Сколько можно молиться своими словами
Можно ли сегодня найти в себе силы на духовные подвиги — размышляет руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Рыбинской епархии, клирик кафедрального Спасо-Преображенского собора Рыбинска иерей Иоанн Перевезенцев.
В разные исторические эпохи сложности были разными. В эпоху раннего христианства – противостояние тому, что пропагандировал языческий мир. Во времена византийской империи, когда христианство стало историческим контекстом – буйно цвели еретические расколы.
Но какие бы ни выпадали испытания, преодолевая их, человек мог показать, что любит Бога не за то, что Господь дал здоровье, много детишек, успешное и материальное благополучие, а просто любит и все.И столетие назад в России испытывалась вера. И так же стояли вопросы: для чего ты пришел в церковь? ради чего назвался христианином? Вот только неприятие всей полноты евангельской правды привело к тому, что для людей вера и Церковь стали социальным институтом. Раз власть просит, раз говорит, что надо креститься и называться христианином, ну, давайте покрестимся. Раз в год кулич святить? На исповедь? Хорошо, буду, сложно разве.
Сейчас фокус сместился. Соблазны другие. Никто уже ничего не требует. Но, войдя в Церковь через таинство крещения, многие по непонятным причинам не хотят идти тем Путем, к которому призывает Христос. И правила, которые Церковь хранит две тысячи лет, давайте признаемся, сегодня для нас мало что значат.
Посудите сами, вот получаешь водительское удостоверение. Садясь за руль, вряд ли станешь говорить: «Мало ли что мне в автошколе рассказывали! Правила не так важны. Главное, удостоверение на руках. Буду ездить, как хочу». Всем очевидно к чему подобные рассуждения приведут, чем закончатся на дороге.
К духовной жизни люди эти принципы не применяют почти никогда. Хотя очевидно, что в духовной жизни происходит ровно тоже. Как только человек отходит от тех духовных правил, которыми шли святые отцы, он не только впадает в заблуждение, он живет неправдой и разрушает самого себя.
Мне, как священнику, очевидно: дьявол способствует, чтобы наше сердце перестало искать Бога.Ему только того и надо, чтобы мы жили в убеждении, будто делается нами все правильно и в достаточной мере. «Это другие ошибаются, со мной все в порядке», – утешаем мы себя.
К Евангелию стоит обращаться всегда, им все мерить, в нем искать и находить ответы. Прибегай к совету духовника, если таковой имеется. Соизмеряй свою жизнь с тем, как в той или иной ситуации поступал Господь. Нет другой рекомендации для христианина.
Иоанн Кронштадтский жил во времена, когда церковь переживала меценатские настроения и настоящий благотворительный бум. Наблюдая как шло устроение монастырей, святой отмечал, что за всем этим кроется большая беда. Внешне все благоукрашается, но для любви к Богу в человеческом сердце остается все меньше места.
Конечно, внешнее украшение Церкви нужно. Красота храмов, прославляющая Бога, что ни говори, изменяет и возвышает человеческую душу. Плохо только, если человек забывает, что главное для христианина – молитвенное общение с Богом и исправление души. Господь Церковь только ради этого и создал, чтобы приходящие в нее, пытались уподобиться Богу, явившемуся нам в человеческой плоти.
Христос личным примером показал как жить, как поступать друг с другом, как верить Творцу видимого и невидимого мира, как доверять себя в руки Создателя. Но что происходит? Только и слышно: «Зачем нам образцы древности, эти омертвевшие и непонятные слова, да я вообще молюсь в душе, от себя. А этот ваш пост – сплошная диета».
Но, позвольте, Господь показал всем нам как молиться. Он молился столько, сколько вряд ли кто из нас помолится. Он показал как относиться к правилам, которые хранила ветхозаветная иудейская Церковь. Господь не сказал, что теперь у вас у всех Бог в душе, забудьте все, что было до вас. Не сказал, что нужно отринуть все, что дано через пророков.
Он пришел и исполнил всякую правду. Не задаваясь вопросом, а куда пойти в субботний день и нужно ли целый день отдавать Богу. Он либо шел в иерусалимский храм, либо в синагогу того города, где находился. Шел и исполнял.
