Приход мечты
Да, у меня есть приход своей мечты. К настоящему времени я совершенно точно понял: подлинный приход — это не административная структура, а живые и теплые отношения между пастырем и паствой. Не раз наблюдал, как люди тянутся к батюшке, и всегда причиной этого было открытое, отзывчивое сердце священника.
Для меня пастырь — это человек, который являет пример жертвенности. А это значит, что он не только принимает пожертвования за требы, но и сам с готовностью даст средства тому, кто нуждается. Таков мой духовник, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который на протяжении десятилетий поддерживает многих мирян. На приходе моей мечты царит взаимная любовь, а когда есть любовь, то она уже научит всему: правильным отношениям друг с другом, формам приходской деятельности, православной миссии и социальному служению.
Образец устроения прихода мечты мне трудно привести. Ведь мы же говорим про приход именно мечты, а в реальной жизни всё несовершенно, нам всегда чего-то не хватает. Лично на меня произвел сильное впечатление документальный фильм «Форпост» о Свято-Вознесенском монастыре, который располагается на Украине в семи километрах от границы с Молдавией. Там священник, отец Михаил, стал принимать сирот, детей-инвалидов и никому не нужных стариков. Фильм дает образец, какой должна быть церковная община, — это евангельская любовь, воплощенная в жизни.
Что-то подобное я наблюдал в Оренбургской епархии, откуда я приехал в Москву, в Свято-Троицкой обители милосердия в поселке Саракташ. Отец Николай Стремский к настоящему времени усыновил 70 детей.
Сам я служу в семинарском храме в Николо-Угрешском монастыре. Для меня приход — это прежде всего наши семинаристы, которые тоже приходят каждый со своей нуждой, скорбью, и надо вникнуть в ситуацию, найти возможность помочь. Кстати, наш ректор, игумен Иоанн (Рубин), часто помогает неимущим студентам одеждой, обувью и оплатой билета на каникулы. Ректор организует паломнические поездки, студенты на Афон ездят. Кроме того, среди мирян, посещающих семинарский храм, выделился круг лиц, которым хочется пообщаться после службы, узнать для себя ответы на те или иные вопросы. Мы решили в очень неформальной обстановке после Литургии вместе устраивать чаепитие, когда любой присутствующий может смело задать любой вопрос. Но в центре встречи — чтение главы Евангелия с комментариями.
Когда-то давно настоятель на приходе выбирался непосредственно паствой. Люди знали того, кто достоин стать предстоятелем, возносящим молитвы к Богу о пастве. Если же настоятель присылается вышестоящим руководством по каким-то своим особым причинам, без учета особенностей прихода и желания паствы, то возможна некоторая взаимная отчужденность настоятеля и прихода. На приходе мечты настоятель берется из священнослужителей, воспитанных в данной церковной общине. Такой настоятель хорошо знает местные обычаи, культуру края, он говорит с паствой на понятном для нее языке.
Сейчас, к сожалению, многие христиане являются временными посетителями храма, но вовсе не членами прихода. Они пришли, помолились о своих нуждах и ушли. Причин здесь две. Во-первых, такие христиане замкнуты на себе, на своих личных проблемах. Они идут в храм, думая только о преодолении своих жизненных неприятностей. Жизнь общины проходит мимо них. Во-вторых, священнослужитель не всегда обладает способностями и умением организовывать людей.
Думаю, что всё должно быть естественно. Нельзя загонять людей палкой в воскресные школы или в качестве епитимии непременно направлять их в крестные ходы или общие паломничества. Если христианин не испытывает внутренней потребности участвовать в приходских мероприятиях, то надо относиться к этому с пониманием, слава Богу, хоть в храм приходит. Но если самому проявлять заинтересованность и участие в жизни этого человека, спросить о его проблемах, предложить помощь, то он, конечно, станет ближе церковной общине, раскроется навстречу другим.
На приходах бывает специфическое отношение к тем или иным формам деятельности. Например, знаю приход, где батюшка проводит катехизацию перед таинствами Крещения и Венчания следующим образом. Он сразу говорит, что никаких пожертвований приниматься не будет, но если они хотят креститься или венчаться, то должны посещать беседы и проходить подготовку до тех пор, пока батюшка не увидит, что они действительно серьезно настроены, и что таинство для них не просто обряд, а серьезно осмысленный жизненный шаг. Один человек предложил полмиллиона рублей, лишь бы обойтись без такой подготовки, но батюшка отказался.
Но вообще, я считаю, каждый приход должен быть в каком-то смысле универсальным, а не заниматься чем-то одним.
