Традиции и правила так удобны, чтобы спрятаться от Живого Бога

Почему в христианстве не работает принцип «делай, как раньше», и как в пост научиться смотреть не на себя, а на Господа – рассказывает иерей Антоний Лакирев, клирик храма Тихвинской иконы Божией матери г. Троицка.


Я выискивал цитаты из Евангелия в учебнике научного атеизма

– «Быть христианином сегодня – сложно», для многих это аксиома. В чем же здесь может быть сложность? И что делать, чтобы расти как христианин?
– Быть христианином одинаково легко и сложно в любое время. Ведь христианство – это разговор о том, кто мы такие перед Богом, что нам Господь о Себе открывает и как мы на это откликаемся. Наконец, как мы далеко продвинулись на пути от шимпанзе к человеку.
Эпоха здесь ничего принципиального не меняет. В каком-то смысле наоборот, у нас есть поблажки: многое стало значительно легче.
– Что, например?
– В нашей сегодняшней жизни всего лишь четверть века как соединились три вещи, которые раньше вообще не сосуществовали одновременно: свобода совести, книгопечатание и всеобщая грамотность. Слово Божие только сейчас для нас стало доступно в первоисточнике, по-настоящему стало входить в нашу жизнь. До этого мы воспринимали его в чьем-то пересказе. В этом смысле быть христианином стало значительно легче, чем когда-то.
Я прекрасно помню, как выискивал цитаты из Евангелия в учебнике научного атеизма, вспоминаю это как страшный сон. Сейчас гораздо больше возможностей.
Но есть затруднение. Нам досталось большое наследство, много всего разного, в чем мы не в состоянии разобраться. Мы оказались погребены под грудой вещей, которые сохранились из прошлого. И мы это даже понимаем, но трусим спросить себя: а так ли они хороши? так ли они нам нужны?
Мы тащим за собой огромный чемодан наследия, который нести тяжело и бросить жалко.Он далеко не всегда помогает, иногда даже отягощает нас. Иначе говоря, есть много вещей, которые становятся средостением, препятствием между нами и Богом.
– Что вы имеете в виду под препятствием, которое нам мешает?
– Нам почему-то кажется, что войти с Богом в диалог нужно какими-то иными, чем обычно, методами. А это не получается.
Например, нам мешает твердая уверенность, что быть в отношениях с Господом Иисусом Христом надо так, «как положено».
Мы уверены, что существует вообще какое-то «положено», которому стараемся соответствовать.
При этом в большинстве случаев мы делаем это «положено» бездумно, отключая голову, не задавая себе вопросов: а для чего? а почему именно так? В первую очередь я здесь имею в виду традиции.
Вот есть традиция. Хорошо, замечательно. А для чего она? Зачем? Почему? Какие в это время – когда мы исполняем эту традицию – Бог ставит задачи перед нами? Что по-настоящему Ему важно?
– Это очень сложные вопросы.
– Но они далеко не праздные! В этом смысле нам и тяжелее, чем было в первое время христианам.
Поначалу христианство было в первую очередь живым диалогом человека с Богом. В нем вообще не было никакой традиции, кроме иудейской. Сейчас она есть, но с ней всегда надо разбираться. Эта традиция не всегда простая, не все в ней действительно востребовано.
То, что наша православная традиция богата и разнообразна, – это, с одной стороны, хорошо. В ней действительно есть много прекрасного. С другой – это совсем не так легко. Далеко не все из этого прекрасного имеет отношение к нашей жизни.

Не отказывайте себе в критическом мышлении

– Приведите пример, наконец.
– «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). Я поостерегся бы приводить какие-то примеры. Пусть каждый сам включает голову. Христианин вообще не имеет права отказываться от критического мышления, потому что иначе заблудишься.
– И все-таки, что по-настоящему нужно, чтобы быть христианином сегодня?
– Существует множество разных ответов, и далеко не все они актуальны в современной жизни. «Делай, как раньше» – это принцип, который вообще никогда не работает, в том числе в христианской жизни, в том числе в отношении Великого поста. Ты можешь делать только так, как сейчас.
Христианство – очень творческая вещь. Если ты сам не созидаешь собственных путей перед Богом, то пользоваться чужими, следовать им – в большинстве случаев либо не дает никакого результата, либо дает отрицательный. Это важно помнить.Все, что мы делаем, все свои поступки, каждодневный бытовой, практический выбор, тем более выбор нравственный, важно соотносить с тем фактом, что мы живем и действуем перед воскресшим Христом. Перед Тем, Кто умер за нас на Кресте.
Помните, как говорит Бог Аврааму: «Ходи передо Мной». Ходи передо Мной – это такая работа. Это трудная душевная, интеллектуальная работа, которую надо проделывать самому. И все время помнить, что ты действуешь и живешь в пространстве перед лицом Божьим.
Сущность, смысл, содержательная ценность Великого поста перед Богом в том, что мы готовимся и учимся думать о Христе, о жертве Христовой, о том, что вообще происходит с Ним. Нужно думать о Нем, а не о себе, как нам часто кажется.
Мы почему-то уверены, что занимаемся самовозрастанием, как барон Мюнхгаузен, вытаскивающий себя за волосы из болота. Это, может, и полезно, но лишь с точки зрения человеческой. С точки зрения вечности – это не дает ничего.
Все время необходимо напоминать себе, что мы не верующие «во что-то невидимое». Мы ученики того самого Иисуса из Назарета, который умер ради нас на кресте и воскрес.


