Есть ли в Церкви дискриминация по половому признаку?
Женское равноправие – модная тема. «Нарушение прав женщин» видят и в Православной Церкви. Как же, ведь православная христианка не может быть священником (извините, священницей), ей закрыт вход в алтарь, в браке она подчинена мужу… Да уж, действительно дискриминация.
А так ли это? Есть ли в Православной Церкви дискриминация по полу? Какова роль женщины в Церкви? И что сказать неправославным и неверующим по поводу женского священства? На эти вопросы ответили пастыри Русской Православной Церкви.
– Исходя из того, кто есть христианка и что есть Церковь, думаю, что дискриминации в Церкви по половому признаку как таковой не существует. Другой вопрос: не встречаем ли мы порой людей, которые полагают, что женщина – существо если не второго, то не совсем первого сорта? Таких людей мы встречаем. Безусловно, такого рода взгляды никак христианскими не назвать.
У мужчины и у женщины немного различающиеся назначения в жизни. Так, мужчина не может быть матерью. Матерью может быть только женщина. Но женщина не может быть священником – им может быть только мужчина. Говорит ли это о дискриминации? Нет. Это говорит о разном замысле Творца в отношении мужчины и женщины. Но любой человек – и мужчина, и женщина – призван к достижению высшего совершенства, для человека возможного. И в Царстве Небесном, среди не только святых людей, но и высших горних чинов, пребывает Божия Матерь – Женщина по рождению и по естеству, – и Она выше всех.
– В Церкви нет дискриминации по полу. У женщины есть совершенно удивительное, отличное от мужчин состояние – материнство! Это очень трудно представить себе мужчине. Это такая высота, какую до конца постичь, видимо, невозможно. Святитель Афанасий Ковровский, священноисповедник, как-то сказал: «Когда я смотрю на молодую мать с ребенком на руках, я вижу в ней образ Пресвятой Богородицы». Другой священномученик написал своим детям из Соловков: «Довольствуйтесь тем, что есть». Матерь, сестра, жена – какая глубина и благодать в этих словах! А общественно-административное участие в организации церковной жизни может ли заменить эти три богоданных служения? Зачем искать другого и пренебрегать тем, что дано?
В монашестве нет принципиального отличия в подвиге мужчины и женщины. Особенно если вспомнить, что большая часть монахов-мужчин в древности не имела священного сана, даже игумены монастырей. И когда игумен Савва был возведен в иерейский сан – это было так необычно, что он навсегда стал именоваться «Саввой Освященным», в отличие от многих других игуменов, не получивших священного сана.
А печение просфор, умение искусно пошить облачения и пелены, петь на клиросе и управлять хором, читать на службе и множество других трудов в устроении церковного совершения богослужения, включая возможность в старости, получив благословение архиерея, даже входить в алтарь и подавать кадило священнику!
Поэтому роль женщины в Церкви многообразна и многополезна, только при условии соблюдения сокрушения сердечного, послушания священнику и решительного отрицания природного желания властвовать и распоряжаться всеми и во всем.
– Мне кажется, что в современной церковной жизни существует дискриминация мужчин. Шутка(улыбается). У нас женщины занимают многие ключевые посты служения, начиная с центрального церковного аппарата до церковных СМИ. Я уже не говорю про иконописцев, регентов. Часто теперь уже и преподавателей духовных школ, и семинарий, и университетов наших.
Когда говорят о дискриминации, то вопрос сводится к тому, что у нас нет женского священства. Да, женского священства нет и не будет, потому что для Православия священство – это не род административного служения и личного жизненного призвания, но соотнесение этого служения с первосвященством Господа Иисуса Христа. А второе Лицо Святой Троицы – Бог Слово – воплотился, по неизвестной нам причине, но известной совету Пресвятой Троицы, как Бог Сын. Это данность, из которой Церковь Православная всегда исходила, исходит и будет исходить.
