередь ведь хочется любви, семейного союза, а дети — это его плод.
Что касается Вашего жениха, кажется, Вы справедливо сомневаетесь в его намерениях: о человеке говорят его дела, а тут одни только слова. Так что, увы, вряд ли можно искать в таком человеке мужа. Но это не значит, что, может быть, совсем скоро или через год Вы не встретите достойного человека, с которым у Вас отпадут все вопросы, в том числе и об ЭКО. Про ЭКО идея никуда не годится. Вы ведь и сама понимаете, что дети должны рождаться и расти в семье. Именно по этой причине зачинать ребенка от донора недопустимо для христианки. Кроме этого, ЭКО предусматривает заготовление «впрок» эмбрионов, которые затем уничтожаются, что является убийством уже зачатых детей.
Вот что по этому поводу говорит нам документ Православной Церкви:
«Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью.
Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности».
Положитесь на волю Божию, постарайтесь реализовать себя, прежде всего, как христианку, живущую Богом и ищите «Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33).
Дерзайте и живите, постарайтесь радоваться каждому дню и в нем находить для себя какую-то пользу и добро. И не отчаивайтесь: Вам это еще очень и очень рано делать насчет семьи!
Храни Вас Господь!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.