Сорок дней в пустыне Христос не ел и не принимал питья. Что происходило с этой немощной плотью, в которой он пребывал? Наверное можно себе представить. Те, кто пытался ограничить себя хотя бы на пару дней пищей, понимают, что плоть начинает изнемогать. Ты становишься не ее хозяином, но плоть управляет тобой.
Все эти громкие утверждения «да не хочу я соблюдать вашу диету», «не буду молиться этими мудреными словами», «мне достаточно перекреститься и «Господи помилуй» сказать» – лишь оправдание собственной лени.
Вспомните свои чувства, переживания к своим возлюбленным, женам, мужьям, детям. Вспомните, как много времени мы хотим с ними говорить, просто быть рядом. Совершенно же другие временные интервалы. Мы готовы быть рядом с любимыми десятки минут, говорить часами, всю ночь до утра и даже без особых на то поводов. Просто говорить. Просто быть.
Когда человек находится в состоянии общения с Богом, молитва становится естественным состоянием.А молитвословие словами святых отцов, которые обращались к Богу от сердца, не просто становится нам ясны, они откликаются и превращаются в наши собственные слова. И тогда на богослужении, имея жажду общения с Богом, мы слышим, понимаем, принимаем эти молитвы.
Но, придя на службу, чтобы попытаться решить житейский вопрос, меркантильно попросить чего-то для себя, для своего благополучия, да пусть даже для духовного роста, но для своего, себе, забывая о других, как тут же все эти слова кажутся лишними.
Нельзя быть христианином самим для себя. Тем более для «наемника» слова общецерковного богослужения становятся лишними, если попросил и задача решилась. Тут же про Бога забывают и идут заниматься своими делами.
Церковь – всегда воинствующая. Она всегда воюет с дьяволом за человеческую душу. Вырывает души из его зубов.И победа в этом сражении зависит от доброй воли человека, от его собственного понимание, что конечная цель лежит за видимой гранью этой жизни.
Достаточно начать поступать с другими так, как Христос поступал с теми, кто его окружал, чтобы в единый миг попасть на боевую арену. А почему? Да потому что в тот же миг дьявол начнет воевать через тех людей, которые человека окружают.
Господь предупреждает, что «врагами станут домашние его». Самые близкие восстанут, не сомневайтесь, против того, кто начал соблюдать посты, стал посещать в субботу вечером и воскресенье утром богослужение.
Муж, жена, дети, родители, друзья обязательно будут крутить пальцем у виска, говорить, что попал в «секту», злословить, осуждать и громко удивляться. «Почему перестал делать то, что обычно делал и как поступал? Почему перестал веселиться на корпоративных вечеринках в новый год? Почему не идешь на пьянку по случаю 8 марта?».
Это будет война. Ее начало уж точно. Но так же очевидно, что задача христианина всех тех, кто вдруг стал «врагом» – полюбить. Научиться любить ближних это тренировка перед более серьезными испытаниями. Мирное устроение духа, смирение перед злопыхателями, клеветниками, завистниками, богоборцами приводит и тех, кто воюет с вами, к Богу.
Когда человек, желая стать автомобилистом, впервые садится за руль, как ему страшно. Вот руль, вот коробка передач, ноги две, а внизу педали, но три. Как справиться, как умудриться никого не раздавить, как все это переключать и двигаться? Но вскоре оказывается, что это вовсе не бином Ньютона, не сверхкосмическая задача, которую невозможно выполнить. Ровно так и в духовной жизни.
Погрузившись в купель крещения, мы сразу приобщаемся Церкви Христовой, становимся христианами. Другое дело, что происходит дальше. Первые христиане, видя мучеников, часто не успевали креститься иначе, как собственной кровью. У нас иначе. Мы можем преумножать все то, что знаем о Христе и искоренять в себе неправду.
Трудно ли быть христианином? Да, трудно. Но если хочу, то буду у Бога просить помощи стать настоящим христианином. И со временем Господь даст.Это так. Это доказано жизнью праведных людей. И если человек хочет войти в меру поста, подобную Христу, то у него получится.
Но с Богом может и получитсяЗнаю одного епископа, который в подражание Спасителю сорок дней не вкушает пищу. Для меня это высота. Я так не умею. Но это не значит, что всем так надо, наверное, у епископа есть благословение на такую сугубую аскезу.
