Нужно ли принимать крещение, чтобы спастись?
С этим вопросом мы похожи на молодого человека, который думает: «Обязательно ли мне тратиться на цветы, чтобы убедить ее выйти за меня замуж?» Когда речь идет о самом важном в жизни, экономить усилия просто нелепо, считает Сергей Худиев.
Когда читаешь Евангелие, невозможно не заметить, что Господь часто отвечает вопросом на вопрос, спрашивает собеседника, вместо того чтобы выдать аккуратное богословское объяснение. Он побуждает людей думать — и заглядывать в их собственные души. И эти Его вопросы часто можно свести к двум: «Веришь ли ты?», например, «Ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин. 9:35), и «Чего ты хочешь?», например, «Чего вы хотите от Меня?» (Мф. 20:32).
Так и вопрос о Крещении и спасении связан с двумя другими: «Веришь ли ты в вечное спасение?» и «Хочешь ли ты его?».
Если вечное спасение реально, то это самое важное, что только вообще может быть. Представьте себе, что все это реальность: вы созданы любящим Богом для вечной радости, любви, славы и красоты, превосходящей все, что мы только можем помыслить здесь, на земле. Что все доброе, хорошее, достойное и прекрасное, что мы знаем здесь, на земле, есть далекие отблески вечного света, в который мы можем войти — и в который нас зовут войти. Что все земные скорби и горести обернутся безмерной славой и утешением, что глубочайшие потребности нашего сердца — настолько глубокие, что мы сами часто не смеем в них сознаться — будут удовлетворены, и мы будем вечно, бесконечно счастливы.
Но если мы решаемся поверить в любящего Бога, и в вечное блаженство, и в небесный град Иерусалим, то у нашей жизни есть цель и смысл — добраться туда. А самое большое несчастье, которое может с нами случиться, — это туда не попасть.
И в этом контексте вопрос «Обязательно ли мне совершать те или иные поступки, направленные на поиски вечного спасения — креститься, изменять образ жизни, присоединяться к Церкви?» просто теряет смысл. Если речь идет о чем-то настолько важном, вы не ищете экономного пути, который позволял бы вам добраться до цели с наименьшим приложением усилий. Вы ищете надежного пути.
Представьте себе молодого человека, который задается вопросом: «Обязательно ли мне тратиться на цветы, подарки и билеты в кино, чтобы убедить ее выйти за меня замуж?» Он будет выглядеть довольно странно — как будто он не понимает, что брак — это важно, и что счастье всей его жизни стоит в любом случае намного дороже, чем цветы или билеты.
Люди экономят усилия на чем-то, что они не считают важным. Получится — хорошо, не получится — ну, не очень-то и хотелось.
Но если речь идет о вечном спасении, экономить усилия и спрашивать: «Могу ли я обойтись без Крещения» просто нелепо. Даже если бы речь шла о нашей временной жизни — например, об опасной болезни — нам бы не пришло в голову ставить вопрос «Как бы нам исцелиться дешевле». Нас бы интересовало, как нам исцелиться наверняка.
Если это так — а это так — то вопрос о Крещении передо мной ставит не Церковь как группа людей, а Он сам. Творец и Владыка этого мироздания стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха, прожил человеческую жизнь и принял человеческую смерть — страшную смерть — ради моего спасения.
Как я могу отозваться на это? Принять Его дар тем образом, который Он сам установил. Креститься и войти в Его Церковь.
Невозможно признавать Иисуса Христа Господом и Богом и игнорировать Его повеление — которое вовсе не является невыполнимо трудным.Молодые люди, которые вступают в брак, обмениваются кольцами — и этот обряд не кажется им утомительным. Люди, желающие принять гражданство страны, совершают все положенные законами этой страны действия, и делают это охотно — потому что они действительно хотят в эту страну попасть.
Человек, который уверовал во Христа, приступает к Крещению — и было бы очень странно, если бы он этого не делал.
Но за вопросом «Обязательно ли креститься» может стоять и еще один вопрос — все ли некрещеные люди гарантированно погибли. Мы можем точно сказать, что не все — благоразумный разбойник не был крещен, не были крещены и некоторые мученики, которые просто не успели — их убили раньше, чем они приступили к Таинству.
Но, вообще говоря, не наше дело распределять места в раю и в аду. Одно можно сказать определенно — чтобы обрести вечное спасение, надо его хотеть. Это — абсолютно неизбежное условие. А если вы его хотите, вы принимаете Крещение.
Веришь и хочешь ли ты спасения
«Обязательно ли креститься, чтобы обрести вечное спасение?» — это вопрос, который появляется часто, и недавно я встретил его еще раз. Если отвечать на него одним словом — то да, обязательно. Но это одно слово оставляет за кадром еще ряд вопросов, которые тут неизбежно возникают — и их стоит рассмотреть подробнее.Когда читаешь Евангелие, невозможно не заметить, что Господь часто отвечает вопросом на вопрос, спрашивает собеседника, вместо того чтобы выдать аккуратное богословское объяснение. Он побуждает людей думать — и заглядывать в их собственные души. И эти Его вопросы часто можно свести к двум: «Веришь ли ты?», например, «Ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин. 9:35), и «Чего ты хочешь?», например, «Чего вы хотите от Меня?» (Мф. 20:32).