Поднять глаза к Небу

– Но традиции, правила – это же так понятно, так удобно…
– Именно, очень удобно, чтобы спрятаться от Живого Бога, от страдания Христова.
Да, это правда. Но, к сожалению, «удобно» – это плохое оправдание. А потом мы удивляемся, что наступает фрустрация! Нам кажется, что традиция не работает, мы же не нашли Бога. Но мы либо искали не там, либо искали не Его.
Наличие традиции человек может воспринять как соблазн не принимать собственных решений. Не принимать решений ни вообще в жизни, ни в отношениях с Богом, ни в отношениях друг с другом. Это как закон, который на самом деле не что иное, как способ не принимать собственных решений. Так можно жить, можно быть адептом религии закона, но быть христианином так не получается.
Христианин всегда перед живым Богом строит собственную жизнь под свою ответственность. Он делает это сейчас. И здесь есть бонус. Он состоит в том, что быть христианином – исключительно увлекательное дело.Постигать сердце Божие, думать о Нем, созерцать Его, простите за высокопарный язык, – это, быть может, самое прекрасное, что есть на белом свете.
– Да, но мы живем в сверхстремительном мире. В какой же момент можно постигнуть сердце Божие, как обрести его в суете?
– Суета – это наш выбор все-таки. Это в гораздо меньшей степени объективное препятствие. Да, Москва, любой другой мегаполис – тяжелое для жизни место. Ну и что? Оно не настолько тяжелое, чтобы было невозможно.
Поднять глаза к Небу – это возможность, которая у нас есть всегда. В сутках двадцать четыре часа. Поймите, заповедь о субботе не подразумевает, что у нас есть шесть дней на то, чтобы заниматься своими делами и вспоминать о Боге только на седьмом.
Наоборот, это такой способ обозначить нашу принадлежность Богу в каждую минуту, во всем, что мы делаем: в отношениях с близкими, в отношениях с другими людьми, с коллегами на работе. Созидательная жизнь перед лицом Божьим – это постоянное задание, которое исполняется не время от времени, от поста к посту, а окрашивает, осмысливает, соотносит со Христом всю нашу жизнь и всю ее таким образом воздвигает от Смерти к Жизни.
– В большинстве своем люди все-таки живут шаблонами, ориентируются на образцы, потому что готовый рецепт – это всегда легче и проще. Может быть, просто не каждый может откликнуться на призыв Христа так глубоко? При этом всякому хочется называться христианином.
– Тут я скажу вам, что не верю. Я глубоко убежден, что призыв Христа таков, что на него может откликнуться каждый человек.
– А хочется же получить результат путем простых действий, механически. Сделал, как положено, и получилось.
– Легко только лизать сковородку, все остальное требует личностных усилий – нравственных, интеллектуальных, любых. Технологичность – это такая распространенная вещь, которая упрощает многие виды деятельности. Но я сомневаюсь, что быть христианином – это то, что поддается технологическому упрощению.
Здесь любая технологичность и шаблоны помогут тебе создать имитацию, но никак не реальную жизнь перед Богом. Эта жизнь всегда уникальна и никогда не вписывается ни в какие шаблоны.
Как бы ни было легко «по шаблону», Господь говорит: «Входите узкими вратами». Он призывает нас выбирать пути не в зависимости от того, насколько они легкие, технологичные или шаблонные, а от того, куда эти пути ведут. «Что ты делаешь? Насколько это тебе помогает стать учеником, другом Христа?» – вот это по-настоящему важно, на это надо обращать внимание. Все остальное, включая собственные переживания, не обязано быть в центре твоего внимания.

