Друг друга тяготы носите
Сегодня мы поговорим с вами о некоторых грехах, которые свойственны человеку и которые могут нас не пустить в рай. Грехи – это те мешки, которыми мы навьючены, с которыми невозможно верблюду пройти сквозь иглиные уши. Значит, нужно развьючиться, снять с себя лишнюю тяжесть.
Грехи явные нападают слева, грехи тайные нападают справа. Явные – это воровство, блуд, гнев, ярость, убийство и т.д. Псалом 90-й говорит нам: «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится». В толковании святителя Афанасия Великого и «Толковой Псалтири» Евфимия Зигабена говорится, что «страной» названа здесь левая сторона, где грех обнажен, наг, и он нападает на тебя в открытую, с поднятым забралом. Нагой грех мало кого соблазняет, да и от греха, одетого в лицемерные одежды, отвратиться не так уж трудно – он противен. «Тма одесную тебе» – это 10 тысяч: славянское слово «тма» означает это число. Тысяча слева и 10 тысяч справа.
Враги, нападающие справа, более многочисленные, и они нападают именно справа, то есть они одеваются в незаметные одежды, в камуфляж. Они одеваются в какую-то одежку, которая не позволяет нам распознать грех и назвать его по имени. Так что мы не должны извинять себя отсутствием в себе и в своей жизни каких-то грубых и отвратных страстей. Нужно «прошерстить» себя на предмет осуждения, зависти, обидчивости, злопамятства, гордости, желания того, что есть у ближнего, а у меня нет; на предмет обиды на Бога – за то, что я поставлен Богом на это место, а сам я считаю, что должен был выше подняться, и т.д. Этих грехов гораздо больше, это – «тьма», которая одесную тебе.
Несколько слов скажу и о том, что мы должны радоваться о покаянии человека и не радоваться о его падении, о его согрешении. Евангелие учит нас тому, что на Небесах бывает великая радость и об одном грешнике кающемся. Небо внимательно смотрит на землю и замечает на земле то, что ему, Небу, интересно. Построили мост, например, через реку или через море. Это великое вообще дело, между прочим, это непростая вещь, это торжество человеческого гения. Но Небо будет молчать в ответ на постройку моста, на перерезанную ленточку и побежавшие по мосту автомобили или поезда. Или, скажем, запустили новую линию метрополитена – хорошая вещь, людям легче будет добираться домой и на работу. Но Небо может молчать в ответ на эти человеческие достижения. Но вот где-то вдруг кто-то заплакал о грехах своих, преклонил колени, воззвал к Богу и сказал простые слова: «Прости меня, Боже! Милостив буди мне грешному. Господи, помилуй меня – мне стыдно, и страшно, и больно, и плохо. Прости меня и исцели – исцели душу мою, яко согреших Тебе!» Это не покажут по телевизору, об этом не напишут в газетах, это вообще не будет инфоповодом, это пройдет мимо общественного сознания. Но в это время весь ангельский мир содрогнется радостью от того, что один человек на земле начал каяться, – ангельский мир радуется об одном-единственном грешнике кающемся. Это заметно ангельскому миру, и это ему небезынтересно – более того, это составляет главный предмет интереса ангелов. Точно так же должны поступать и мы с вами, дорогие братия и сестры.
Трудно это делать – молиться за врагов, благословлять проклинающих, творить добро творящим нам напасти. Очень трудное это дело. Но, как пишет преподобный Силуан Афонский, именно это и есть первый и последний критерий принадлежности к христианской Церкви. Преподобный Силуан говорил, что христианин – не тот, кто соблюдает посты, и не тот, кто в воскресенье ходит в церковь, хотя это чрезвычайно важно и без этого нельзя быть нормальным человеком в церковном отношении. Но признак, критерий того, имеешь ли ты Дух Божий или не имеешь, следующий: молишься ли ты за врагов, состраждешь ли ты падению человеческому, не радуешься ли ты беде, приключившейся с тем, кого ты не любишь, – вот это проверка нашего сердца.
На суде этой проверки мы должны стоять, время от времени проверяя свое грешное нутро и признаваясь перед Богом в том, что мы не имеем настоящей любви, но полны злопамятства, злорадства, желания зла и желания видеть посрамленным того, кто нам не очень приятен. Это признак того, что Духа Божия с нами нет в полном смысле, в котором Он должен обитать в человеке. Мы просим Его: «Прииди и вселися в ны», – а Он не вселяется. А почему? А потому, что ты полон злопамятства, обиды, гордости, разного суемудрия, – как Ему вселиться в тебя? Как может Дух Божий вселиться в жилище занятое, которое не оставлено злыми жильцами и которое, по сути, является вертепом какого-то беззакония, разврата и безобразия?