Священник Валерий Духанин
проректор Николо-Угрешской Духовной семинарии, кандидат богословия
Для меня пастырь — это человек, который являет пример жертвенности. А это значит, что он не только принимает пожертвования за требы, но и сам с готовностью даст средства тому, кто нуждается. Таков мой духовник, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который на протяжении десятилетий поддерживает многих мирян. На приходе моей мечты царит взаимная любовь, а когда есть любовь, то она уже научит всему: правильным отношениям друг с другом, формам приходской деятельности, православной миссии и социальному служению.
Образец устроения прихода мечты мне трудно привести. Ведь мы же говорим про приход именно мечты, а в реальной жизни всё несовершенно, нам всегда чего-то не хватает. Лично на меня произвел сильное впечатление документальный фильм «Форпост» о Свято-Вознесенском монастыре, который располагается на Украине в семи километрах от границы с Молдавией. Там священник, отец Михаил, стал принимать сирот, детей-инвалидов и никому не нужных стариков. Фильм дает образец, какой должна быть церковная община, — это евангельская любовь, воплощенная в жизни.
Что-то подобное я наблюдал в Оренбургской епархии, откуда я приехал в Москву, в Свято-Троицкой обители милосердия в поселке Саракташ. Отец Николай Стремский к настоящему времени усыновил 70 детей.
Сам я служу в семинарском храме в Николо-Угрешском монастыре. Для меня приход — это прежде всего наши семинаристы, которые тоже приходят каждый со своей нуждой, скорбью, и надо вникнуть в ситуацию, найти возможность помочь. Кстати, наш ректор, игумен Иоанн (Рубин), часто помогает неимущим студентам одеждой, обувью и оплатой билета на каникулы. Ректор организует паломнические поездки, студенты на Афон ездят. Кроме того, среди мирян, посещающих семинарский храм, выделился круг лиц, которым хочется пообщаться после службы, узнать для себя ответы на те или иные вопросы. Мы решили в очень неформальной обстановке после Литургии вместе устраивать чаепитие, когда любой присутствующий может смело задать любой вопрос. Но в центре встречи — чтение главы Евангелия с комментариями.
Когда-то давно настоятель на приходе выбирался непосредственно паствой. Люди знали того, кто достоин стать предстоятелем, возносящим молитвы к Богу о пастве. Если же настоятель присылается вышестоящим руководством по каким-то своим особым причинам, без учета особенностей прихода и желания паствы, то возможна некоторая взаимная отчужденность настоятеля и прихода. На приходе мечты настоятель берется из священнослужителей, воспитанных в данной церковной общине. Такой настоятель хорошо знает местные обычаи, культуру края, он говорит с паствой на понятном для нее языке.
Сейчас, к сожалению, многие христиане являются временными посетителями храма, но вовсе не членами прихода. Они пришли, помолились о своих нуждах и ушли. Причин здесь две. Во-первых, такие христиане замкнуты на себе, на своих личных проблемах. Они идут в храм, думая только о преодолении своих жизненных неприятностей. Жизнь общины проходит мимо них. Во-вторых, священнослужитель не всегда обладает способностями и умением организовывать людей.
Думаю, что всё должно быть естественно. Нельзя загонять людей палкой в воскресные школы или в качестве епитимии непременно направлять их в крестные ходы или общие паломничества. Если христианин не испытывает внутренней потребности участвовать в приходских мероприятиях, то надо относиться к этому с пониманием, слава Богу, хоть в храм приходит. Но если самому проявлять заинтересованность и участие в жизни этого человека, спросить о его проблемах, предложить помощь, то он, конечно, станет ближе церковной общине, раскроется навстречу другим.
На приходах бывает специфическое отношение к тем или иным формам деятельности. Например, знаю приход, где батюшка проводит катехизацию перед таинствами Крещения и Венчания следующим образом. Он сразу говорит, что никаких пожертвований приниматься не будет, но если они хотят креститься или венчаться, то должны посещать беседы и проходить подготовку до тех пор, пока батюшка не увидит, что они действительно серьезно настроены, и что таинство для них не просто обряд, а серьезно осмысленный жизненный шаг. Один человек предложил полмиллиона рублей, лишь бы обойтись без такой подготовки, но батюшка отказался.
Но вообще, я считаю, каждый приход должен быть в каком-то смысле универсальным, а не заниматься чем-то одним.
Священник Валерий Духанин
проректор Николо-Угрешской Духовной семинарии, кандидат богословия
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Дай, Бог, вам здоровья!
- ↓