– Дискриминация по половому признаку существует в сообществе людей. Самых разных людей. В том числе околоцерковных и церковных. Но утверждать, что в церковной идеологии есть основания для дискриминации женщины, мы не можем, потому что, в новозаветном понимании, во Христе мужчины и женщины имеют одинаковый статус Божьего творения. И в самом библейском откровении говорится о том, что Бог создал мужчину и женщину по образу и подобию Своему. А Одна из представительниц женского пола поднялась вообще на недосягаемую высоту. Выше ангелов, архангелов, херувимов, серафимов! Это Пресвятая Дева Мария. И наряду со святыми мужчинами мы почитаем святых жен. Открыв православный календарь, мы найдем и мужские, и женские имена во множестве. Так что сама наша традиция не дает оснований для дискриминации женщин по половому признаку.
Апостол Павел говорит: «Женщина да не учит», но он же сказал, что примером своей жизни, образом благочестия, благородным обликом она сделает то, что не под силу слову.
Кто выше? – Тот, кто достигает цели. Какая еще дискриминация?
– Никакой дискриминации в Церкви, конечно, нет, потому что дискриминация – это ущемление одних и возвышение других. Есть просто те задачи и те особенности каждого пола, которые в нас заложил Господь. Эти задачи и особенности есть в нас независимо от того, где ты живешь, в какой культуре ты воспитан. Потому что в принципе никакого равенства, никакого равноправия мужчины и женщины нет и быть не может.
Сколько феминистки и борцы за права женщин усилий приложили, добиваясь равноправия, но достигли не очень больших результатов. Почему? Потому что в любой стране у мужчины и женщины совершенно разные права и обязанности. В нашей стране, например, более ста лет пытаются бороться за равные права мужчин и женщин. И что же? Можно по пунктам перечислить, что никакого равенства и равноправия у нас нет. И это не воспринимается как дискриминация, это – данность, причем совершенно нормальная.
Итак, по пунктам.
Первое: у мужчин и женщин в России разный возраст выхода на пенсию: женщины выходят на пенсию гораздо раньше мужчин.
Второе: в России конституционно определена всеобщая воинская обязанность – но на женщин она не распространяется: женщины в армии служить не обязаны.
Третье: в случае развода дети почти всегда остаются с матерью, исключения редки. Только когда мать, например, алкоголичка или наркоманка, ребенок остается с отцом. А некоторые мужчины после развода хотели бы воспитывать своих детей, годами добиваются этого через суд; бывает, что в отчаянии пытаются выкрасть детей у бывшей супруги. Но наше государство почти всегда на стороне матери.
Четвертое: в большинстве видов спорта мужчины и женщины соревнуются отдельно. Мужчины и женщины не боксируют, не борются друг с другом, штангу они вместе не поднимают, в футбол они вместе не играют, в шахматах они соревнуются отдельно… И так почти во всех видах спорта.
Ставится вопрос о дискриминации женщин, но если на все вышеназванные ситуации посмотреть глазами мужчины, то можно скорее увидеть дискриминацию мужчин. Но никакого ущемления чьих бы то ни было прав тут нет. Просто у каждого пола свои функции. Функции прекрасные, замечательные.
И пятый пункт касается непосредственно женщин: во всем мире почти 99 процентов руководителей фирм, заводов, нефтяных компаний, банков, всевозможных предприятий – словом, руководителей всех уровней – от директора фабрики до главы государства – это не женщины, а мужчины. И очень незначительный процент – это женщины. Во всех странах, даже в супердемократических и суперфеминистических. Это можно счесть дискриминацией, но… кто же женщинам в странах с развитой демократией, где к женщинам и их правам очень трепетно относятся, мешает занимать руководящие посты? Почему пропорция такая: больше 90% руководителей – мужчины, остальные – женщины, а не наоборот?
Потому что мужчина от природы – глава, лидер, руководитель. Он Богом таким создан. У женщины иная роль, иные приоритеты: сначала – семья, дети; потом – всё остальное.
