Включиться в человека
Блуд, увлечение колдовством – что еще не считают грехом захожане? И как здесь быть священнику? Размышляет протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник».
Недавно я беседовал с одной молодой женщиной, которая так бестолково строит свою жизнь, что это выглядит безумием, и я ей сказал: «Ну что ты за дура!» И она на это совершенно не обиделась, наоборот, услышала то, что хотел в итоге донести до нее. Просто так разговор складывался, что я понял – так можно и нужно ей сказать. А другому невозможно сказать подобное даже в гораздо более мягких формулировках.
Но это – эксклюзивная ситуация, суперисключительный случай, и я позволил себе подобное, кажется, первый раз в жизни. В принципе, священник не имеет права так обращаться с прихожанами. Во всех остальных случаях я стараюсь вообще с людьми разговаривать только на «вы» и максимально уважительно.
В той ситуации я не ошибся, а ведь мог, и в итоге сделал бы только хуже.
Временами бывает – случайные, поверхностно сказанные слова оказываются более нужными. Получается, священник становится орудием Божьим и Господь, помимо даже его воли, может правильно направить захожанина. «Батюшка, ваши слова перевернули мою жизнь», – иногда слышишь и не можешь вспомнить, что же ты сказал, ведь вроде бы ничего значительного, продуманного и не говорил. А бывает наоборот, ты включаешься в человека, пытаешься что-то сделать, и всё или портишь, или, по крайней мере, твои усилия ни к чему не приводят.
Единственное, что может распространяться на все случаи – священник не должен отмахнуться от пришедшего к нему человека, отговориться формальной фразой. Он просто не имеет права себя вести так, как те самые легендарные бабушки за свечным ящиком из девяностых, которых все боялись и которые отпугивали захожан от храма.
Другой вопрос, что они могут действительно начать меняться, а могут махнуть рукой: мало ли что там батюшка сказал. И это уже их дело.
Чаще с вновь пришедшими серьезно разговаривать приходится именно по поводу блудных грехов. Чуть реже, но тоже не редко возникают беседы по поводу всевозможных целителей. По поводу блуда не всегда бывает легко объяснить людям, почему это грех. «Мы же никому не мешаем, Богу жалко, что ли?» – такие возражения часто слышит священник.
«У него ж иконы дома, он молится, людям помогает», – обычно говорят во втором случае, с колдовством. Непростые беседы возникают, когда человек убежден, что тот, к кому он обращается (колдун, экстрасенс и так далее) – на стороне добра, он за Бога. Священнику могут процитировать и что-нибудь по поводу ответа Христа фарисеям, которые обвиняли Господа в том, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского. Да, непростые бывают разговоры. И их лучше проводить отдельно, не на исповеди.
Я вообще в своей практике стараюсь отделить исповедь от такого рода духовной беседы. И, как правило, если на исповеди вскрывается какое-то такое несогласие человека, неготовность каяться сразу, какой-то внутренний вопрос, неудовлетворенность, предлагаю поговорить отдельно, или после службы, или в какой-то другой день.
В житии Антония Великого сказано, как он стоял в церкви и услышал слова Евангелия, что нужно оставить всё и следовать за Богом. Раньше он эти слова тоже тысячу раз слышал: в храм-то он ходил. А потом они его вдруг так поразили, что он тут же вышел из храма и больше уже никуда не заходил, всё оставил и ушел в пустыню.
Поэтому точно так же, в принципе, и через священника чудеса случаются с захожанами. Причем чаще, как это ни удивительно, чем с прихожанами, регулярно подходящими к таинствам.
Что ты за дура!
Можно строгостью человека подвигнуть к изменению жизни, а можно – отпугнуть. И наоборот, можно помочь мягкостью и – навредить. Здесь «работает» в значительной степени опыт священника, его интуиция. И, конечно, помощь Божия, да и вообще промысел Божий об этом человеке – он священнику может подсказать, как правильно повести себя с ним.Недавно я беседовал с одной молодой женщиной, которая так бестолково строит свою жизнь, что это выглядит безумием, и я ей сказал: «Ну что ты за дура!» И она на это совершенно не обиделась, наоборот, услышала то, что хотел в итоге донести до нее. Просто так разговор складывался, что я понял – так можно и нужно ей сказать. А другому невозможно сказать подобное даже в гораздо более мягких формулировках.
