Если муж - тиран
Как понять, что муж – тиран, и что делать, если насилие стало частью вашей жизни – предлагаем вам главу из книги Светланы Морозовой «Немые слезы. Книга для тех, кто хочет избавиться от давления и напряжения в семье», вышедшей недавно в издательстве «Никея».
Но разве именно такая семья — не то, что установлено Богом? Может быть, если женщина вышла замуж за тиранического мужа, то единственное, что ей остается, это молчать, повиноваться и терпеть? В православной литературе можно найти немало подтверждений такой точки зрения; да и от священников иногда приходится слышать о необходимости смирять жену.
Однако православный человек не обязан некритично им следовать: даже у святых можно найти и разные мнения по одному и тому же вопросу, и утверждения, впоследствии отвергнутые Церковью.
Абсолютным авторитетом обладает только Евангелие. И в последнее время все чаще говорится о том, что семейное насилие ему противоречит.Вот что пишет на эту тему Сергей Худиев — богослов, публицист, ведущий радиопередачи «Христианство: трудные вопросы» и редактор раздела «Вера» в православном журнале «Фома»: «Библия действительно иерархична — как иерархично мироздание, — но совершенно в ином смысле. Митрополит Антоний Сурожский где-то обращает внимание на то, что евангельская иерархия — это иерархия перевернутая.
Как сказано в Евангелии, „Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих“ (Мк. 10:42–45).
Христос умывает ноги своим ученикам: „Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам“ (Ин. 13:13–15).
Власть мужа в семье, домашней Церкви, как и любая власть в Церкви, подобна власти Христа. Как говорит апостол: „Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее“ (Еф. 5:22–25).
Мужское доминирование в семье проявляется в том, что муж подражает Тому, кто один есть Dominus, Господь. И состоит оно в том, чтобы мыть жене ноги и служить ей до положения жизни, и при этом кротко и терпеливо сносить ее недостатки. Это верно и по отношению к другим видам иерархии — отношения священника к пастве, например. Это трудно, а без благодати Божией неисполнимо. Но „быть главой“ в библейском смысле означает именно это.
Современная тенденция к выравниванию не верна, но она является реакцией на грех угнетения, подавления и эксплуатации, который часто проявляется даже в семье. Нельзя возражать феминизму, пытаясь утвердить домострой — потому что феминизм кругом неправ. Но вот в чем он прав, так это в реакции на домострой, на ситуацию, когда абсолютно неевангельское — и просто бессовестное — отношение к женщине объявляется чем-то священным.
Писание же, напротив, требует оказывать женам честь — и предупреждает, что отказ делать это полагает преграду в отношениях с Богом. „Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах“ (1 Пет. 3:7)»1.
Нам иногда пытаются внушить, что тираническая семья хороша тем, что женщина в ней, претерпев до конца, получит мученический венец: «Христос терпел и нам велел»… Однако напомним, что Христа распяли члены Синедриона и римские власти. Разве они были христианами? Так отчего же христиане внутри одной семьи играют в странную игру, где один человек уподобляется Христу, а другой, согласно логике, Его мучителю? Неужели Христос призвал Своих учеников терзать, бить, убивать друг друга? Нет, наоборот, Он сказал: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:34–35).
Ситуация семейного насилия далека от следования этому указанию: любя Своих учеников, Христос никого из них не казнил и не терзал, напротив, ради них Он взошел на крест.
Но как же тогда понимать знаменитое изречение «Жена да убоится мужа своего»? Дело даже не в том, что греческий глагол phobitai имеет несколько значений, в том числе — чтить, уважать, заботиться; вечная беда всех вырванных из контекста цитат в том, что их можно перетолковать как угодно, вплоть до изменения смысла на противоположный.
Давайте же посмотрим, что в действительности написал апостол Павел: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5:22–33).
Домашний тиран требует повиновения от жены, но разве сам он исполнил повеление любить ее, как самого себя? То, как он обращается с ней, напоминает скорее ненависть, чем любовь; на «питать и греть» его действия совсем не похожи. И какая, спрашивается, может быть «одна плоть», если одна ее часть бьет вторую, наносит ей раны, пугает, доводит до сумасшествия? Если муж не выполняет свою часть обязательств, жена свободна от выполнения своей.