Жизнь мимо цели

– Священник для верующего человека – это тот, кто стоит перед престолом Божьим. Часто именно он образец и пример. Мы приходим к пресвитеру как к тому, кто этот путь христианина, наверное, освоил лучше нас, раз Господь призвал его.
– А в самом ли деле это так? То, что ваша мысль – элемент массового сознания, это еще не значит, что она верна.
И вообще, к кому мы приходим в церковь? Если мы приходим к священнику, то это, как говорит молодежь, «не в кассу». Потому что имеет смысл приходить к Богу. А Бог не вмещается ни в какого священника, ни в кого, кроме Господа Иисуса Христа. Мне кажется, что это очень серьезная вещь.
Если нашей вере, нашей духовной жизни не свойственна Христоцентричность, то эта жизнь вся мимо цели. Она вся, в общем-то, впустую. Понимаю, что это пугающая формулировка, но мне кажется важным об этом задуматься.
Господь просит никого не называть отцами и учителями, потому «один у вас Отец – Бог, Который на небесах. Один у вас Учитель – Христос». Либо Он говорит правду, и тогда надо строить свои взаимоотношения с Богом в соответствии с Его словами. Либо мы считаем, что Он просто воздух сотрясает. В таком случае в церкви мы пытаемся искать чего-то другого.
Это серьезный вопрос, который каждый обязан себе задать. Это не значит, что нам не нужно духовенство, нам не нужно искать помощи или совета у священника. Все это само собой разумеется. Естественно, каждый не в одиночку перед Богом существует, но все мы вместе.
Но что имеет в виду Иисус, говоря о Своей исключительности? Говоря, что Он – Путь, Истина и Жизнь: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Христос –Учитель. Это же не может быть обращено к отдельным немногим, особо одаренным, облеченным какими-то качествами людям в Церкви. Он говорит это всем своим ученикам. Он обращается к каждому из нас.


– Как откликаться на этот призыв? Многие ходят в церковь, исповедуются и причащаются уже по привычке. За 25–30 лет она легко складывается. Многие делают что-то от себя, например, не только молятся, но творят дела милосердия. Им кажется, что они растут в своем христианстве. Но в какой-то момент человек отворачивается. Я даже слышала выражение: мне стало скучно в церкви, мне неинтересно. Кто-то употребляет модное слово «выгорел». Значит ли это, что христианином быть сложно, что откликнуться на призыв Божий – это работа, не каждому по плечу?
– Понимаете, выгорают обычно, если горело не там, где надо. Я не знаю ответа на ваш вопрос. Да и не считаю себя вправе давать ответы, даже если бы они были. Но я знаю Того, Кто знает ответ.
Недавно у меня была история, которая меня очень порадовала. Пришел ко мне человек, который говорил, что не знает, как помириться со своим близким. Я ответил ему: «И я не знаю, но знаю Того, Кто знает…» Через некоторое время этот человек подошел со словами: «Вот вы мне тогда сказали, что не знаете ответа, но знаете Того, Кто знает. Я помолился и в тот же день помирился».
Понимаете, Господь – ответ. В Нем ответ, в личности Господа Иисуса. Поэтому так важно думать о Нем, знать, читать Его Слово. Не только слушать то, что нам про Него рассказывают другие, а слушать то, что Он сам нам говорит. И предъявлять Ему свою реальную жизнь.
Часто мы склонны говорить с Богом о своей жизни, когда нам кажется, что мы удачно спрятали все то, о чем не хочется с Богом говорить. Но как раз наоборот, когда трудно, когда кажется, что нет ни просвета, ни перспективы, все надоело и скучно – вот это и нужно Ему предъявлять, как есть.
Нужно учиться смотреть не на себя, а на Господа Иисуса. Поднимать глаза к Нему, к небу. Никак по-другому это не преодолевается. Это во-первых.Во-вторых, кто сказал, что все должно быть легко и происходить без труда? Все время возвращать свое внимание к личности Христа – это серьезная работа, требующая больших усилий. Существует в православии одна замечательная традиция – 24 молитвы Златоуста. Они короткие и рассчитаны по одной фразе на каждый час. Вот это тоже такая возможность себе все время напоминать о Боге.
Знаю, что люди даже ставят себе «напоминалки» на телефон, чтобы вовремя остановиться и хоть несколько слов Господу сказать. Поймите, это очень важно – возвращаться к смыслу. Возвращаться к тому, что является призванием Божьим для нас.
« 10 правил Великого поста
Церковь празднует память святого Дмитрия... »
  • +4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.