О Новом годе
Высказать свое мнение о Новом годе – самом неоднозначном, но все же горячо любимом народом празднике – попросили нескольких известных православных пастырей и мирян.
Николай Бурляев, президент Международного форума «Золотой витязь», народный артист России:
– Принято считать, что весело встретить Новый год – это наша русская традиция. Но если уж говорить о национальных обычаях, то они точно не предусматривают пьянки во время поста. Русская традиция – это готовить свою душу к Рождеству в этот период.
Я сам со своей семьей встречаю Новый год обычно в тишине, за чаем – так как если смотреть передачи, которые нам в течение двух недель выходных показывают по телевизору, то, точно, мира в душе не найти, да и праздника как такового не почувствуешь. С каждым годом новогодний эфир становится все более пошлым и примитивным по своему содержанию, и в этом году будет все то же самое – поэтому я никому не рекомендую провести праздники за телевизором. Многие с ностальгией вспоминают советские «Голубые огоньки», но и они, поверьте мне, не были образцом хорошего вкуса.
И еще более опасно то, что все шуточки сопровождаются звоном бокалов – по телевизору постоянно показывают, как пьют. Это романтизирует пьянство – этакая пропаганда красивого вырождения нации. И это все делается в стране, где 90 процентов пьющих, и 80 процентов из них находятся в стадии алкогольной зависимости!
Кстати, считается, что огромная предновогодняя коммерческая кампания, в том числе большие объемы продажи алкоголя, очень выгодны экономике. Однако беды от этого богатства больше, чем пользы. По статистике, у нас около 2 триллионов рублей в год экономических потерь от алкоголизма. И дети в результате уже пьют не с 16 лет, как всего несколько лет назад, а с 12 лет; в 9 лет пробует алкоголь 80 процентов… Так что через десять лет некому будет и развивать эту экономику.
Двухнедельный запой происходит в дни поста – это очень показательный факт из жизни нашего общества. Тогда, когда нужно поститься, молиться, задуматься о собственных грехах, люди находятся в алкогольном анабиозе.
И так происходит уже четверть века – с тех пор, как объявили перестройку. Я вспоминаю фразу, которую в те годы услышал по радио: «Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа, чтобы русских выбить из традиции». Вот так нас и лишают традиций.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами:
– Мне кажется, что люди лукавят, когда говорят, что не знают, как им провести две недели новогодних выходных. По-моему, глупо учить взрослого человека распоряжаться своим свободным временем. Прихожане моего храма, например, и так знают, что нельзя курить, напиваться и сквернословить – причем нельзя этого делать не только в первые дни января, но и во все остальные дни года.
Для людей с зависимостями, конечно же, новогодние праздники станут испытанием. Но это же люди больные – и их нужно не учить, а лечить. Из опыта нашего прихода: мы чаще проводим с такими людьми в выходные дни января встречи, молебны. При многих храмах сейчас есть подобные общества, есть и крупные центры реабилитации – им в праздники придется поработать усиленно.
Принято ругать государство, которое устраивает нам такие длинные выходные и показывает по телевизору пошлые шоу. У меня возникает другой вопрос: а почему государство должно, как малых детей, водить нас за руку и указывать нам: это делай – это не делай, это смотри – это не смотри. Неужели здоровый мужик обязательно должен упиться на праздник? Если ты знаешь, что твоя норма – пол-ящика водки, выпей пол-ящика и остановись, не надо пить целый ящик.
Наоборот, государство нам подарок делает: оставляет нас в покое на целых две недели! Почитай книгу, сходи в храм, сделай то, для чего раньше у тебя не хватало времени.
А тем, кто все же хочет радостного настроения на праздники, хочу напомнить, что главная радость, которая бывает во время поста, – это радость, которая дается нам в молитве.
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах:
– Я с детства очень люблю Новый год. Для меня этот праздник связан с семейным уютом, с радостью от подарков – как и для каждого советского ребенка. Потом, когда я вырос, праздник отмечали студенческими посиделками – и это тоже нормально для молодого человека; правда, тогда я не был воцерковлен. Потом, конечно, все поменялось, но все же Новый год оставил положительный след в моей жизни. Но всему свое время: подвыпившие взрослые, бегающие ночью по улицам и кричащие: «Ура! Новый год!», видимо, что-то недополучили в детстве.
Есть мнение, что православному вообще не нужно праздновать Новый год. Конечно, некоторые вещи недопустимы, такие как разгул и алкоголизм, но ведь можно отметить и по-другому.