Но если однажды и мне захочется попробовать, и мой духовник скажет: «попытайся», то возможно с Божией помощью и получится. Другое дело, если я не горю желанием, то я и не буду к такому подвигу даже стремиться.
Есть люди, способные проводить в молитвенном бдении всю ночь, причем не раз в год за компанию во время паломничества, а раз в неделю, а может и чаще. И я говорю: «Он может, а я не могу. Но если загорюсь желанием, если пойму, что у других получается, то и у меня получится с Божией помощью». Господь действительно может это человеку дать.
Кто-то избавлен от раздоров, зложелательства, зависти, сребролюбия, если миролюбив и при всяком обстоятельстве находит место любви, миру и долготерпению. Кто-то не осуждает. Кто-то не раздражается, не злобится, не гневается. Могу ли и я быть таким?
Мне кажется, ответ на все эти «могу» простой: да, если хочешь идти по пути духовного совершенства, не станешь говорить «не могу», «не получится».
Бог очень близко. Он любит человека и не отступает от него. Надо просто захотеть. Захотеть искать богообщения, просить у Него помощи и уповать на Бога во всем, что бы не случалось в жизни, во всем вверять себя в руки Создателя, благодаря Его за всё происходящее.Надо любить Бога и через эту любовь мы научимся любить всех людей, а значит станем подобны Христу, подобны Богу – станем христианами.
Мало ли что в автошколе рассказывали
Быть христианином сложно во все времена, потому что цель высокая. Спаситель призывает к совершенству. Но не к тому, как нам самим хотелось бы усовершенствовать себя. Христос говорит: «Будьте совершенны настолько, насколько Отец ваш небесный совершен есть». Шагая по этому пути, понимаешь, насколько он непростой.В разные исторические эпохи сложности были разными. В эпоху раннего христианства – противостояние тому, что пропагандировал языческий мир. Во времена византийской империи, когда христианство стало историческим контекстом – буйно цвели еретические расколы.
Но какие бы ни выпадали испытания, преодолевая их, человек мог показать, что любит Бога не за то, что Господь дал здоровье, много детишек, успешное и материальное благополучие, а просто любит и все.И столетие назад в России испытывалась вера. И так же стояли вопросы: для чего ты пришел в церковь? ради чего назвался христианином? Вот только неприятие всей полноты евангельской правды привело к тому, что для людей вера и Церковь стали социальным институтом. Раз власть просит, раз говорит, что надо креститься и называться христианином, ну, давайте покрестимся. Раз в год кулич святить? На исповедь? Хорошо, буду, сложно разве.
Сейчас фокус сместился. Соблазны другие. Никто уже ничего не требует. Но, войдя в Церковь через таинство крещения, многие по непонятным причинам не хотят идти тем Путем, к которому призывает Христос. И правила, которые Церковь хранит две тысячи лет, давайте признаемся, сегодня для нас мало что значат.
Посудите сами, вот получаешь водительское удостоверение. Садясь за руль, вряд ли станешь говорить: «Мало ли что мне в автошколе рассказывали! Правила не так важны. Главное, удостоверение на руках. Буду ездить, как хочу». Всем очевидно к чему подобные рассуждения приведут, чем закончатся на дороге.
К духовной жизни люди эти принципы не применяют почти никогда. Хотя очевидно, что в духовной жизни происходит ровно тоже. Как только человек отходит от тех духовных правил, которыми шли святые отцы, он не только впадает в заблуждение, он живет неправдой и разрушает самого себя.
Мне, как священнику, очевидно: дьявол способствует, чтобы наше сердце перестало искать Бога.Ему только того и надо, чтобы мы жили в убеждении, будто делается нами все правильно и в достаточной мере. «Это другие ошибаются, со мной все в порядке», – утешаем мы себя.
Если думаешь, что чего-то не хватает, помни – есть Евангелие
Но если однажды у человека все-таки возникает вопрос “Как мне быть христианином?», «Как христианином оставаться?», то это значит, что он не лишен трезвости. А ответ простой: держись того, к чему призывает Христос. Если сомневаешься, если думаешь, что чего-то не хватает, помни – есть Евангелие.К Евангелию стоит обращаться всегда, им все мерить, в нем искать и находить ответы. Прибегай к совету духовника, если таковой имеется. Соизмеряй свою жизнь с тем, как в той или иной ситуации поступал Господь. Нет другой рекомендации для христианина.