Теперь о роли женщины в Церкви. Роль у нее совершенно прекрасная – с первых веков христианства. Это диакония – социальное служение, помощь нуждающимся, бедным; это и «тыловая» часть, когда женщины служили апостолам, христианским общинам своим умением, искусством. В церковном искусстве женщины очень преуспели, да и в пении, в рукоделии – в чем угодно.
Равноапостольная Нина, другие равноапостольные жены просветили целые страны!
Апостол говорит: «Женщина в церкви да молчит» (ср.: 1 Кор. 14: 34). О чем тут речь? – О проповеди в храме. Но никто и никогда не запрещал женщинам проповедовать, катехизировать, просвещать. В воскресных школах, в подготовке к крещению на наших приходах в основном женщины трудятся. Можно и миссионерской работой заниматься. Равноапостольная Нина, другие равноапостольные жены просветили целые страны!
Вопрос о кажущейся «дискриминации» – это вопрос о женском священстве. Об этом надо отдельно и много говорить. Тут скажу только вот о чем. Есть сферы жизни, в которых видеть женщину абсурдно. Женщина может стать офицером. Но я ни разу не видел, хотя с военными много общаюсь, женщину-генерала или маршала. Не тылового, сидящего в Генштабе, а генерала боевого, в «горячих точках». Не видел! Женщина-военачальник, участвующая в боях – не как медсестра или врач, а как полководец… Или женщина-дальнобойщик, женщина-лесоруб… Юридически это возможно, и, конечно, всякое в жизни случается, но – зачем?
Священник – это образ Самого Христа в Церкви. Разве Христос – женщина? И этим все сказано.
Стоит напомнить, что именно христианство освободило женщину, возвело на невиданный до того времени уровень. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, Господь сказал Адаму: «Проклята земля от твоих дел», а Еве: – «Муж будет господствовать над тобою» – потому что жена злоупотребила своей свободой. Но это было сказано до пришествия Христа. А с пришествием Христа началась новая эра. История всего дохристианского мира, особенно Востока, – униженное, рабское положение женщины. Там к женщине относились чуть-чуть получше, чем к домашней скотине. Христианство по-иному относится к женщине. Апостол Петр говорит: «Оказывай жене честь как сонаследнице благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3: 7).
Христианство освободило женщину. И нынешнее положение женщины – это, можно сказать, итог того уважительного отношения, которое пошло из христианства.
У каждого пола свои права и свои обязанности, и это совершенно нормально. И даже самое светское государство не может женщину полностью уравнять в правах с мужчиной. Это просто невозможно.
– Конечно, женщина не равноправна в Церкви по отношению к мужчине. Но можно ли называть это дискриминацией? Вряд ли. Слово «дискриминация» всё-таки предполагает какое-то унижение и использование, манипуляцию по половому признаку. Вот когда мужчине и женщине за одну и ту же работу платят разную зарплату – это явная дискриминация. Когда дисциплинарное отношение к мужчине и женщине разное – скажем, мужчине можно поститься легче, а женщине требуется больше поста, более суровые к ней предъявляются требования по исполнению заповедей, – вот тогда бы была дискриминация. Наоборот, для женщины существует больше послаблений во время беременности, кормления и проч. Так что с этой точки зрения в Церкви нет дискриминации. Но есть разные права.
А обязанности перед Богом по исполнению заповедей и Евангелия одинаковые. Перед Богом мужчины и женщины равны, как об этом пишет апостол Павел: во Христе нет разницы между мужским полом и женским, как нет разницы между национальностью, между социальным положением, – но всё Христос. Спасение в равной степени даровано и мужчине, и женщине, святость в равной степени дарована и мужчине, и женщине.
Замечательно, что в служении мирянском – в служении милосердия, в служении материнства – женщины дадут мужчинам большую-большую фору. Как и в служении мироносническом. Это один из любимых пасхальных праздников – день жен-мироносиц. И в этом огромный залог и огромный потенциал женского служения Богу.
