Мыть пол, как Богородица

Все, что мы можем – просить милосердия и мыть пол, как Богородица.




В смысле диалога Церкви и общества мне очень повезло. Как говорят армяне, «мой голос идет из теплого места». Проще говоря, я крайне удачно устроилась.
Прежде всего, у себя на Родине я – второсортный верующий. Я католик. Меня можно не учитывать, моих чувств нельзя оскорбить, от моего имени ничего нельзя запретить или потребовать, а обвинить, наоборот, меня можно в чем угодно. Начиная от Джордано Бруно, и прямо со всеми остановками, вплоть до чумной бациллы экуменизма в обнимку с вирусом толерантности. Для христианина, мне кажется, лучше просто не придумаешь.
Еще у меня есть такой Папа, храни его Господь, что даже хвастаться стыдно.
Еще у меня есть место, куда я могу время от времени привезти свои неудачи, достижения, поражения и победы, и приложить все привезенное к тому «эталонному метру», каким является Христос. Это уникальная возможность, и я дорожу ею как мало чем в жизни.
Мой «эталонный метр» располагается в маленьком монастыре на севере Италии, где вот уже скоро 30 лет как на моих глазах живут, стареют и одна за одной отходят к своему Небесному Отцу мои сестры-кармелитки. В общем, в них нет ничего особенного – монастырь как монастырь. Если не считать особенным сам факт существования людей, которые специально удалились от мира для того, чтобы ежедневно, еженощно и поминутно приводить себя в соответствие Христу.
Понимаете, какая штука? Ему – и никому другому.
Им легко это делать. Они сами любят говорить, как им легко, в отличие от нас, которым очень трудно. Они однажды сделали то, что по-русски называется «похоронить себя заживо», и теперь в их мире все просто.
И секрета никакого нет.
– Вот пролила я суп, раздражаюсь, мою пол, и думаю: «А как бы это сделала Дева Мария?» – сокрушенно говорит моя сестра, – Неужто и Она бы раздражалась и тряпкой махала «вжик-вжик»?
– И что? – спрашиваю я.
– И вот стараюсь мыть, как Богородица…
***
Вот я и думаю. В сущности, Церковь очень слаба. Любая Церковь.
Каких бы сокровищ ни накопили в своих закромах наши Папы и ваши Патриархи, каких дворцов ни понастроили бы, каких указов ни насочиняли – все разбивается в прах об того, кто скажет: «А мне наплевать на вас, я вам не верю! И Бога вашего не знаю, и знать не хочу!» И не поправить этого ничем, хоть лопни, надувая щеки и требуя к себе уважения.
Вообще говоря, уважение – это самое нелепое из всего, что мы можем требовать, братцы и сестрицы… Нас, слава Богу, давно никто не боится, и очень мало кто уважает. Нет, хвост-то мы еще можем кое-кому прищемить, как тем несчастным певуньям, на которых снова и снова ссылается уважаемый протоиерей, но и тут боятся не нас, а палки… Про уважение уж молчу.
И знаете, что мне кажется?
Может быть, не для Церкви как «структуры», не для Церкви как «института», а для просто христиан вроде вас и меня – это положение не так уж дурно.
Там, «наверху», людьми руководят самые разнообразные попечения. Они там носят многоразличные бремена. У них там «не все так просто», как нам тут, внизу, кажется. По всей видимости, нам не переделать их «структур».
Они слабы.
Мы еще слабее.
Нам, собственно, в рамках диалога с обществом остается два варианта.
Первый – наплевать на все споры, принципы, правды, неправды, «чуму на оба ваши дома» и прочие нюансы – и требовать МИЛОСЕРДИЯ.
В случае с тем же голодающим Сенцовым: не разбираться, в чем он прав, а в чем неправ (без нас полно «разбиральщиков»), а требовать милосердия. Спросите – от кого? С себя начните. От себя требовать – МИЛОСЕРДИЯ. Не складывать губки в куриную попку, как бабушка моя говаривала, не делать умных «политологических» лиц, не говорить про каждый конкретный случай, а требовать МИЛОСЕРДИЯ.
Например, к Сенцову.
И не к нему одному.
К тем, кто беден, угнетен, несчастен, глуп, преступен, никому неизвестен – МИЛОСЕРДИЯ. Особенно к тем, за кого заступиться некому – МИЛОСЕРДИЯ.
Вот прям так вот, как дураку какому, всех жалеть. Везде. Дома за столом. В храме на литургии. После литургии за чаем. По дороге домой в метро.
Ко всем требовать снисхождения и сострадания.
Думаете, «они» распоясаются?
Ох, братья-христиане, нас так ничтожно мало, и мы так удручающе слабы, что даже если мы всем хором будем требовать милосердия хоть к кому угодно – это так мало изменит… Но хоть себя спасем. Может быть.
