Жизненный путь священника

Не каждый современный православный молодой человек знает о православной жизни начала 90-х годов в Челябинской области. Большинство из уральских семей в то время были невоцерковленными. Мы утратили понимание христианских традиций нашего народа за время советского лихолетья. Поэтому верующим сейчас так дорога каждая крупица воспоминаний о возрождении церковной жизни в нашем крае.


Мне как редактору портала ПМД74 посчастливилось побывать на вечере памяти первого настоятеля чебаркульского храма Преображения Господня иерея Владислава Катаева. Он начинал свое служение именно в интересующую нас эпоху. Это мероприятие было организовано коллективами чебаркульского творческого объединения «Круг», Чебаркульской городской библиотекой и прихожанами Преображенского храма, который в свое время начинал строить батюшка.
Несмотря на морозный январский вечер, библиотечный зал был полон — верующие старшего поколения, пришедшие в храм в 90-ые годы, с теплотой вспоминают отца Владислава. Немудрено, что это так — ведь батюшка нес свое служение во многих городах нашей епархии: в Златоусте, Чебаркуле, Карабаше и Миассе. Везде священник оставил о себе добрую память, основав в них православные общины и начав строительство храмов. Отец Владислав был причастен и к делу воспитания нескольких поколений священнослужителей: он преподавал священную историю Ветхого Завета и сектоведение в Челябинском духовном училище.


Еще одна интересная подробность его биографии: батюшка стоял у истоков православной журналистики Южного Урала. С благословения епископа Георгия (Грязнова) он издавал газету Челябинского епархиального управления «Православная жизнь» и одноименный православный вестник Преображенского прихода в Чебаркуле, а также «Православный Чебаркуль» и карабашский «Свет Христов». Подобная миссионерская деятельность не вызывала у отца Владислава затруднений — ведь он был журналистом по профессии. Его материалы в свое время с нетерпением ждали в «Златоустовском рабочем», «Златоустовском металлурге», «Карабашском рабочем», «Миасском рабочем» и газете «Глагол».


Наш вечер начался словами и музыкой иеромонаха Романа (Матюшина), которые организаторы посвятили памяти своего пастыря. В подготовке медиаматериалов и воспоминаний о батюшке поучаствовали более сорока человек. К слову, ведущая нашего вечера Светлана Колодкина показала фотографии почти каждого из них в своей презентации. Она считает, что все воспоминания объединяет одна фраза: «Мы все его любили».

Важно отметить, что вся приходская молодежь находилась со своим настоятелем на одной волне. Некоторые из них пришли петь в хор, которым руководила матушка отца Владислава — Татьяна Георгиевна. Со своим музыкальным образованием она смогла подготовить к этому послушанию большинство из них. Эти ребята не торопились расходиться после службы: они убирались в храме, помогали батюшке на требах, вели с ним духовные беседы. Частенько они оставались и на следующую службу, выходя из храма поздним вечером. Их служение было ревностным и бескорыстным. На духовном подъеме они не осознавали, что такое усталость. Всем причастным к строительству храма Господь давал особенную благодать.

Отца Владислава в Чебаркуле верующие воспринимали очень хорошо. Со всеми прихожанами у него установились доверительные отношения. Его трудовая юность, уровень образования и жизненный опыт помогали ему понять и принять каждого. Батюшка до своего рукоположения успел поучиться в Киевском политехническом институте, поработать мастером на УралАЗе, а также окончить екатеринбургский факультет журналистики УрГУ.

По свидетельству его дочери Светланы Катаевой, семья ее отца не была верующей:
— О вере ему в тайне от родителей рассказывала бабушка, показывая ему единственную иконку. История его обращения к Богу необыкновенна. В раннем детстве он заболел менингитом. Ему пришлось полгода провести в больнице на пороге смерти. Во сне он увидел седовласого старца. Он погладил его по голове и обратился к нему со словами: «Мальчик, ты будешь жить», — рассказала нам она. — После этого чудесного исцеления прошло почти полтора десятка лет. Однажды он ждал у храма своего верующего друга. Устав от одинокого стояния на улице, он вошел в церковь. Рассматривая убранство храма, на одной из икон юноша увидел старца из своего сна. Пораженный, он спросил служащих храма: «Кто изображен на этой иконе?». И они поведали ему, что перед ним образ Николая Угодника.
Следующий шаг к Православию Владислав Катаев совершил в Киеве. Произошло это благодаря его общению с монахами из Киево-Печерской лавры. За полгода он прошел оглашение перед принятием таинства крещения — так было заведено на Украине. С самого начала своего христианского пути будущий батюшка читал не только православную литературу. Ему были интересны также атеистические, иноверческие и сектантские книги. Еще мирянином он читал их, чтобы суметь ответить любому человеку на его духовный вопрос. А когда он принял священный сан, к нему стали приходить за советом все те, кто начинал сомневаться в своих заблуждениях: от протестантов до кришнаитов. Чебаркульский настоятель мог часами общаться со своими прихожанами и гостями — и в храме, и дома. А один баптистский пресвитер после общения с отцом Владиславом даже начал посещать православные богослужения.
Долгое время от рукоположения его удерживало только отрицательное отношение его мамы к Церкви и православной вере. Только в конце своей жизни Мария Михайловна приняла выбор своего сына. Но еще во время советской власти, он, уже будучи журналистом, тайком причащался в алтаре златоустовского храма Святой Троицы у отца Анатолия Кривоногова, а также в одноименном миасском храме у отца Анатолия Макарова.