Дискриминацией может казаться отсутствие в Православной Церкви женского священства. Но это не должно восприниматься как дискриминация, потому как тогда дискриминацией должно восприниматься и то, что мужчина не может родить, а женщина может. Потому как священническое служение – это отеческое служение. У женщин своя возможность служить Богу и людям. А у мужчин есть другая возможность служения, которой лишены женщины. Эти разные служения дополняют друг друга в нашем стремлении к спасению.
Мы можем говорить о разности, о неодинаковости, о том, что Бог делает вообще нас разными в смысле природном – мужчин и женщин, чтобы мы друг другу служили и друг друга восполняли. Но никак не о дискриминации.
– Конечно, такой дискриминации не существует. Иногда даже хочется женщин унять в церкви, бывает такой момент, знаете ли. О дискриминации женщин в Церкви говорят нецерковные феминистки, вроде Марии Арбатовой, и всякие христианские модернисты. Таким не нравится, что Бог сначала сотворил Адама, а потом из адамова ребра сотворил Еву. Им бы очень хотелось, чтобы Бог, образно говоря, взял в руки две горсти земли и одновременно вдохнул бы в них жизнь, чтобы равенство было между мужчиной и женщиной.
В Церкви существует иерархия – небесная и земная, а на иерархии вообще держится всё. Иерархия такая: Бог – мужчина – женщина. Причем в том, что женщина находится на месте после Бога и мужчины, нет ничего дискриминирующего. В иерархии все занимают свое место служения, которое почетно и возвращает достоинство человеческое, и женское достоинство здесь не умаляется.
У женщин в Церкви есть свое служение, которое не может выполнять мужчина, и наоборот, соответственно. Женщина – помощница мужчины, и в этом нет никакой дискриминации, потому что без помощника не может выжить тот, кому помогают. Они поэтому равны на самом деле: помощница-женщина равна мужчине по своему достоинству, данному Богом. А иерархия существует для того, чтобы всё выполнялось в гармонии и благообразии.
А так ли это? Есть ли в Православной Церкви дискриминация по полу? Какова роль женщины в Церкви? И что сказать неправославным и неверующим по поводу женского священства? На эти вопросы ответили пастыри Русской Православной Церкви.
«У мужчины и женщины различающиеся назначения в жизни»
Игумен Нектарий (Морозов):
– Исходя из того, кто есть христианка и что есть Церковь, думаю, что дискриминации в Церкви по половому признаку как таковой не существует. Другой вопрос: не встречаем ли мы порой людей, которые полагают, что женщина – существо если не второго, то не совсем первого сорта? Таких людей мы встречаем. Безусловно, такого рода взгляды никак христианскими не назвать.
У мужчины и у женщины немного различающиеся назначения в жизни. Так, мужчина не может быть матерью. Матерью может быть только женщина. Но женщина не может быть священником – им может быть только мужчина. Говорит ли это о дискриминации? Нет. Это говорит о разном замысле Творца в отношении мужчины и женщины. Но любой человек – и мужчина, и женщина – призван к достижению высшего совершенства, для человека возможного. И в Царстве Небесном, среди не только святых людей, но и высших горних чинов, пребывает Божия Матерь – Женщина по рождению и по естеству, – и Она выше всех.
Протоиерей Сергий Правдолюбов:
– В Церкви нет дискриминации по полу. У женщины есть совершенно удивительное, отличное от мужчин состояние – материнство! Это очень трудно представить себе мужчине. Это такая высота, какую до конца постичь, видимо, невозможно. Святитель Афанасий Ковровский, священноисповедник, как-то сказал: «Когда я смотрю на молодую мать с ребенком на руках, я вижу в ней образ Пресвятой Богородицы». Другой священномученик написал своим детям из Соловков: «Довольствуйтесь тем, что есть». Матерь, сестра, жена – какая глубина и благодать в этих словах! А общественно-административное участие в организации церковной жизни может ли заменить эти три богоданных служения? Зачем искать другого и пренебрегать тем, что дано?