А, да, второй вариант – пол мыть не «вжик-вжик», а как Она…
Но это, собственно, все одно.
« От Высоцкого до легенды: вспоминая Говорухина
Правда ли, что англиканская церковь отменила... »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Спасибо! Так говорит Господь! ВЕРА В ДЕСЯТИСЕКУНДНОМ ИНТЕРВАЛЕ. Делай то, о чём ты полагаешь, что это было бы угодно Иисусу. И раздумывай не дольше 10 секунд. Целые 14 дней я пытаюсь действовать по этому принципу. Николь Штурм. День первый. Уже середина ночи, а я не могу заснуть. Почему? Вдруг начинаю думать о старой знакомой. Многие месяцы мы уже не встречались, но от друзей я знаю, что для неё настали сложные времена. Почему мне как раз сейчас понадобилось вспомнить о ней? Хочу отмахнуться от мыслей и, наконец, заснуть, но замечаю, что за этим стоит нечто большее. Потом приходит побуждение помолиться за неё: «Пожалуйста, Иисус! Дай ей почувствовать, что Ты с нею совсем рядом, что Ты её любишь. Подари ей новую надежду и перспективу – сделай ей добро!» Вскоре после этого я уснула. День второй. В завтрак происходит нечто совсем не впечатляющее, но, несмотря на это, особенное: Только что налила молоко в свой кофе и ставлю его назад на стол. Вдруг приходит мысль: «Может, кто ещё хочет молока»? Итак, снова беру упаковку в руки и спрашиваю, хочет ли кто ещё глоток. В ответ — внезапное, но счастливое: «Да, конечно!» Замечаю, что это как бы вызывает цепную реакцию: Моментально все становятся чуточку внимательнее друг к другу, чем до того. Вещи начинают передаваться туда-сюда и разыгрывается целый концерт «Спасибо-Пожалуйста». Маленький жест с последствиями. День третий. Снова лежу ночью и не сплю, листаю журнал. В глаза бросается статья о болезнях и я думаю об одном дальнем знакомом, который сейчас тяжело болен. Молюсь. Быстро засыпаю и снова просыпаюсь. Снова должна думать о нём и молюсь. И так несколько раз и я не перестаю думать: «Если я так часто просыпаюсь и постоянно думаю о нём, то ему нужна моя молитва». День четвёртый. Сегодня я думаю о браслетах WWJD, которые несколько лет назад носили многие христиане. WWJD – “What would Jesus do?”? т.е., «Что сделал бы Иисус?». Это следовало спрашивать перед каждым поступком и потом соответственно действовать. Принцип 10 секунд мне напоминает об этом. При этом последнее нравится мне больше, возможно, по простой причине, что я при продумывании правильного ответа, часто «зависаю». Трансформации двух подходов не получилось. 10-тисекундный принцип видится мне самым пригодным для повседневного применения. Почти не остаётся времени утонуть в болоте вопросов – предписано действовать. В самом неприятном случае я могу принять при этом неверное решение, я уже и делаю это зачастую и мир не погиб из-за этого. День пятый. Я ношу очки и отношусь к «очконосцам» такого сорта, которые без очков совершенно беспомощны. Поэтому меня не очень вдохновляет, когда моя дочь скачет по мне. Через несколько минут она попадает мне ногой в лицо и мои очки ломаются. Я мгновенно вскипаю. Она быстро отскакивает. Ещё немного и я взорвусь, но мне приходит в голову правило 10 секунд. И, точно, справляюсь с собой, глубоко вдыхаю. Дочка между тем убежала в свою комнату. Вот теперь Иисус вошёл бы к ней в комнату и потребовал бы извинения? Или Он посмотрел бы сквозь пальцы? Я захожу к ней, ещё неуверенная, что буду делать. Никаких извинений. Но мне заметно, она поняла, что сделала нехорошо. Мне этого достаточно. День шестой. Спрашиваю сама себя, почему так мало получается «10-тисекундных ситуаций». Может, пропускаю половину, ведь у меня сейчас отпуск? Или я уже так много делаю совершенно правильно. Не склоняюсь верить в последнее и с напряжение жду следующего дня. День седьмой. У нас длинная прогулка. Маршрут по грязной дороге. Вокруг лужи и наша дочь среди них. Без гамашей и резиновых сапог. Больше половины пути у нас ещё впереди и я не в восторге от того, что она сейчас будет носиться и в холод промокнет до нитки – или забрызгает меня, а мои запасные брюки лежат в стирке. Пытаюсь призвать её к порядку, что встречается без особого энтузиазма. Тут мне приходит мысль: Предупреждение предупреждением, но наши отношения из-за него не должны пострадать. Глажу её по голове и напоминаю, что я в первую очередь вижу её, а не её поведение. И она успокаивается тоже почти мгновенно. Иисус тоже говорил простым языком, когда что-то было не в порядке. Но он одновременно заглядывал и дальше человека и сохранял с ним отношения. По-моему, это классно! День восьмой. Претворять в жизнь 10-тисекундый принцип не означает делать всегда то, чего хотят от меня