О мыльных пузырях, вере и роке
Проблема восприятия молодежных субкультур современным церковным обществом периодически становится одной из главных в наших внутрицерковных дискуссиях. Накал полемики бывает очень силен и тогда в ход идет самое «страшное оружие» – ярлыки, от которых уже просто так не отмоешься. Но подобные методы полемики могут интересовать кого угодно, только не того, кто действительно в процессе разговора хочет обсуждения, а не осуждения.
Миссионерские усилия Церкви всегда требуют поиска новых форм (которые должны говорить о извечно «старом»), не всегда этот поиск может увенчаться успехом, не говоря уже об адекватности восприятия этих поисков церковным сообществом. Совершенно не вопрос, что каждый человек, вне зависимости от своих политических либо культурных предпочтений представляет ценность для Церкви, тем самым и для каждого из нас. Восприятие человека как образа и подобия Божьего, а значит образа и подобия Самого Христа, к сожалению, часто утрачивается нашим сознанием и тогда мы начинаем борьбу не с грехом, а с самим человеком, забывая против Кого мы таким образом воюем.
«Рок-миссия» – это словообразование за последнее время стало одним из ключевых в разговорах о миссионерской активности Церкви. Действительно, удивительно и даже уму непостижимо как православное духовенство смогло обратить свой взор в сторону такого далеко не однозначного культурного пласта как «рок». Ведь совсем еще недавно иной словесной пары кроме как «сатанизм» к этому современному культурному явлению никто и подобрать не мог и вдруг такая забота и внимание. Конечно, когда что-то сильно долго не любят, а потом начинают любить – всегда начинаются перегибы. И сегодня уже мы тешим себя иллюзиями о том, что как только мы организуем рок-концерт, пригласим батюшку для проповеди, как быстренько вся наша дорогая и нецерковная молодежь воцерковится и станет прилежно посещать храмы. Увы, увы…
В отношениях с Богом ничего «вдруг» не бывает. Конечно, Господь и ожесточенные сердца может наполнить любовью, но эти сердца должны быть расположены к поиску Правды, даже если пока за Правду воспринимается нечто противоположное. И здесь одними технологиями не поможешь. Вообще одна из большущих проблем нашего миссионерства заключается в излишнем уповании на некую технологичность миссионерского процесса. Дайте нам миссионерские технологии и завтра мы обратим пол-России! Понятно, что общие правила работы с людьми могут и даже должны существовать, но проповедник не может ждать от своей деятельности эффекта «волшебной палочки», махнув которой получаешь из панка – монаха, из гота – послушника монастыря.
Наверняка весть о том, что все люди разные, не будет новой для каждого из нас. Разность человеческих предпочтений – это данность, которую мы совершенно не в состоянии изменить и которую мы должны не просто принять, но и попытаться немного понять. Одна из главнейших причин конфликта поколений – это проблема непонимания и совершенной неспособности слышать другого человека. Не всегда (да и чаще всего) с тем или иным выбором молодого человека необходимо соглашаться, но всегда мы должны выстраивать свои взаимоотношения так, чтобы чувствовалось, что мы видим в человеке человека. И, конечно, совершенно неприемлемы и недопустимы заигрывания и панибратство, которые мнимо стирают границы между поколениями, наполняя взаимоотношения мутью мыльных пузырей, рассеивающихся при малейшем дуновении.
Как бы мы не любили представителей тех или иных молодежных субкультур, но они нас учат очень важной составляющей всех наших церковных инициатив – недопустимости фальши. Фальшь очень чутко ощущается молодежью и если мы дадим повод к тому, чтобы нас заподозрили в фальшивых интонациях, все наши благие устремления вменятся в ничто.
Конечно, мы должны понимать, что субкультуры привлекают не только ту часть молодых людей, которые пытаются распознать Истину, очень часто они ведут за собой и тех, кто от этой Истины сознательно бежит и даже ей противится. Поэтому всегда важна осмотрительность, осторожность и ответственность. Но православным христианам порой не хватает выдержки, если мы однажды поняли, что жизнь без Бога и Церкви немыслима, это не означает, что все вокруг обязаны понять то же самое. «Все остальные» начнут это понимать, если смогут увидеть в этом Смысл, а для того, чтобы кто-то его смог увидеть, нужно уметь его показать. Вера не доказывается, а показывается, показывается, прежде всего, своим собственным примером, который гораздо красноречивей многих правильных слов.
И еще, не нужно думать, что как только мы начнем обращать к истинной вере всех и вся, все и вся послушают нас и пойдут за нами. Не думаю, что современная церковная действительность будет изобиловать примерами массовых обращений, положительные результаты будут единичны, хотя от этого значимость их не умалится. Но, невзирая на это мы должны понимать, что наш мир, в котором мы живем – это мир людей. В любом панке, хиппи и готе нужно научиться видеть человека, который может совершенно не воспринимать тебя адекватно, но от этого не должна страдать твоя собственная адекватность. Давайте будем созидать этот мир любовью, а не мыльными пузырями.