В монашестве нет принципиального отличия в подвиге мужчины и женщины. Особенно если вспомнить, что большая часть монахов-мужчин в древности не имела священного сана, даже игумены монастырей. И когда игумен Савва был возведен в иерейский сан – это было так необычно, что он навсегда стал именоваться «Саввой Освященным», в отличие от многих других игуменов, не получивших священного сана.
А печение просфор, умение искусно пошить облачения и пелены, петь на клиросе и управлять хором, читать на службе и множество других трудов в устроении церковного совершения богослужения, включая возможность в старости, получив благословение архиерея, даже входить в алтарь и подавать кадило священнику!
Поэтому роль женщины в Церкви многообразна и многополезна, только при условии соблюдения сокрушения сердечного, послушания священнику и решительного отрицания природного желания властвовать и распоряжаться всеми и во всем.
Протоиерей Максим Козлов:
– Мне кажется, что в современной церковной жизни существует дискриминация мужчин. Шутка(улыбается). У нас женщины занимают многие ключевые посты служения, начиная с центрального церковного аппарата до церковных СМИ. Я уже не говорю про иконописцев, регентов. Часто теперь уже и преподавателей духовных школ, и семинарий, и университетов наших.
Когда говорят о дискриминации, то вопрос сводится к тому, что у нас нет женского священства. Да, женского священства нет и не будет, потому что для Православия священство – это не род административного служения и личного жизненного призвания, но соотнесение этого служения с первосвященством Господа Иисуса Христа. А второе Лицо Святой Троицы – Бог Слово – воплотился, по неизвестной нам причине, но известной совету Пресвятой Троицы, как Бог Сын. Это данность, из которой Церковь Православная всегда исходила, исходит и будет исходить.
«И мужчина, и женщина – Божии творения»
Протоиерей Олег Стеняев:
– Дискриминация по половому признаку существует в сообществе людей. Самых разных людей. В том числе околоцерковных и церковных. Но утверждать, что в церковной идеологии есть основания для дискриминации женщины, мы не можем, потому что, в новозаветном понимании, во Христе мужчины и женщины имеют одинаковый статус Божьего творения. И в самом библейском откровении говорится о том, что Бог создал мужчину и женщину по образу и подобию Своему. А Одна из представительниц женского пола поднялась вообще на недосягаемую высоту. Выше ангелов, архангелов, херувимов, серафимов! Это Пресвятая Дева Мария. И наряду со святыми мужчинами мы почитаем святых жен. Открыв православный календарь, мы найдем и мужские, и женские имена во множестве. Так что сама наша традиция не дает оснований для дискриминации женщин по половому признаку.
Протоиерей Александр Кузин:
– Жены-мироносицы, апостолы апостолов, по выражению Иоанна Богослова, – что же выше?!Апостол Павел говорит: «Женщина да не учит», но он же сказал, что примером своей жизни, образом благочестия, благородным обликом она сделает то, что не под силу слову.
Кто выше? – Тот, кто достигает цели. Какая еще дискриминация?
«Равенства в принципе быть не может, и это не дискриминация»
Протоиерей Павел Гумеров:
– Никакой дискриминации в Церкви, конечно, нет, потому что дискриминация – это ущемление одних и возвышение других. Есть просто те задачи и те особенности каждого пола, которые в нас заложил Господь. Эти задачи и особенности есть в нас независимо от того, где ты живешь, в какой культуре ты воспитан. Потому что в принципе никакого равенства, никакого равноправия мужчины и женщины нет и быть не может.
Сколько феминистки и борцы за права женщин усилий приложили, добиваясь равноправия, но достигли не очень больших результатов. Почему? Потому что в любой стране у мужчины и женщины совершенно разные права и обязанности. В нашей стране, например, более ста лет пытаются бороться за равные права мужчин и женщин. И что же? Можно по пунктам перечислить, что никакого равенства и равноправия у нас нет. И это не воспринимается как дискриминация, это – данность, причем совершенно нормальная.
Итак, по пунктам.
Первое: у мужчин и женщин в России разный возраст выхода на пенсию: женщины выходят на пенсию гораздо раньше мужчин.