Иоанн Кронштадтский жил во времена, когда церковь переживала меценатские настроения и настоящий благотворительный бум. Наблюдая как шло устроение монастырей, святой отмечал, что за всем этим кроется большая беда. Внешне все благоукрашается, но для любви к Богу в человеческом сердце остается все меньше места.
Конечно, внешнее украшение Церкви нужно. Красота храмов, прославляющая Бога, что ни говори, изменяет и возвышает человеческую душу. Плохо только, если человек забывает, что главное для христианина – молитвенное общение с Богом и исправление души. Господь Церковь только ради этого и создал, чтобы приходящие в нее, пытались уподобиться Богу, явившемуся нам в человеческой плоти.
Христос личным примером показал как жить, как поступать друг с другом, как верить Творцу видимого и невидимого мира, как доверять себя в руки Создателя. Но что происходит? Только и слышно: «Зачем нам образцы древности, эти омертвевшие и непонятные слова, да я вообще молюсь в душе, от себя. А этот ваш пост – сплошная диета».
Но, позвольте, Господь показал всем нам как молиться. Он молился столько, сколько вряд ли кто из нас помолится. Он показал как относиться к правилам, которые хранила ветхозаветная иудейская Церковь. Господь не сказал, что теперь у вас у всех Бог в душе, забудьте все, что было до вас. Не сказал, что нужно отринуть все, что дано через пророков.
Он пришел и исполнил всякую правду. Не задаваясь вопросом, а куда пойти в субботний день и нужно ли целый день отдавать Богу. Он либо шел в иерусалимский храм, либо в синагогу того города, где находился. Шел и исполнял.
Сорок дней в пустыне Христос не ел и не принимал питья. Что происходило с этой немощной плотью, в которой он пребывал? Наверное можно себе представить. Те, кто пытался ограничить себя хотя бы на пару дней пищей, понимают, что плоть начинает изнемогать. Ты становишься не ее хозяином, но плоть управляет тобой.
Все эти громкие утверждения «да не хочу я соблюдать вашу диету», «не буду молиться этими мудреными словами», «мне достаточно перекреститься и «Господи помилуй» сказать» – лишь оправдание собственной лени.
Нельзя быть христианином самим для себя
Когда мне говорят «молюсь своими словами», у меня всегда один вопрос: «А сколько времени ты можешь молиться своими словами?». Оказывается, это время укладывается в пятиминутный промежуток, редко больше. Но позвольте, если мы говорим о любви к Богу, то что это за любовь на пять минут?Вспомните свои чувства, переживания к своим возлюбленным, женам, мужьям, детям. Вспомните, как много времени мы хотим с ними говорить, просто быть рядом. Совершенно же другие временные интервалы. Мы готовы быть рядом с любимыми десятки минут, говорить часами, всю ночь до утра и даже без особых на то поводов. Просто говорить. Просто быть.
Когда человек находится в состоянии общения с Богом, молитва становится естественным состоянием.А молитвословие словами святых отцов, которые обращались к Богу от сердца, не просто становится нам ясны, они откликаются и превращаются в наши собственные слова. И тогда на богослужении, имея жажду общения с Богом, мы слышим, понимаем, принимаем эти молитвы.
Но, придя на службу, чтобы попытаться решить житейский вопрос, меркантильно попросить чего-то для себя, для своего благополучия, да пусть даже для духовного роста, но для своего, себе, забывая о других, как тут же все эти слова кажутся лишними.
Нельзя быть христианином самим для себя. Тем более для «наемника» слова общецерковного богослужения становятся лишними, если попросил и задача решилась. Тут же про Бога забывают и идут заниматься своими делами.
Домашние станут вам врагами
Кто-то говорит – “да раньше за Христа можно было пострадать, а теперь времена мирные, спокойные, никакого тебе противостояния, веру особенно-то защищать не нужно”. Но, позвольте, для того, чтобы быть христианином, отстаивать право им называться, не нужна ни война, ни революции, не нужны вообще никакие внешние факторы угроз.Церковь – всегда воинствующая. Она всегда воюет с дьяволом за человеческую душу. Вырывает души из его зубов.И победа в этом сражении зависит от доброй воли человека, от его собственного понимание, что конечная цель лежит за видимой гранью этой жизни.