Сейчас для меня праздник связан с новым осмыслением прошедшего года своей жизни, переходом на новую ступеньку своего бытия. Уже в течение многих лет я этой ночью служу Божественную литургию. Обычно собирается не так много людей, человек 50, но мы как-то очень радостно служим эту литургию, мы начинаем новый год с молитвы и причастия. А после службы – на трапезу все вместе. В основном с нами наши постоянные прихожане. Но часто заходят и случайные люди с улицы: вышли погулять, кругом взрываются петарды-хлопушки, а тут вдруг – открытый храм, колокола звонят… Заходят, любуются иконами, кто-то и до конца литургии остается. И такое неожиданное впечатление в новогоднюю ночь надолго им запомнится.
Кстати, многие московские храмы в новогоднюю ночь открыты, например в Сретенском монастыре.
Епископ Тихон (Шевкунов):
– В конце декабря 1994 году передо мной как перед настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря (так именовался тогда нынешний Сретенский монастырь) встал простой и весьма прагматический вопрос: как в этот первый год существования возрожденной обители пережить новогоднюю ночь? Как заложить такую традицию, которая обеспечила бы нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким? Не скрою, что немало наших друзей и прихожан, не говоря уже о родителях, от всей души приглашали нас разделить с ними этот праздник и совершенно не понимали наших объяснений и отговорок.
Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.
Мы всегда говорим нашим прихожанам, что если их родные и близкие хотят отметить Новый год, то нельзя лишать их этой радости, при том что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.
Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено совершить в ту новогоднюю ночь Божественную литургию.
Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового года. На следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще!.. Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт.
Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в полночь салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто – ни монахи, ни наши прихожане, – конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по своему празднуют Новый год.
Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные и близкие наших прихожан. И всякий раз эта ночная служба производит на них удивительно глубокое, сильное впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов. Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются Святых Христовых Таин.
В христианстве была древняя практика воцерковления языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то подобным мы сталкиваемся и сегодня.
С Новым годом, братья и сестры! Радости вам, счастья и благополучия! Спасибо, что вы со мной!
Николай Бурляев, президент Международного форума «Золотой витязь», народный артист России:
– Принято считать, что весело встретить Новый год – это наша русская традиция. Но если уж говорить о национальных обычаях, то они точно не предусматривают пьянки во время поста. Русская традиция – это готовить свою душу к Рождеству в этот период.
Я сам со своей семьей встречаю Новый год обычно в тишине, за чаем – так как если смотреть передачи, которые нам в течение двух недель выходных показывают по телевизору, то, точно, мира в душе не найти, да и праздника как такового не почувствуешь. С каждым годом новогодний эфир становится все более пошлым и примитивным по своему содержанию, и в этом году будет все то же самое – поэтому я никому не рекомендую провести праздники за телевизором. Многие с ностальгией вспоминают советские «Голубые огоньки», но и они, поверьте мне, не были образцом хорошего вкуса.
И еще более опасно то, что все шуточки сопровождаются звоном бокалов – по телевизору постоянно показывают, как пьют. Это романтизирует пьянство – этакая пропаганда красивого вырождения нации. И это все делается в стране, где 90 процентов пьющих, и 80 процентов из них находятся в стадии алкогольной зависимости!
Кстати, считается, что огромная предновогодняя коммерческая кампания, в том числе большие объемы продажи алкоголя, очень выгодны экономике. Однако беды от этого богатства больше, чем пользы. По статистике, у нас около 2 триллионов рублей в год экономических потерь от алкоголизма. И дети в результате уже пьют не с 16 лет, как всего несколько лет назад, а с 12 лет; в 9 лет пробует алкоголь 80 процентов… Так что через десять лет некому будет и развивать эту экономику.
Двухнедельный запой происходит в дни поста – это очень показательный факт из жизни нашего общества. Тогда, когда нужно поститься, молиться, задуматься о собственных грехах, люди находятся в алкогольном анабиозе.
И так происходит уже четверть века – с тех пор, как объявили перестройку. Я вспоминаю фразу, которую в те годы услышал по радио: «Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа, чтобы русских выбить из традиции». Вот так нас и лишают традиций.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами:
– Мне кажется, что люди лукавят, когда говорят, что не знают, как им провести две недели новогодних выходных. По-моему, глупо учить взрослого человека распоряжаться своим свободным временем. Прихожане моего храма, например, и так знают, что нельзя курить, напиваться и сквернословить – причем нельзя этого делать не только в первые дни января, но и во все остальные дни года.
Для людей с зависимостями, конечно же, новогодние праздники станут испытанием. Но это же люди больные – и их нужно не учить, а лечить. Из опыта нашего прихода: мы чаще проводим с такими людьми в выходные дни января встречи, молебны. При многих храмах сейчас есть подобные общества, есть и крупные центры реабилитации – им в праздники придется поработать усиленно.
Принято ругать государство, которое устраивает нам такие длинные выходные и показывает по телевизору пошлые шоу. У меня возникает другой вопрос: а почему государство должно, как малых детей, водить нас за руку и указывать нам: это делай – это не делай, это смотри – это не смотри. Неужели здоровый мужик обязательно должен упиться на праздник? Если ты знаешь, что твоя норма – пол-ящика водки, выпей пол-ящика и остановись, не надо пить целый ящик.