Второе: в России конституционно определена всеобщая воинская обязанность – но на женщин она не распространяется: женщины в армии служить не обязаны.
Третье: в случае развода дети почти всегда остаются с матерью, исключения редки. Только когда мать, например, алкоголичка или наркоманка, ребенок остается с отцом. А некоторые мужчины после развода хотели бы воспитывать своих детей, годами добиваются этого через суд; бывает, что в отчаянии пытаются выкрасть детей у бывшей супруги. Но наше государство почти всегда на стороне матери.
Четвертое: в большинстве видов спорта мужчины и женщины соревнуются отдельно. Мужчины и женщины не боксируют, не борются друг с другом, штангу они вместе не поднимают, в футбол они вместе не играют, в шахматах они соревнуются отдельно… И так почти во всех видах спорта.
Ставится вопрос о дискриминации женщин, но если на все вышеназванные ситуации посмотреть глазами мужчины, то можно скорее увидеть дискриминацию мужчин. Но никакого ущемления чьих бы то ни было прав тут нет. Просто у каждого пола свои функции. Функции прекрасные, замечательные.
И пятый пункт касается непосредственно женщин: во всем мире почти 99 процентов руководителей фирм, заводов, нефтяных компаний, банков, всевозможных предприятий – словом, руководителей всех уровней – от директора фабрики до главы государства – это не женщины, а мужчины. И очень незначительный процент – это женщины. Во всех странах, даже в супердемократических и суперфеминистических. Это можно счесть дискриминацией, но… кто же женщинам в странах с развитой демократией, где к женщинам и их правам очень трепетно относятся, мешает занимать руководящие посты? Почему пропорция такая: больше 90% руководителей – мужчины, остальные – женщины, а не наоборот?
Потому что мужчина от природы – глава, лидер, руководитель. Он Богом таким создан. У женщины иная роль, иные приоритеты: сначала – семья, дети; потом – всё остальное.
Теперь о роли женщины в Церкви. Роль у нее совершенно прекрасная – с первых веков христианства. Это диакония – социальное служение, помощь нуждающимся, бедным; это и «тыловая» часть, когда женщины служили апостолам, христианским общинам своим умением, искусством. В церковном искусстве женщины очень преуспели, да и в пении, в рукоделии – в чем угодно.
Равноапостольная Нина, другие равноапостольные жены просветили целые страны!
Апостол говорит: «Женщина в церкви да молчит» (ср.: 1 Кор. 14: 34). О чем тут речь? – О проповеди в храме. Но никто и никогда не запрещал женщинам проповедовать, катехизировать, просвещать. В воскресных школах, в подготовке к крещению на наших приходах в основном женщины трудятся. Можно и миссионерской работой заниматься. Равноапостольная Нина, другие равноапостольные жены просветили целые страны!
Вопрос о кажущейся «дискриминации» – это вопрос о женском священстве. Об этом надо отдельно и много говорить. Тут скажу только вот о чем. Есть сферы жизни, в которых видеть женщину абсурдно. Женщина может стать офицером. Но я ни разу не видел, хотя с военными много общаюсь, женщину-генерала или маршала. Не тылового, сидящего в Генштабе, а генерала боевого, в «горячих точках». Не видел! Женщина-военачальник, участвующая в боях – не как медсестра или врач, а как полководец… Или женщина-дальнобойщик, женщина-лесоруб… Юридически это возможно, и, конечно, всякое в жизни случается, но – зачем?
Священник – это образ Самого Христа в Церкви. Разве Христос – женщина? И этим все сказано.
Стоит напомнить, что именно христианство освободило женщину, возвело на невиданный до того времени уровень. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, Господь сказал Адаму: «Проклята земля от твоих дел», а Еве: – «Муж будет господствовать над тобою» – потому что жена злоупотребила своей свободой. Но это было сказано до пришествия Христа. А с пришествием Христа началась новая эра. История всего дохристианского мира, особенно Востока, – униженное, рабское положение женщины. Там к женщине относились чуть-чуть получше, чем к домашней скотине. Христианство по-иному относится к женщине. Апостол Петр говорит: «Оказывай жене честь как сонаследнице благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3: 7).