Достаточно начать поступать с другими так, как Христос поступал с теми, кто его окружал, чтобы в единый миг попасть на боевую арену. А почему? Да потому что в тот же миг дьявол начнет воевать через тех людей, которые человека окружают.
Господь предупреждает, что «врагами станут домашние его». Самые близкие восстанут, не сомневайтесь, против того, кто начал соблюдать посты, стал посещать в субботу вечером и воскресенье утром богослужение.
Муж, жена, дети, родители, друзья обязательно будут крутить пальцем у виска, говорить, что попал в «секту», злословить, осуждать и громко удивляться. «Почему перестал делать то, что обычно делал и как поступал? Почему перестал веселиться на корпоративных вечеринках в новый год? Почему не идешь на пьянку по случаю 8 марта?».
Это будет война. Ее начало уж точно. Но так же очевидно, что задача христианина всех тех, кто вдруг стал «врагом» – полюбить. Научиться любить ближних это тренировка перед более серьезными испытаниями. Мирное устроение духа, смирение перед злопыхателями, клеветниками, завистниками, богоборцами приводит и тех, кто воюет с вами, к Богу.
Э, да я так не умею
Вот мои дети занимаются спортом. Приведи я их на чемпионат мира, например, по плаванью, они мне скажут: «Э, да я так не умею, я так никогда не смогу». А я отвечу: «Разве это не повод, чтобы научиться? Когда впервые вы погрузились в бассейн, вы тоже говорили – не умею ни плавать, ни нырять. Однако научились же!»Когда человек, желая стать автомобилистом, впервые садится за руль, как ему страшно. Вот руль, вот коробка передач, ноги две, а внизу педали, но три. Как справиться, как умудриться никого не раздавить, как все это переключать и двигаться? Но вскоре оказывается, что это вовсе не бином Ньютона, не сверхкосмическая задача, которую невозможно выполнить. Ровно так и в духовной жизни.
Погрузившись в купель крещения, мы сразу приобщаемся Церкви Христовой, становимся христианами. Другое дело, что происходит дальше. Первые христиане, видя мучеников, часто не успевали креститься иначе, как собственной кровью. У нас иначе. Мы можем преумножать все то, что знаем о Христе и искоренять в себе неправду.
Трудно ли быть христианином? Да, трудно. Но если хочу, то буду у Бога просить помощи стать настоящим христианином. И со временем Господь даст.Это так. Это доказано жизнью праведных людей. И если человек хочет войти в меру поста, подобную Христу, то у него получится.
Но с Богом может и получитсяЗнаю одного епископа, который в подражание Спасителю сорок дней не вкушает пищу. Для меня это высота. Я так не умею. Но это не значит, что всем так надо, наверное, у епископа есть благословение на такую сугубую аскезу.
Но если однажды и мне захочется попробовать, и мой духовник скажет: «попытайся», то возможно с Божией помощью и получится. Другое дело, если я не горю желанием, то я и не буду к такому подвигу даже стремиться.
Есть люди, способные проводить в молитвенном бдении всю ночь, причем не раз в год за компанию во время паломничества, а раз в неделю, а может и чаще. И я говорю: «Он может, а я не могу. Но если загорюсь желанием, если пойму, что у других получается, то и у меня получится с Божией помощью». Господь действительно может это человеку дать.
Кто-то избавлен от раздоров, зложелательства, зависти, сребролюбия, если миролюбив и при всяком обстоятельстве находит место любви, миру и долготерпению. Кто-то не осуждает. Кто-то не раздражается, не злобится, не гневается. Могу ли и я быть таким?
Мне кажется, ответ на все эти «могу» простой: да, если хочешь идти по пути духовного совершенства, не станешь говорить «не могу», «не получится».
Бог очень близко. Он любит человека и не отступает от него. Надо просто захотеть. Захотеть искать богообщения, просить у Него помощи и уповать на Бога во всем, что бы не случалось в жизни, во всем вверять себя в руки Создателя, благодаря Его за всё происходящее.Надо любить Бога и через эту любовь мы научимся любить всех людей, а значит станем подобны Христу, подобны Богу – станем христианами.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.