Итак, дорогие христиане, Послание к Галатам говорит нам о том, что, «аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6: 1–2). То есть если впадет человек в некое прегрешение, нужно к этому отнестись спокойно, по крайней мере. Лучше всего – с состраданием. Но без радости и без «ага! вот я всегда говорил, что он согрешит непременно, так ему и надо, Господь шельму метит» и т.д. – этого не надо говорить.
Нужно блюсти себя, «да не и ты искушен будеши», потому что народная мудрость точно говорит: «В чем осудишь, в том и побудешь». Осудишь толстых – растолстеешь, осудишь жадных – сам заболеешь жадностью, осудишь блудящих – сам в блуд впадешь, осудишь потерявших веру – сам веру потеряешь. Не суди никого до времени, пока Господь не придет и не осветит находящихся во тьме, – имей сострадание к человеку, блюди себя, «да не и ты искушен будеши».
Ну, и «друг друга тяготы носите» – то есть нужно подставлять свои плечи под крест, который лежит на плечах ближнего. Это признак христианства. Есть несколько признаков принадлежности к Церкви: молитва за врагов, распятие плоти «со страстьми и похотьми» (в том же Послании апостол Павел пишет: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми»). Попытка, старание распять себя греху, чтобы не царствовал грех в мертвенной плоти нашей, – это признак принадлежности к Телу Христову. И – отсутствие радости о чужом грехе.
Часто бывает так, что человек пытается возвыситься на фоне чужого падения: «Они, вот, внизу, а я наверху; они грязные, а я – в белом; они – этакие, а я – такой». Это очень гнусная черта характера – возвыситься на фоне чужого греха. Надо себя сравнивать не с согрешившим человеком, а с безгрешным Господом и на фоне безгрешного Господа нужно окаивать себя, себя смирять, свои грехи знать – как преподобный Ефрем Сирин пишет: «Дай мне видеть свои прегрешения и не осуждать брата моего». То есть не лезть в чужую душу, не усваивать себе функцию судьи. У нас есть один Судия, о Котором в одной монашеской истории рассказывается так. Говорили некоему монаху о каком-то человеке, и он вздохнул и спрашивает: «А как этот брат живет?» – «Да плохо живет: как жил, так и живет, не исправляется». – «Ох, худо!» И был восхищен он умом пред стопы Христовы, и Христос сказал ангелам: «Выгоните его: до Моего Суда он произнес суд». То есть он дерзает судить Моих рабов до того, как Я буду судить их. И много скитался этот осудивший человек по пустыне, хлеба не едя и в кров не заходя, палимый солнцем, плача. Скитался до тех пор, пока не явился ему Христос, возвращая ему благодать монашескую и обещая Свое покровительство.
Нельзя судить человека, нельзя радоваться его падению. Согрешил человек – мало ли: сегодня он, завтра я. Каждый человек живет под страхом согрешить любым грехом до самой смерти. Блудная похоть, например, может зажечься в человеке, который готов перейти уже одной ногой в иной мир. Старик немощный, уже забывший, что это и как это, может вдруг получить силу – «обновится яко орля юность твоя», только в нехорошем смысле. И он может стать отцом на старости лет, одним глазом глядя в могилу. Бывает такое. Не надо судить. «В чем кого осудишь – в том потом и побудешь».
Поэтому будем наблюдать за собой. Явные грехи слишком отвратны, чтобы нам критиковать их. Всем понятно, что воровство, лень, неряшество, нечистоплотность духовная, телесная, блуд, разврат, обжорство – противные вещи: человеку неприятно рядом находиться. А вот тайные вещи: уверенность в своей святости, злорадство о чужих грехах, желание зла ближнему, тонкая тихая радость о чужом грехопадении – это такие бесовские вещи, которые проникают в душу очень удобно.
Будем наблюдать за собой, дорогие братия и сестры, потому что врагов справа в десять раз больше, чем врагов слева. «Тма одесную тебе», и если ты с Богом, то «к тебе она не приближется».