Миссионерские усилия Церкви всегда требуют поиска новых форм (которые должны говорить о извечно «старом»), не всегда этот поиск может увенчаться успехом, не говоря уже об адекватности восприятия этих поисков церковным сообществом. Совершенно не вопрос, что каждый человек, вне зависимости от своих политических либо культурных предпочтений представляет ценность для Церкви, тем самым и для каждого из нас. Восприятие человека как образа и подобия Божьего, а значит образа и подобия Самого Христа, к сожалению, часто утрачивается нашим сознанием и тогда мы начинаем борьбу не с грехом, а с самим человеком, забывая против Кого мы таким образом воюем.
«Рок-миссия» – это словообразование за последнее время стало одним из ключевых в разговорах о миссионерской активности Церкви. Действительно, удивительно и даже уму непостижимо как православное духовенство смогло обратить свой взор в сторону такого далеко не однозначного культурного пласта как «рок». Ведь совсем еще недавно иной словесной пары кроме как «сатанизм» к этому современному культурному явлению никто и подобрать не мог и вдруг такая забота и внимание. Конечно, когда что-то сильно долго не любят, а потом начинают любить – всегда начинаются перегибы. И сегодня уже мы тешим себя иллюзиями о том, что как только мы организуем рок-концерт, пригласим батюшку для проповеди, как быстренько вся наша дорогая и нецерковная молодежь воцерковится и станет прилежно посещать храмы. Увы, увы…
В отношениях с Богом ничего «вдруг» не бывает. Конечно, Господь и ожесточенные сердца может наполнить любовью, но эти сердца должны быть расположены к поиску Правды, даже если пока за Правду воспринимается нечто противоположное. И здесь одними технологиями не поможешь. Вообще одна из большущих проблем нашего миссионерства заключается в излишнем уповании на некую технологичность миссионерского процесса. Дайте нам миссионерские технологии и завтра мы обратим пол-России! Понятно, что общие правила работы с людьми могут и даже должны существовать, но проповедник не может ждать от своей деятельности эффекта «волшебной палочки», махнув которой получаешь из панка – монаха, из гота – послушника монастыря.
Наверняка весть о том, что все люди разные, не будет новой для каждого из нас. Разность человеческих предпочтений – это данность, которую мы совершенно не в состоянии изменить и которую мы должны не просто принять, но и попытаться немного понять. Одна из главнейших причин конфликта поколений – это проблема непонимания и совершенной неспособности слышать другого человека. Не всегда (да и чаще всего) с тем или иным выбором молодого человека необходимо соглашаться, но всегда мы должны выстраивать свои взаимоотношения так, чтобы чувствовалось, что мы видим в человеке человека. И, конечно, совершенно неприемлемы и недопустимы заигрывания и панибратство, которые мнимо стирают границы между поколениями, наполняя взаимоотношения мутью мыльных пузырей, рассеивающихся при малейшем дуновении.
Как бы мы не любили представителей тех или иных молодежных субкультур, но они нас учат очень важной составляющей всех наших церковных инициатив – недопустимости фальши. Фальшь очень чутко ощущается молодежью и если мы дадим повод к тому, чтобы нас заподозрили в фальшивых интонациях, все наши благие устремления вменятся в ничто.
Конечно, мы должны понимать, что субкультуры привлекают не только ту часть молодых людей, которые пытаются распознать Истину, очень часто они ведут за собой и тех, кто от этой Истины сознательно бежит и даже ей противится. Поэтому всегда важна осмотрительность, осторожность и ответственность. Но православным христианам порой не хватает выдержки, если мы однажды поняли, что жизнь без Бога и Церкви немыслима, это не означает, что все вокруг обязаны понять то же самое. «Все остальные» начнут это понимать, если смогут увидеть в этом Смысл, а для того, чтобы кто-то его смог увидеть, нужно уметь его показать. Вера не доказывается, а показывается, показывается, прежде всего, своим собственным примером, который гораздо красноречивей многих правильных слов.
И еще, не нужно думать, что как только мы начнем обращать к истинной вере всех и вся, все и вся послушают нас и пойдут за нами. Не думаю, что современная церковная действительность будет изобиловать примерами массовых обращений, положительные результаты будут единичны, хотя от этого значимость их не умалится. Но, невзирая на это мы должны понимать, что наш мир, в котором мы живем – это мир людей. В любом панке, хиппи и готе нужно научиться видеть человека, который может совершенно не воспринимать тебя адекватно, но от этого не должна страдать твоя собственная адекватность. Давайте будем созидать этот мир любовью, а не мыльными пузырями.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Согласен, что привлекать людей в православие необходимо высокими личными качествами, а не пытаться спуститься вниз и встать на одну ступеньку духовной лествицы.
- ↓