Но это – эксклюзивная ситуация, суперисключительный случай, и я позволил себе подобное, кажется, первый раз в жизни. В принципе, священник не имеет права так обращаться с прихожанами. Во всех остальных случаях я стараюсь вообще с людьми разговаривать только на «вы» и максимально уважительно.
В той ситуации я не ошибся, а ведь мог, и в итоге сделал бы только хуже.
Включиться в человека
Здесь вообще много нюансов. Священник может глубоко вникнуть в ситуацию, у него может быть время, расположение с этим человеком поговорить. Но он также может быть сильно усталым, торопиться и ответить не глубоко. И даже непонятно иногда, что лучше.Временами бывает – случайные, поверхностно сказанные слова оказываются более нужными. Получается, священник становится орудием Божьим и Господь, помимо даже его воли, может правильно направить захожанина. «Батюшка, ваши слова перевернули мою жизнь», – иногда слышишь и не можешь вспомнить, что же ты сказал, ведь вроде бы ничего значительного, продуманного и не говорил. А бывает наоборот, ты включаешься в человека, пытаешься что-то сделать, и всё или портишь, или, по крайней мере, твои усилия ни к чему не приводят.
Единственное, что может распространяться на все случаи – священник не должен отмахнуться от пришедшего к нему человека, отговориться формальной фразой. Он просто не имеет права себя вести так, как те самые легендарные бабушки за свечным ящиком из девяностых, которых все боялись и которые отпугивали захожан от храма.
Непростые беседы
Нередко захожане приносят с собой грехи, которые они и не считают таковыми. Например, блуд или мелкое колдовство – вера в приметы, гороскопы и прочее. Но никаких конфликтных ситуаций у священника здесь не возникает. Ты говоришь, объясняешь про этот грех, люди слушают, отвечают, что всё понятно.Другой вопрос, что они могут действительно начать меняться, а могут махнуть рукой: мало ли что там батюшка сказал. И это уже их дело.
Чаще с вновь пришедшими серьезно разговаривать приходится именно по поводу блудных грехов. Чуть реже, но тоже не редко возникают беседы по поводу всевозможных целителей. По поводу блуда не всегда бывает легко объяснить людям, почему это грех. «Мы же никому не мешаем, Богу жалко, что ли?» – такие возражения часто слышит священник.
«У него ж иконы дома, он молится, людям помогает», – обычно говорят во втором случае, с колдовством. Непростые беседы возникают, когда человек убежден, что тот, к кому он обращается (колдун, экстрасенс и так далее) – на стороне добра, он за Бога. Священнику могут процитировать и что-нибудь по поводу ответа Христа фарисеям, которые обвиняли Господа в том, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского. Да, непростые бывают разговоры. И их лучше проводить отдельно, не на исповеди.
Я вообще в своей практике стараюсь отделить исповедь от такого рода духовной беседы. И, как правило, если на исповеди вскрывается какое-то такое несогласие человека, неготовность каяться сразу, какой-то внутренний вопрос, неудовлетворенность, предлагаю поговорить отдельно, или после службы, или в какой-то другой день.
Работа Бога
Вот мы размышляем, как священнику себя правильно вести, что делать, чтобы помочь человеку, который редко ходит в храм. Но в жизни священника бывает тот момент, о котором я уже говорил – когда ты вроде бы хочешь одно, а получаешь другое. И это не обязательно оттого, что ты плохой священник или, наоборот, хороший, а потому, что Господь действует. У человека, пришедшего в храм, – с Богом уже свои личные отношения, а священник просто где-то рядышком находится, чтобы помочь. И, бывает, эта помощь идет от батюшки помимо его мыслей о правильной помощи. В итоге, человека впечатляет именно то, что священник сказал между делом.В житии Антония Великого сказано, как он стоял в церкви и услышал слова Евангелия, что нужно оставить всё и следовать за Богом. Раньше он эти слова тоже тысячу раз слышал: в храм-то он ходил. А потом они его вдруг так поразили, что он тут же вышел из храма и больше уже никуда не заходил, всё оставил и ушел в пустыню.
Поэтому точно так же, в принципе, и через священника чудеса случаются с захожанами. Причем чаще, как это ни удивительно, чем с прихожанами, регулярно подходящими к таинствам.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.