Итак, «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». С радующимися радуйтесь, с плачущими плачьте (ср.: Рим. 12: 15) – проще не скажешь и глубже тоже не скажешь. В этом и заключается человеколюбие.
Грехи явные нападают слева, грехи тайные нападают справа. Явные – это воровство, блуд, гнев, ярость, убийство и т.д. Псалом 90-й говорит нам: «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится». В толковании святителя Афанасия Великого и «Толковой Псалтири» Евфимия Зигабена говорится, что «страной» названа здесь левая сторона, где грех обнажен, наг, и он нападает на тебя в открытую, с поднятым забралом. Нагой грех мало кого соблазняет, да и от греха, одетого в лицемерные одежды, отвратиться не так уж трудно – он противен. «Тма одесную тебе» – это 10 тысяч: славянское слово «тма» означает это число. Тысяча слева и 10 тысяч справа.
Враги, нападающие справа, более многочисленные, и они нападают именно справа, то есть они одеваются в незаметные одежды, в камуфляж. Они одеваются в какую-то одежку, которая не позволяет нам распознать грех и назвать его по имени. Так что мы не должны извинять себя отсутствием в себе и в своей жизни каких-то грубых и отвратных страстей. Нужно «прошерстить» себя на предмет осуждения, зависти, обидчивости, злопамятства, гордости, желания того, что есть у ближнего, а у меня нет; на предмет обиды на Бога – за то, что я поставлен Богом на это место, а сам я считаю, что должен был выше подняться, и т.д. Этих грехов гораздо больше, это – «тьма», которая одесную тебе.
Несколько слов скажу и о том, что мы должны радоваться о покаянии человека и не радоваться о его падении, о его согрешении. Евангелие учит нас тому, что на Небесах бывает великая радость и об одном грешнике кающемся. Небо внимательно смотрит на землю и замечает на земле то, что ему, Небу, интересно. Построили мост, например, через реку или через море. Это великое вообще дело, между прочим, это непростая вещь, это торжество человеческого гения. Но Небо будет молчать в ответ на постройку моста, на перерезанную ленточку и побежавшие по мосту автомобили или поезда. Или, скажем, запустили новую линию метрополитена – хорошая вещь, людям легче будет добираться домой и на работу. Но Небо может молчать в ответ на эти человеческие достижения. Но вот где-то вдруг кто-то заплакал о грехах своих, преклонил колени, воззвал к Богу и сказал простые слова: «Прости меня, Боже! Милостив буди мне грешному. Господи, помилуй меня – мне стыдно, и страшно, и больно, и плохо. Прости меня и исцели – исцели душу мою, яко согреших Тебе!» Это не покажут по телевизору, об этом не напишут в газетах, это вообще не будет инфоповодом, это пройдет мимо общественного сознания. Но в это время весь ангельский мир содрогнется радостью от того, что один человек на земле начал каяться, – ангельский мир радуется об одном-единственном грешнике кающемся. Это заметно ангельскому миру, и это ему небезынтересно – более того, это составляет главный предмет интереса ангелов. Точно так же должны поступать и мы с вами, дорогие братия и сестры.
Трудно это делать – молиться за врагов, благословлять проклинающих, творить добро творящим нам напасти. Очень трудное это дело. Но, как пишет преподобный Силуан Афонский, именно это и есть первый и последний критерий принадлежности к христианской Церкви. Преподобный Силуан говорил, что христианин – не тот, кто соблюдает посты, и не тот, кто в воскресенье ходит в церковь, хотя это чрезвычайно важно и без этого нельзя быть нормальным человеком в церковном отношении. Но признак, критерий того, имеешь ли ты Дух Божий или не имеешь, следующий: молишься ли ты за врагов, состраждешь ли ты падению человеческому, не радуешься ли ты беде, приключившейся с тем, кого ты не любишь, – вот это проверка нашего сердца.
На суде этой проверки мы должны стоять, время от времени проверяя свое грешное нутро и признаваясь перед Богом в том, что мы не имеем настоящей любви, но полны злопамятства, злорадства, желания зла и желания видеть посрамленным того, кто нам не очень приятен. Это признак того, что Духа Божия с нами нет в полном смысле, в котором Он должен обитать в человеке. Мы просим Его: «Прииди и вселися в ны», – а Он не вселяется. А почему? А потому, что ты полон злопамятства, обиды, гордости, разного суемудрия, – как Ему вселиться в тебя? Как может Дух Божий вселиться в жилище занятое, которое не оставлено злыми жильцами и которое, по сути, является вертепом какого-то беззакония, разврата и безобразия?