Христианство освободило женщину. И нынешнее положение женщины – это, можно сказать, итог того уважительного отношения, которое пошло из христианства.
У каждого пола свои права и свои обязанности, и это совершенно нормально. И даже самое светское государство не может женщину полностью уравнять в правах с мужчиной. Это просто невозможно.
«Святость в равной степени дарована и мужчине, и женщине»
Протоиерей Алексий Уминский:
– Конечно, женщина не равноправна в Церкви по отношению к мужчине. Но можно ли называть это дискриминацией? Вряд ли. Слово «дискриминация» всё-таки предполагает какое-то унижение и использование, манипуляцию по половому признаку. Вот когда мужчине и женщине за одну и ту же работу платят разную зарплату – это явная дискриминация. Когда дисциплинарное отношение к мужчине и женщине разное – скажем, мужчине можно поститься легче, а женщине требуется больше поста, более суровые к ней предъявляются требования по исполнению заповедей, – вот тогда бы была дискриминация. Наоборот, для женщины существует больше послаблений во время беременности, кормления и проч. Так что с этой точки зрения в Церкви нет дискриминации. Но есть разные права.
А обязанности перед Богом по исполнению заповедей и Евангелия одинаковые. Перед Богом мужчины и женщины равны, как об этом пишет апостол Павел: во Христе нет разницы между мужским полом и женским, как нет разницы между национальностью, между социальным положением, – но всё Христос. Спасение в равной степени даровано и мужчине, и женщине, святость в равной степени дарована и мужчине, и женщине.
Замечательно, что в служении мирянском – в служении милосердия, в служении материнства – женщины дадут мужчинам большую-большую фору. Как и в служении мироносническом. Это один из любимых пасхальных праздников – день жен-мироносиц. И в этом огромный залог и огромный потенциал женского служения Богу.
Дискриминацией может казаться отсутствие в Православной Церкви женского священства. Но это не должно восприниматься как дискриминация, потому как тогда дискриминацией должно восприниматься и то, что мужчина не может родить, а женщина может. Потому как священническое служение – это отеческое служение. У женщин своя возможность служить Богу и людям. А у мужчин есть другая возможность служения, которой лишены женщины. Эти разные служения дополняют друг друга в нашем стремлении к спасению.
Мы можем говорить о разности, о неодинаковости, о том, что Бог делает вообще нас разными в смысле природном – мужчин и женщин, чтобы мы друг другу служили и друг друга восполняли. Но никак не о дискриминации.
«Иерархия – не дискриминация, а залог гармонии»
Священник Александр Шумский:
– Конечно, такой дискриминации не существует. Иногда даже хочется женщин унять в церкви, бывает такой момент, знаете ли. О дискриминации женщин в Церкви говорят нецерковные феминистки, вроде Марии Арбатовой, и всякие христианские модернисты. Таким не нравится, что Бог сначала сотворил Адама, а потом из адамова ребра сотворил Еву. Им бы очень хотелось, чтобы Бог, образно говоря, взял в руки две горсти земли и одновременно вдохнул бы в них жизнь, чтобы равенство было между мужчиной и женщиной.
В Церкви существует иерархия – небесная и земная, а на иерархии вообще держится всё. Иерархия такая: Бог – мужчина – женщина. Причем в том, что женщина находится на месте после Бога и мужчины, нет ничего дискриминирующего. В иерархии все занимают свое место служения, которое почетно и возвращает достоинство человеческое, и женское достоинство здесь не умаляется.
У женщин в Церкви есть свое служение, которое не может выполнять мужчина, и наоборот, соответственно. Женщина – помощница мужчины, и в этом нет никакой дискриминации, потому что без помощника не может выжить тот, кому помогают. Они поэтому равны на самом деле: помощница-женщина равна мужчине по своему достоинству, данному Богом. А иерархия существует для того, чтобы всё выполнялось в гармонии и благообразии.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.