Наоборот, государство нам подарок делает: оставляет нас в покое на целых две недели! Почитай книгу, сходи в храм, сделай то, для чего раньше у тебя не хватало времени.
А тем, кто все же хочет радостного настроения на праздники, хочу напомнить, что главная радость, которая бывает во время поста, – это радость, которая дается нам в молитве.
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах:
– Я с детства очень люблю Новый год. Для меня этот праздник связан с семейным уютом, с радостью от подарков – как и для каждого советского ребенка. Потом, когда я вырос, праздник отмечали студенческими посиделками – и это тоже нормально для молодого человека; правда, тогда я не был воцерковлен. Потом, конечно, все поменялось, но все же Новый год оставил положительный след в моей жизни. Но всему свое время: подвыпившие взрослые, бегающие ночью по улицам и кричащие: «Ура! Новый год!», видимо, что-то недополучили в детстве.
Есть мнение, что православному вообще не нужно праздновать Новый год. Конечно, некоторые вещи недопустимы, такие как разгул и алкоголизм, но ведь можно отметить и по-другому.
Сейчас для меня праздник связан с новым осмыслением прошедшего года своей жизни, переходом на новую ступеньку своего бытия. Уже в течение многих лет я этой ночью служу Божественную литургию. Обычно собирается не так много людей, человек 50, но мы как-то очень радостно служим эту литургию, мы начинаем новый год с молитвы и причастия. А после службы – на трапезу все вместе. В основном с нами наши постоянные прихожане. Но часто заходят и случайные люди с улицы: вышли погулять, кругом взрываются петарды-хлопушки, а тут вдруг – открытый храм, колокола звонят… Заходят, любуются иконами, кто-то и до конца литургии остается. И такое неожиданное впечатление в новогоднюю ночь надолго им запомнится.
Кстати, многие московские храмы в новогоднюю ночь открыты, например в Сретенском монастыре.
Епископ Тихон (Шевкунов):
– В конце декабря 1994 году передо мной как перед настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря (так именовался тогда нынешний Сретенский монастырь) встал простой и весьма прагматический вопрос: как в этот первый год существования возрожденной обители пережить новогоднюю ночь? Как заложить такую традицию, которая обеспечила бы нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким? Не скрою, что немало наших друзей и прихожан, не говоря уже о родителях, от всей души приглашали нас разделить с ними этот праздник и совершенно не понимали наших объяснений и отговорок.
Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.
Мы всегда говорим нашим прихожанам, что если их родные и близкие хотят отметить Новый год, то нельзя лишать их этой радости, при том что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.
Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено совершить в ту новогоднюю ночь Божественную литургию.
Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового года. На следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще!.. Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт.
Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в полночь салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто – ни монахи, ни наши прихожане, – конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по своему празднуют Новый год.
Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные и близкие наших прихожан. И всякий раз эта ночная служба производит на них удивительно глубокое, сильное впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов. Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются Святых Христовых Таин.
В христианстве была древняя практика воцерковления языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то подобным мы сталкиваемся и сегодня.
С Новым годом, братья и сестры! Радости вам, счастья и благополучия! Спасибо, что вы со мной!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
-1
«Партия и правительство» старательно помогают нам
праздновать, праздновать и
праздновать!
Настоящий праздник приходит с
небес. Простые пастухи сидят
ночью — дежурят у своих стад. И
вдруг, открываются небеса, к ним
сходит ангел и объявляет Великую
радость, о том что родился
Спаситель миру, затем является
множество ангелов с
песнопениями. Так приходит
настоящий праздник. А с шумом и
гамом праздновать
перелистывание очередного листка
календаря, это по-моему, — неумно.
- ↓
0
Опять, кто-то виноват! А у самих людей голова на плечах есть? Не считаешь Новый год праздником, не садись за стол и не ставь елку! Хорошо, если человек истинно верует!!! Такой не будет пренебрегать традициями своей страны, не забудет, как сияли глаза в детстве, как ждали все этот праздник! Не предаст эти воспоминания! Для кого-то «перелистывание очередного листка календаря» некий рубеж между прошлым и будущим..., и про «неумно» не стоит! Вы же верующий! Или все-таки не совсем...? А про шум, гам и петарды — среди этого веселья люди разные и, как говорили старцы :" Если Вам наступили в автобусе на ногу, не спешите гневаться, может у Вашего обидчика нет Ваших грехов, кроме этого". Да, он может выпить и съесть оливье с колбасой, но когда Вам будет трудно он подаст руку и отряхнет, если упали. Всех не надо грести одними граблями. Бог есть любовь! Весело людям и порадуйтесь за них!
- ↑
- ↓