Приход мечты

Да, у меня есть при­ход своей мечты. К насто­я­щему вре­мени я совер­шенно точно понял: под­лин­ный при­ход — это не адми­ни­стра­тив­ная струк­тура, а живые и теп­лые отно­ше­ния между пас­ты­рем и паст­вой. Не раз наблю­дал, как люди тянутся к батюшке, и все­гда при­чи­ной этого было откры­тое, отзыв­чи­вое сердце свя­щен­ника.




Для меня пас­тырь — это чело­век, кото­рый являет при­мер жерт­вен­но­сти. А это зна­чит, что он не только при­ни­мает пожерт­во­ва­ния за требы, но и сам с готов­но­стью даст сред­ства тому, кто нуж­да­ется. Таков мой духов­ник, насель­ник Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры, кото­рый на про­тя­же­нии деся­ти­ле­тий под­дер­жи­вает мно­гих мирян. На при­ходе моей мечты царит вза­им­ная любовь, а когда есть любовь, то она уже научит всему: пра­виль­ным отно­ше­ниям друг с дру­гом, фор­мам при­ход­ской дея­тель­но­сти, пра­во­слав­ной мис­сии и соци­аль­ному слу­же­нию.
Обра­зец устро­е­ния при­хода мечты мне трудно при­ве­сти. Ведь мы же гово­рим про при­ход именно мечты, а в реаль­ной жизни всё несо­вер­шенно, нам все­гда чего-то не хва­тает. Лично на меня про­из­вел силь­ное впе­чат­ле­ние доку­мен­таль­ный фильм «Фор­пост» о Свято-Воз­не­сен­ском мона­стыре, кото­рый рас­по­ла­га­ется на Укра­ине в семи кило­мет­рах от гра­ницы с Мол­да­вией. Там свя­щен­ник, отец Михаил, стал при­ни­мать сирот, детей-инва­ли­дов и никому не нуж­ных ста­ри­ков. Фильм дает обра­зец, какой должна быть цер­ков­ная община, — это еван­гель­ская любовь, вопло­щен­ная в жизни.
Что-то подоб­ное я наблю­дал в Орен­бург­ской епар­хии, откуда я при­е­хал в Москву, в Свято-Тро­иц­кой оби­тели мило­сер­дия в поселке Сарак­таш. Отец Нико­лай Стрем­ский к насто­я­щему вре­мени усы­но­вил 70 детей.
Сам я служу в семи­нар­ском храме в Николо-Угреш­ском мона­стыре. Для меня при­ход — это прежде всего наши семи­на­ри­сты, кото­рые тоже при­хо­дят каж­дый со своей нуж­дой, скор­бью, и надо вник­нуть в ситу­а­цию, найти воз­мож­но­сть помочь. Кстати, наш рек­тор, игу­мен Иоанн (Рубин), часто помо­гает неиму­щим сту­ден­там одеж­дой, обу­вью и опла­той билета на кани­кулы. Рек­тор орга­ни­зует палом­ни­че­ские поездки, сту­денты на Афон ездят. Кроме того, среди мирян, посе­ща­ю­щих семи­нар­ский храм, выде­лился круг лиц, кото­рым хочется пооб­щаться после службы, узнать для себя ответы на те или иные вопросы. Мы решили в очень нефор­маль­ной обста­новке после Литур­гии вме­сте устра­и­вать чае­пи­тие, когда любой при­сут­ству­ю­щий может смело задать любой вопрос. Но в цен­тре встречи — чте­ние главы Еван­ге­лия с ком­мен­та­ри­ями.
Когда-то давно насто­я­тель на при­ходе выби­рался непо­сред­ственно паст­вой. Люди знали того, кто достоин стать пред­сто­я­те­лем, воз­но­ся­щим молитвы к Богу о пастве. Если же насто­я­тель при­сы­ла­ется выше­сто­я­щим руко­вод­ством по каким-то своим осо­бым при­чи­нам, без учета осо­бен­но­стей при­хода и жела­ния паствы, то воз­можна неко­то­рая вза­им­ная отчуж­ден­но­сть насто­я­теля и при­хода. На при­ходе мечты насто­я­тель берется из свя­щен­но­слу­жи­те­лей, вос­пи­тан­ных в дан­ной цер­ков­ной общине. Такой насто­я­тель хорошо знает мест­ные обы­чаи, куль­туру края, он гово­рит с паст­вой на понят­ном для нее языке.
Сей­час, к сожа­ле­нию, мно­гие хри­сти­ане явля­ются вре­мен­ными посе­ти­те­лями храма, но вовсе не чле­нами при­хода. Они при­шли, помо­ли­лись о своих нуж­дах и ушли. При­чин здесь две. Во-пер­вых, такие хри­сти­ане замкнуты на себе, на своих лич­ных про­бле­мах. Они идут в храм, думая только о пре­одо­ле­нии своих жиз­нен­ных непри­ят­но­стей. Жизнь общины про­хо­дит мимо них. Во-вто­рых, свя­щен­но­слу­жи­тель не все­гда обла­дает спо­соб­но­стями и уме­нием орга­ни­зо­вы­вать людей.
Думаю, что всё должно быть есте­ственно. Нельзя заго­нять людей пал­кой в вос­крес­ные школы или в каче­стве епи­ти­мии непре­менно направ­лять их в крест­ные ходы или общие палом­ни­че­ства. Если хри­сти­а­нин не испы­ты­вает внут­рен­ней потреб­но­сти участ­во­вать в при­ход­ских меро­при­я­тиях, то надо отно­ситься к этому с пони­ма­нием, слава Богу, хоть в храм при­хо­дит. Но если самому про­яв­лять заин­те­ре­со­ван­но­сть и уча­стие в жизни этого чело­века, спро­сить о его про­бле­мах, пред­ло­жить помощь, то он, конечно, ста­нет ближе цер­ков­ной общине, рас­кро­ется навстречу дру­гим.
На при­хо­дах бывает спе­ци­фи­че­ское отно­ше­ние к тем или иным фор­мам дея­тель­но­сти. Напри­мер, знаю при­ход, где батюшка про­во­дит кате­хи­за­цию перед таин­ствами Кре­ще­ния и Вен­ча­ния сле­ду­ю­щим обра­зом. Он сразу гово­рит, что ника­ких пожерт­во­ва­ний при­ни­маться не будет, но если они хотят кре­ститься или вен­чаться, то должны посе­щать беседы и про­хо­дить под­го­товку до тех пор, пока батюшка не уви­дит, что они дей­стви­тельно серьезно настро­ены, и что таин­ство для них не про­сто обряд, а серьезно осмыс­лен­ный жиз­нен­ный шаг. Один чело­век пред­ло­жил пол­мил­ли­она руб­лей, лишь бы обой­тись без такой под­го­товки, но батюшка отка­зался.
Но вообще, я счи­таю, каж­дый при­ход дол­жен быть в каком-то смысле уни­вер­саль­ным, а не зани­маться чем-то одним.
Священник Валерий Духанин
проректор Николо-Угрешской Духовной семинарии, кандидат богословия
« 3 периода жизни души
Кто такие священники »
  • +2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Дай, Бог, вам здоровья!