За посещение храма его вызывали в КГБ. Поэтому его семье приходилось, живя в Миассе ездить на службы в Златоуст. А когда они стали жить в Златоусте, то решили для безопасности ездить молиться в Миасс. Но в скором времени началась Перестройка, которая избавила их от этих проблем. После недолгой диаконской службы в сорок с небольшим лет он захотел нести самостоятельное пастырское служение.
— После рукоположения его направили служить в Чебаркуль. В город он приехал с одним указом о назначении в кармане. Тогда мне было шестнадцать лет и я помогала ему в качестве певчей, — вспоминает Светлана. — Комната, в которой мы молились, очень быстро перестала вмещать всех желающих. Тогда папа организовал шествие к зданию городской администрации. И 19 ноября 1991 года мы смогли зарегистрировать приход. Нам предложили на выбор бывший магазин или старую школу. Мы выбрали последний вариант. Чуть-чуть освоившись в дерявянном храме, батюшка начал думать о строительстве каменного. Его привлекали архитектурные образцы XVII века. Но строительство нового здания отец Владислав не застал. Его перевели служить в Карабаш. А храм был построен по другому проекту.

Дочь батюшки говорит о том, что в становлении ее мировоззрения он сыграл определяющую роль. Отец Владислав отдавал ей каждую свободную минуту. Она была рядом с ним, когда он выполнял редакционные задания, вел богословские дискуссии, рассказывал ближним о Евангелии. Время было тяжелое. Отец Владислав тогда в своих статьях цитировал поэта Александра Жданова: «Скоро сеном заменю я все меню». С восемнадцати лет Светлана начала преподавать в приходской воскресной школе. Все это определило ее жизнь как преподавателя русского языка и литературы, а также регента церковных хоров различных приходов.
Больше всего ей запомнилось то, как отец Владислав любил петь на церковных службах. Особое молитвенное умиротворение посещало его во время всенощного бдения. И благодаря тому духу, какой он стяжал, в его руках все спорилось: везде он начинал с нуля, в каждом своем приходе он был первым настоятелем. Часто ему приходилось заниматься не только городскими, но и деревенскими приходами. Не раз между службами он вместе с пожилыми прихожанками довольствовался одной картошкой или крапивным бульоном с хлебом.
По словам Натальи Сергеевны Винокуровой, одной из первых чебаркульских прихожанок, настоятель запомнился ей своим неравнодушием к людям и к Церкви: «Действительно, служение было для него всем, он не жалел себя, полностью растворяясь в нем. Но в последние месяцы жизни здоровье вынудило отца Владислава уйти за штат».
Затем мы читали православные стихи, посвященные отцу Владиславу, а также некоторые другие поэтические строчки тех лет. Нам особенно запомнилось стихотворение Лидии Савельевой:
Лежит в ладонях крест наперстный,
Священник голову склонил.
Награда… Сердцу стало тесно,
Слезу скупую проронил
Склонил он голову седую,
Всё вспомнил: добрые дела
И тропку узкую святую,
Где поднимались купола.
Горбушку хлеба на скатёрке,
Печенки-угольки в костре,
И принесённую пятёрку
На храм мальчишкой при заре…
В златых лучах он видит лица
Ликуют чайки по волнам.
Да, перевёрнута страница,
Зовёт на службу новый храм.
— О, Боже мой! Пошли мне силы
С крестом нести по жизни крест.
Пошли дожди, чтоб спели нивы,
С людьми горбушку хлеба съесть.
Дай время храмы перестроить
И в непокое не остыть.
Прости, что буду беспокоить,
Без храма мне теперь не жить.
Спешит с Дарами по дорогам,
Неся у сердца святый крест,
К себе и людям очень строгий…
Простим его. Таков он есть.

После прочтения этого стихотворения мы поделились воспоминаниями и послушали несколько любимых песен отца Владислава. Нас очень обрадовало то, что Светлана Ивановна показала нам кадры богослужений тех лет, которые проходили в Преображенском храме. Вообще гости отмечали то, что где бы ни проходила служба, отец Владислав проводил ее на высшем уровне. Всегда и во всем у него был порядок, ведь он приучал всех прихожан к церковной дисциплине. Также было и в воскресной школе, где батюшка сам преподавал священную историю Ветхого и Нового Завета.
В заключение скажем о том, что о кончине батюшки скорбели не только верующие Челябинской епархии. На журналистских встречах его бывшие коллеги также говорили о его смерти со скорбью. Его знали известные миасские журналисты и фотографы, в том числе Виктор Суродин и Александр Мизуров. А один из его коллег сказал участникам вечера памяти: «Его личность была шире границ города Чебаркуля. Он заставлял нас задуматься о духовном». На век отца Владислава выпало становление систем церковного социального и миссионерского служения, духовного образования и окормление возрожденного казачества. Также ему приходилось напутствовать и благословлять десятки молодых людей, отправлявшихся воевать в Чечню.

Отец Владислав Катаев не мог идти по пути наименьшего сопротивления. Об этом же свидетельствует его ученик карабашский священник Александр Бардин, подытоживший вечер памяти батюшки: «Дар любви к Христовой истине — достойная награда для любого священнослужителя. Все собравшиеся здесь знают, что отец Владислав был тем добрым пастырем, который полагал душу свою за овец». Когда мы выходили из зала, заиграла духовная музыка — «Вера наша» в исполнении хора Свято-Данилова монастыря. Перед тем как разойтись, мы решили съездить на могилу первого настоятеля чебаркульского прихода в день его рождения (22 января) — чтобы помолиться о верном служителе Божьем в благодарность за то, что в нашем краю возродились православные традиции.

Кирилл Белоусов
« Цели поста: зачем нам это надо
Кто сказал, что к Причастию нужно пропускать... »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.