Выкидыш может быть нормальным биологическим процессом

Ученые узнали, почему с возрастом у женщин увеличивается вероятность самопроизвольного прерывания беременности, а также развития генетических дефектов плода, и как принять, что с точки зрения медицины – это нормальный и правильный биологический процесс?


Когда все начинается не так

Выкидыш – это не любая потеря ребенка. Терминологически правильно называть выкидышем самопроизвольное прерывание беременности в первые 20-22 недели ее течения. Более 80% выкидышей происходит в первые 12 недель беременности. Всего же выкидышами заканчиваются 15-20% беременностей. То есть в среднем каждая пятая женщина, которую вы видите, могла пережить выкидыш, а для практикующего врача-гинеколога это рутинная ситуация, куда более частая, чем многие болезни.
Что же происходит в эти самые опасные 10-12 недель? В это время плод еще совсем маленький – его длина чуть больше 5 см, вес – 14 г. У него уже заложены все основные органы, и начинает (или как раз не начинает) биться сердце.
Причиной гибели плода могут быть либо внешние причины, то есть проблемы в организме матери (например, грипп с высокой температурой или гормональные нарушения), либо внутренние причины – генетический дефект самого плода. Медицинская статистика говорит, что более половины выкидышей на ранних стадиях происходят именно по этой причине.
Дело в том, что 10-25% яйцеклеток («ооцитов»), которые становятся эмбрионами при оплодотворении сперматозоидами, содержат неправильное число хромосом (и как тут не вспомнить про 15-20% выкидышей). До 10% сперматозоидов (в норме) также содержат генетические нарушения. В геноме эмбриона половину хромосом дает яйцеклетка, а вторую половину – сперматозоид. При этом нужно помнить, что у мужчин сперматозоиды постоянно вырабатываются, то есть обновляются, а у женщин яйцеклетки закладываются еще тогда, когда они сами являются эмбрионом в утробе матери, и с тех пор только расходуются.

Что может произойти

У несущего в себе генетические дефекты эмбриона три пути. Либо дефект будет «обнаружен» организмом женщины вовремя (кстати, механизм этого обнаружения изучен еще очень мало). Тогда развитие плода остановится («замершая беременность») и произойдет тот самый выкидыш на раннем сроке.
Либо плод продолжит развиваться, но ребенок умрет сразу после рождения, потому что его генетические дефекты будут несовместимы с жизнью.
И наконец, третий случай – генетический дефект совместим с жизнью, ребенок рождается и начинает жить.
Иногда это означает тяжелые патологии – например, синдром Дауна. А иногда человек живет с генетической аномалией, даже не зная о ней – пока, например, не сломает ногу в совсем неожиданном месте. И детальное обследование не обнаружит, что в ноге не хватает одной мышцы (да, это тоже генетический дефект). Или вообще никогда не узнает, если неудача с ногой не произойдет.