другие. Естественно, иногда я просто обязана покидать свою зону максимального удобства и делать вещи, которые я бы в другом случае не сделала. Но это не означает становиться совершенно безвольным существом, или мутировать в «человека –ДА». Эксперимент подводит меня к саморефлексии. Он побуждает меня хранить здравые границы и отказываться от ложных принципов. Иногда легче сказать, чем сделать! День 9. Между делом ловлю себя на том, что я как бы инстинктивно повторяю 10-тисекундные импульсы. Они становятся автоматическими. По-моему это хорошо. День 10. У меня проблема: На после обеда завтра у меня в плане две встречи в одно время. Пойти сдать кровь и тем самым внести свой вклад в то, чтобы в новогодний период в запасе было достаточно в запасе консервированной крови для помощи больным людям? Или лучше посетить больную подругу в больнице? Это для меня важно и я зависаю на взвешивании «за» и «против». В конце концов, решаюсь прибегнуть к помощи Господа и посмотреть, что из этого выйдет. Кратко сообщаю Ему, то, что Он и без того знает. После этого быстро появляется твёрдое решение: Иду посещать мою больную подругу. Потенциальное спасение жизни, либо посещение больницы и последнее побеждает. Как-то это приходит ко мне само, что я и посещение больницы могла бы сделать после. Но я сгораю от любопытства о наступающем дне. День 11. В больнице, в первые же минуты, подруга мне рассказывает вещи, которые меня очень вдохновляют. Она сообщает человеке, который говорил ей об Иисусе – это же просто великолепно! Но обещание этого человека – начинай жить с Иисусом и Он вылечит тебя в награду – мне кажется, что в Библии такого не было. Я уже хочу высказаться по этому поводу, но вдруг мысль: «Не отрицай однозначно, но взвесь и обдумай. Установи, где неточность, но внимание обращай на доброе и истинное». Потом до меня доходит: Если бы я поддалась первоначальному раздражению, то могла бы воспрепятствовать будущему движению подруги к вере. Теперь я знаю, что было правильнее, решиться на посещение больницы. Эксперимент побуждает меня следовать своим побуждениям – в доверии, что Бог хочет и может таким образом общаться со мною. День 12. Дочь лежит в постели и во сне плачет, а разбудить её не могу. Что происходит с ней во сне? Вся погружаюсь в размышления об этом. Вдруг совершенно внезапная мысль: «Надо прекратить размышлять «почему». Это ничем мне не поможет. Вместо этого мне следует радоваться тому, что мы есть друг у друга и можем быть рядом одна с другой – и даже ночью, даже когда одна плачет, даже когда мы не понимаем, почему это происходит. Преисполняюсь благодарности, пристраиваюсь рядом с дочкой и вижу, что она перестаёт плакать. И я больше не мучаю себя вопросом «почему». День 13. Суббота. Пеку булочки. Только собралась поставить противень в печь, у дочки идея, несколько штук она хочет подарить бабушке и дедушке. Возникает проблема: Булочек в обрез хватает для нас, кроме того, в желудке у меня уже урчит. Совершенно нет настроения и я дочке об этом говорю. Но она смотрит таким умоляющим взглядом, что вдруг становится понятно: Моё урчание в желудке не так страшно, как казалось первоначально. Делаю ещё один противень булочек. Мне удалось совершенно безболезненно пережить задержку завтрака на полчаса. Даже и больше: Мне было радостно делать приятное моей дочери. Она была счастлива помогать мне делать булочки. И моим родителям было приятно получить свежевыпеченное лакомство. День 14. Недавно поспорила с одним из коллег, при этом я считала, что мои аргументы более весомы. А сейчас получила электронное письмо от него, он понял, что я права. Первая моя мысль: «Отправить дерзкий комментарий». Сразу же приходит другая: это фальшивая радость, что подталкивает меня к этому и это плохая мотивация. Я могу радоваться, что мои аргументы оказались верными, но это неправильно, с радостью размахивать перед носом коллеги его ошибками. Я рада, что правильно отреагировала на сигнал «Стоп». Наши и без того натянутые отношения не получат ненужного ухудшения. Вывод: 10-тисекундный принцип не является радикально новым, но сильно помогает следовать призывам Библии и брать пример с Иисуса. Книга Клэр Де Грааф приводит ценные свидетельства тому. Но, конечно, остаётся не менее важным, читать в Библии, как жил Иисус, как Он принимал решения и обращался со своими ближними. Логическим следствие является быть при этом в диалоге с Господом, просить Его поддержки, ведь только Он знает, как всё может и должно происходить. Я воспринимаю мою собственную попытку как призыв для будущего времени. “Entscheidung” 2/2013. Перевёл с немецкого Михайлов В.Д.