Итак, дорогие христиане, Послание к Галатам говорит нам о том, что, «аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6: 1–2). То есть если впадет человек в некое прегрешение, нужно к этому отнестись спокойно, по крайней мере. Лучше всего – с состраданием. Но без радости и без «ага! вот я всегда говорил, что он согрешит непременно, так ему и надо, Господь шельму метит» и т.д. – этого не надо говорить.
Нужно блюсти себя, «да не и ты искушен будеши», потому что народная мудрость точно говорит: «В чем осудишь, в том и побудешь». Осудишь толстых – растолстеешь, осудишь жадных – сам заболеешь жадностью, осудишь блудящих – сам в блуд впадешь, осудишь потерявших веру – сам веру потеряешь. Не суди никого до времени, пока Господь не придет и не осветит находящихся во тьме, – имей сострадание к человеку, блюди себя, «да не и ты искушен будеши».
Ну, и «друг друга тяготы носите» – то есть нужно подставлять свои плечи под крест, который лежит на плечах ближнего. Это признак христианства. Есть несколько признаков принадлежности к Церкви: молитва за врагов, распятие плоти «со страстьми и похотьми» (в том же Послании апостол Павел пишет: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми»). Попытка, старание распять себя греху, чтобы не царствовал грех в мертвенной плоти нашей, – это признак принадлежности к Телу Христову. И – отсутствие радости о чужом грехе.
Часто бывает так, что человек пытается возвыситься на фоне чужого падения: «Они, вот, внизу, а я наверху; они грязные, а я – в белом; они – этакие, а я – такой». Это очень гнусная черта характера – возвыситься на фоне чужого греха. Надо себя сравнивать не с согрешившим человеком, а с безгрешным Господом и на фоне безгрешного Господа нужно окаивать себя, себя смирять, свои грехи знать – как преподобный Ефрем Сирин пишет: «Дай мне видеть свои прегрешения и не осуждать брата моего». То есть не лезть в чужую душу, не усваивать себе функцию судьи. У нас есть один Судия, о Котором в одной монашеской истории рассказывается так. Говорили некоему монаху о каком-то человеке, и он вздохнул и спрашивает: «А как этот брат живет?» – «Да плохо живет: как жил, так и живет, не исправляется». – «Ох, худо!» И был восхищен он умом пред стопы Христовы, и Христос сказал ангелам: «Выгоните его: до Моего Суда он произнес суд». То есть он дерзает судить Моих рабов до того, как Я буду судить их. И много скитался этот осудивший человек по пустыне, хлеба не едя и в кров не заходя, палимый солнцем, плача. Скитался до тех пор, пока не явился ему Христос, возвращая ему благодать монашескую и обещая Свое покровительство.
Нельзя судить человека, нельзя радоваться его падению. Согрешил человек – мало ли: сегодня он, завтра я. Каждый человек живет под страхом согрешить любым грехом до самой смерти. Блудная похоть, например, может зажечься в человеке, который готов перейти уже одной ногой в иной мир. Старик немощный, уже забывший, что это и как это, может вдруг получить силу – «обновится яко орля юность твоя», только в нехорошем смысле. И он может стать отцом на старости лет, одним глазом глядя в могилу. Бывает такое. Не надо судить. «В чем кого осудишь – в том потом и побудешь».
Поэтому будем наблюдать за собой. Явные грехи слишком отвратны, чтобы нам критиковать их. Всем понятно, что воровство, лень, неряшество, нечистоплотность духовная, телесная, блуд, разврат, обжорство – противные вещи: человеку неприятно рядом находиться. А вот тайные вещи: уверенность в своей святости, злорадство о чужих грехах, желание зла ближнему, тонкая тихая радость о чужом грехопадении – это такие бесовские вещи, которые проникают в душу очень удобно.
Будем наблюдать за собой, дорогие братия и сестры, потому что врагов справа в десять раз больше, чем врагов слева. «Тма одесную тебе», и если ты с Богом, то «к тебе она не приближется».
Итак, «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». С радующимися радуйтесь, с плачущими плачьте (ср.: Рим. 12: 15) – проще не скажешь и глубже тоже не скажешь. В этом и заключается человеколюбие.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Господи, прости нам наши прегрешения.
- ↓