Почему это происходит

Чем определяется, по какому из трех путей пойдет беременность с генетическими нарушениями плода? Как организм женщины борется с генетическими дефектами, как распознает их? И почему число проблемных беременностей сильно растет с возрастом женщины (статистика показывает, что для мужчин эта проблема нехарактерна)?
По крайней мере, на разрешение последнего вопроса всерьез нацелилась группа ученых под руководством женщины-профессора из Северо-Западного университета (Иллинойс, США). Их недавнее исследование объясняет механизм возникновения генетических дефектов в готовой к оплодотворению яйцеклетке. Оказалось, что ключ проблемы – в том, как яйцеклетка готовится к оплодотворению – делится.
«Запасенные» с рождения в организме женщины ооциты – это обычные клетки с полным набором из 46 хромосом. Но для оплодотворения этого слишком много – в клетках ребенка должно оказаться 23 хромосомы от отца и 23 от матери. Поэтому за один день до овуляции ооцит проходит через процесс деления, и в яйцеклетке, выходящей из яичника в маточную трубу, уже 23 хромосомы. К которым в случае оплодотворения присоединяются еще 23 хромосомы от сперматозоида.
В процессе этого деления и возникают сложности: 46 хромосом могут поделиться не пополам, как положено, а по-другому. Результатом будут генетические патологии плода той или иной степени тяжести, о которых мы говорили выше. Например, при болезни Дауна и болезни Клейнфелтера у человека 47 хромосом, при болезни Шерешевского – Тернера – 45.
Половые клетки очень сильно отличаются от всех остальных. У обычных клеток деление играет другую роль и его корректность обеспечивается клеточным центром – структура, обеспечивающая правильность числа хромосом в обеих новых клетках. У яйцеклеток клеточный центр отсутствует – соответствующий компонент эмбрион получает от сперматозоида. Поэтому всю «ответственность» за корректность деления несет так называемое веретено, – но уже без поддержки клеточного центра. Такой тип деления изучен куда хуже, и именно на нем сконцентрировались американские биологи.
На первом этапе они смогли идентифицировать два белка – KLP-15 и KLP-16, – которые отвечали за правильное деление клетки (в этом случае веретено имело правильную форму футбольного мяча). Идентифицировав эти белки, ученые стали моделировать ситуации нарушений процесса деления, то есть попросту отключили их. Действительно, на первом этапе веретено вместо футбольного мяча выглядело как шар неправильной формы. Однако вскоре выяснилось, что у яйцеклетки есть «запасной игрок»: еще один белок выделился и корректно направил хромосомы к разным концам делящейся клетки, приведя веретено к нужному виду.


Генетики ищут ответы

Откуда же берутся 10-25% «некачественных» эмбрионов? Одно из объяснений состоит в том, что выработка белка-«запасного игрока» в организме женщины падает с возрастом.

Сейди Уигналл
«Эти клеточные механизмы очень трудно поддаются изучению, но изучать их важно, так как они напрямую влияют на деторождение. Я надеюсь, что работы моей лаборатории помогут большему количеству женщин решить проблему бесплодия. Наши исследования показывают, как сильно отличаются яйцеклетки от всех остальных клеток. Их очень важно изучать подробнее», – говорит профессор Сейди Уигналл, возглавляющая исследования. Вся работа ее лаборатории посвящена изучению хромосомных аномалий яйцеклеток, и на своем сайте она пишет, что об этих проблемах известно «удивительно мало».
Пока механизм «починки» изучен на базовой модели для генетических исследований – червях-нематодах C. elegans. Параллельно запускается совместный проект с еще одной женщиной-ученым – Терезой Уодруфф, директором Исследовательского центра женского здоровья в том же университете. В ходе него гипотезу проверят на мышах, а третьим этапом исследования станут яйцеклетки человека.
Что же на выходе? Мы еще очень мало знаем о том, как же появляются дети. Однако точно можно говорить о том, что женская репродуктивная система устроена очень умно и хорошо.
Беременность – это не болезнь, а естественный процесс, и выкидыш – естественная часть этого процесса. Пытаться спасти беременность любой ценой не нужно (да и, скорее всего, не получится, медикаменты тут бессильны). В гибели беременности, конечно, не виновата женщина, и с гинекологической точки зрения это не является трагедией, хотя, конечно, является с психологической (очень хорошо об этом написал основатель Facebook Марк Цукерберг – ему и его жене Присцилле Чан удалось завести ребенка после трех выкидышей).
Один выкидыш, как говорят врачи, вообще не является поводом для беспокойства (опять же, с медицинской точки зрения, – унять душевные страдания это знание не сильно поможет). Если выкидыши повторяются, это повод обратиться к врачу, и возможность получить помощь очень высока. За последние 100 лет медицина сделала гигантский скачок в сфере женского здоровья и возможности иметь детей, и, как видим, этот прогресс не останавливается ни на минуту.
« Воскресение Лазаря
Рейдерский захват собора в Сумах »
  • +4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.