Так и вопрос о Крещении и спасении связан с двумя другими: «Веришь ли ты в вечное спасение?» и «Хочешь ли ты его?».
Если вечное спасение реально, то это самое важное, что только вообще может быть. Представьте себе, что все это реальность: вы созданы любящим Богом для вечной радости, любви, славы и красоты, превосходящей все, что мы только можем помыслить здесь, на земле. Что все доброе, хорошее, достойное и прекрасное, что мы знаем здесь, на земле, есть далекие отблески вечного света, в который мы можем войти — и в который нас зовут войти. Что все земные скорби и горести обернутся безмерной славой и утешением, что глубочайшие потребности нашего сердца — настолько глубокие, что мы сами часто не смеем в них сознаться — будут удовлетворены, и мы будем вечно, бесконечно счастливы.
Если речь идет о самом важном, мы не ищем экономного пути
Конечно, можно не верить в это — можно с горькой усмешкой считать, что вера в небесное спасение просто выдумана людьми, которые хотели как-то утешить себя перед лицом унылой реальности. Можно считать, что любовь — это просто гормон окситоцин, музыка — это просто звуковые колебания, мысль — это просто электрохимические процессы в коре головного мозга, и все, что нам предстоит, — это, в самом благополучном случае, неизбежное изветшание, старость и небытие. Можно считать, что наш жизненный путь не ведет никуда.Но если мы решаемся поверить в любящего Бога, и в вечное блаженство, и в небесный град Иерусалим, то у нашей жизни есть цель и смысл — добраться туда. А самое большое несчастье, которое может с нами случиться, — это туда не попасть.
И в этом контексте вопрос «Обязательно ли мне совершать те или иные поступки, направленные на поиски вечного спасения — креститься, изменять образ жизни, присоединяться к Церкви?» просто теряет смысл. Если речь идет о чем-то настолько важном, вы не ищете экономного пути, который позволял бы вам добраться до цели с наименьшим приложением усилий. Вы ищете надежного пути.
Представьте себе молодого человека, который задается вопросом: «Обязательно ли мне тратиться на цветы, подарки и билеты в кино, чтобы убедить ее выйти за меня замуж?» Он будет выглядеть довольно странно — как будто он не понимает, что брак — это важно, и что счастье всей его жизни стоит в любом случае намного дороже, чем цветы или билеты.
Люди экономят усилия на чем-то, что они не считают важным. Получится — хорошо, не получится — ну, не очень-то и хотелось.
Но если речь идет о вечном спасении, экономить усилия и спрашивать: «Могу ли я обойтись без Крещения» просто нелепо. Даже если бы речь шла о нашей временной жизни — например, об опасной болезни — нам бы не пришло в голову ставить вопрос «Как бы нам исцелиться дешевле». Нас бы интересовало, как нам исцелиться наверняка.
Вопрос о Крещении передо мной ставит Христос
Еще один вопрос, на который мы должны себе ответить: является ли Иисус Спасителем? Правду ли Он говорит о Себе в Евангелии? Действительно ли Он тот, за кого он Себя выдавал — Бог, Спаситель, Судия, Единственный, Кто может дать нам жизнь вечную и блаженную?Если это так — а это так — то вопрос о Крещении передо мной ставит не Церковь как группа людей, а Он сам. Творец и Владыка этого мироздания стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха, прожил человеческую жизнь и принял человеческую смерть — страшную смерть — ради моего спасения.
Как я могу отозваться на это? Принять Его дар тем образом, который Он сам установил. Креститься и войти в Его Церковь.
Невозможно признавать Иисуса Христа Господом и Богом и игнорировать Его повеление — которое вовсе не является невыполнимо трудным.Молодые люди, которые вступают в брак, обмениваются кольцами — и этот обряд не кажется им утомительным. Люди, желающие принять гражданство страны, совершают все положенные законами этой страны действия, и делают это охотно — потому что они действительно хотят в эту страну попасть.
Человек, который уверовал во Христа, приступает к Крещению — и было бы очень странно, если бы он этого не делал.
Но за вопросом «Обязательно ли креститься» может стоять и еще один вопрос — все ли некрещеные люди гарантированно погибли. Мы можем точно сказать, что не все — благоразумный разбойник не был крещен, не были крещены и некоторые мученики, которые просто не успели — их убили раньше, чем они приступили к Таинству.
Но, вообще говоря, не наше дело распределять места в раю и в аду. Одно можно сказать определенно — чтобы обрести вечное спасение, надо его хотеть. Это — абсолютно неизбежное условие. А если вы его хотите, вы принимаете Крещение.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.