Иоанн Златоуст и его Литургия

На всех языках, на которых проповедано Православие, совершается Божественная литургия Иоанна Златоустого. И чаще всего в течение года именно она собирает всех нас вместе около чаши с Телом и Кровью Христовыми. Божественная литургия – это самое важное богослужение Церкви, это самое важное событие для человека, принявшего крещение, и залог спасения.




Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня для всех нас особая радость: в этот воскресный день мы не только празднуем Воскресение Христово, встречаем воскресшего Христа и славим Его, и соединяемся с Ним, но еще вспоминаем память великого святого Церкви Христовой, ученика и последователя, учителя Церкви, великого подвижника, богослова и проповедника ‒ святителя Иоанна Златоуста.
Это был человек, который всю жизнь свою без остатка, все великие дары и таланты, которые он получил от Творца, отдал на служение своему Божественному Учителю, Господу нашему Иисусу Христу, на созидание, на защиту, на построение Его Церкви, на укрепление этого божественного организма и защиту его от ересей, расколов и лжеучений.
В юности оставшись без отца, с одной матерью, он предался изучению самых высоких тогдашних знаний: его учителями были и философы, и христианские подвижники. А когда его мать отошла ко Господу, он раздал все свое имение и удалился на подвиги в пустыню, и долгое время там жил вместе с такими же отшельниками, друзьями и братьями его по этому труду и этой борьбе, и подвизался в безмолвии, в посте и в молитве, избегая всячески человеческой славы и почета, и даже служения, которое уже хотели ему поручить и готовили в Церкви. Но долго он не мог избегать этого служения, и несмотря на то, что уже совершил много подвигов, написал прекрасные апологетические творения, Церковь призвала его к еще более высокому служению, и он был избран архиереем. А со временем стал и архиереем на Константинопольской кафедре. И там с любовью, с подвигом, с кротостью наставлял людей Божиих, Церковь, созидал ее, устроял.
Великое множество творений оставил этот человек, редко какой еще подвижник может сравниться с ним: он был и апологетом, и толкователем Священного Писания, писал на разные темы поучения, которые до сих пор по Уставу должны читаться во время богослужения в церкви. Вспомните прекрасное его «Слово на Воскресение Христово», которое по всему миру неотложно читается на этот праздник. Таких сочинений очень много. Но самый главный, наверное, его труд – то, с чем все мы имеем непосредственное общение и что всем нам служит во спасение, ‒ это Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста.
Он не был ее творцом в прямом смысле, до него уже были подвижники, которые составляли этот чин годами и веками, но он выступил редактором – то есть он ее обновил, поправил, зная уже на своем личном опыте, что нужно для Церкви и для слабого, но ищущего спасения человека. И с тех пор, с IV века, эта литургия неотложно служится практически на всех языках мира. На всех языках, на которых проповедано Православие, совершается Божественная литургия Иоанна Златоуста, и чаще всего в течение года именно она собирает всех нас вместе около Чаши с Телом и Кровью Христовой.
Божественная литургия – это самое важное богослужение в Церкви, это самое важное событие для человека, принявшего Крещение и залог спасения в таинстве Крещения, это таинство приобщения Телу и Крови Христовой, которое происходит за Божественной литургией.
И с ужасом мы видим, как очень многие христиане так до сих пор этого и не поняли и не могут осознать. А мы сами прилагаем слишком мало усилий для того, чтобы весь мир узнал о том, как важно для спасения души каждого христианина участие в Божественной литургии. Нет ничего выше, нет ничего сильнее, нет ничего важнее в этот день, чем собраться и встретиться с Господом нашим Иисусом Христом и соединиться с Ним неотлучно, слиться с Ним и в молитве, и в причащении Святых Христовых Тайн.
Иоанн Златоуст особо говорил о Причастии. Он говорил, что человек, причащаясь, соединяясь со Христом в Причастии, является телом, и это тело обретает Главу. То есть человек, который не причащается Тела и Крови Христовой, не может быть полноценным человеком и христианином, он ‒ как тело без головы. Все мы – тело Христово, а Глава нам – Христос, соединяясь с Его Божественной Кровью, которой Он омыл наши грехи и искупил этот мир, ‒ эту Кровь Господь подает нам сегодня, возвращает её, для того, чтобы мы с Ним слились полностью. Когда человек любит что-то в этом мире, или какого-то человека, или какое-то явление, он как бы сливается с ним, он стремится к тому, чтобы стать с ним единым телом. Так и христиане призваны стремиться к тому, чтобы стремиться слиться со Христом в таинстве Причастия Тела и Крови Христовой. Это, с одной стороны, так просто, а с другой стороны, непостижимо, и для этого требуется смирение, любовь, и кротость, и послушание Церкви Христовой, подобное тому, которое всю жизнь являл божественный учитель, золотые уста которого проповедовали истину и спасение.
Святитель говорит о том, что из алтаря во время литургии, как из рая, вытекают реки Божественной Истины, и около этого источника собираются ангелы, слетаются, подобно тому, как около источника живительной воды собираются олени в пустыне. Так собираются ангелы, архангелы, святые, и мы вместе с ними собираемся возле этого источника, чтобы напитаться Божественной Истины, чтобы укрепиться, чтобы душа наша, изможденная, иссохшая в пустыне греха, обожженная стрелами дьявола, напиталась этой Божественной воды ‒ Крови Христовой, Тела Его, и жила, и была жива в Жизни Вечной, и была нераздельной со Христом и со всеми святыми. Иоанн Златоуст и такой образ подает христиан, которым Господь позволяет устами своими прикасаться к Своему Телу.
Он говорит, обращаясь к причащающимся христианам: приобщившись Тела и Крови Христовой, вы становитесь как львы, которых боится дьявол, и его слуги разбегаются в ужасе и страхе. Вот какая сила и какая благодать непобедимая дана всем нам, христианам, и сколько сил, сколько энергии, сколько подвигов понес Иоанн Златоуст, для того чтобы до нас, глухих, сопротивляющихся, робких, трусливых, но все же ищущих спасения, донести эту истину. Приобщаясь Тела и Крови Христовых, будем воздавать хвалу Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Творцу неба и земли, и великим подвижникам, и святителю Иоанну Златоусту, его же молитвами Господь помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.
« Европа, в которую можно верить
В Петрозаводске построят старообрядческую церковь »
  • +1

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.