Апостол Павел вообще не сторонник прав без обязанностей; у него и указание: Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу, дополняется другим, симметричным: Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол. 3:20–21). Свои обязанности есть как у жены перед мужем, так и у мужа перед женой, как у детей перед родителями, так и у родителей перед детьми; и всегда и во всем главный принцип — любовь.
Если же мужчина добивается безраздельной тиранической власти, мы имеем дело с имитацией слов Христа и апостолов. Вне зависимости от того, сколько в этом доме молятся и причащаются, перед нами не воплощение образа христианской семьи, а его искажение.«Но даже если тиран поступает плохо, то для твоей души это хорошо: он учит тебя смирению, сознанию твоей ничтожности», — тоже частый довод, который убеждает верующую женщину оставаться в ситуации семейного насилия. Только вот это состояние «я хуже всех», которое ложно отождествляется со смирением, — так ли оно хорошо и правильно для тех, ради кого Христос пришел на землю? Если я самый мерзкий, отвратительный и ничтожный, значит, я не люблю себя, а если я себя ненавижу, то разве я могу любить ближнего, как самого себя? Домашний тиран доводит свою женщину до самой настоящей самоненависти, что проявляется в аутоагрессии (попытки самоубийства, алкоголизма и др.), — каких же плодов любви здесь можно ждать?
Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков, — призывал коринфских христиан апостол Павел (1 Кор. 7:23). Подчинение домашней тирании — это бессмысленное рабство, не несущее никакого позитивного смысла и причиняющее много страданий не только жертве, но и зависящим от нее близким, в том числе детям.
Но разве именно такая семья — не то, что установлено Богом? Может быть, если женщина вышла замуж за тиранического мужа, то единственное, что ей остается, это молчать, повиноваться и терпеть? В православной литературе можно найти немало подтверждений такой точки зрения; да и от священников иногда приходится слышать о необходимости смирять жену.
Однако православный человек не обязан некритично им следовать: даже у святых можно найти и разные мнения по одному и тому же вопросу, и утверждения, впоследствии отвергнутые Церковью.
Абсолютным авторитетом обладает только Евангелие. И в последнее время все чаще говорится о том, что семейное насилие ему противоречит.Вот что пишет на эту тему Сергей Худиев — богослов, публицист, ведущий радиопередачи «Христианство: трудные вопросы» и редактор раздела «Вера» в православном журнале «Фома»: «Библия действительно иерархична — как иерархично мироздание, — но совершенно в ином смысле. Митрополит Антоний Сурожский где-то обращает внимание на то, что евангельская иерархия — это иерархия перевернутая.
Как сказано в Евангелии, „Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих“ (Мк. 10:42–45).
Христос умывает ноги своим ученикам: „Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам“ (Ин. 13:13–15).
Власть мужа в семье, домашней Церкви, как и любая власть в Церкви, подобна власти Христа. Как говорит апостол: „Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее“ (Еф. 5:22–25).
Мужское доминирование в семье проявляется в том, что муж подражает Тому, кто один есть Dominus, Господь. И состоит оно в том, чтобы мыть жене ноги и служить ей до положения жизни, и при этом кротко и терпеливо сносить ее недостатки. Это верно и по отношению к другим видам иерархии — отношения священника к пастве, например. Это трудно, а без благодати Божией неисполнимо. Но „быть главой“ в библейском смысле означает именно это.
Современная тенденция к выравниванию не верна, но она является реакцией на грех угнетения, подавления и эксплуатации, который часто проявляется даже в семье. Нельзя возражать феминизму, пытаясь утвердить домострой — потому что феминизм кругом неправ. Но вот в чем он прав, так это в реакции на домострой, на ситуацию, когда абсолютно неевангельское — и просто бессовестное — отношение к женщине объявляется чем-то священным.
Писание же, напротив, требует оказывать женам честь — и предупреждает, что отказ делать это полагает преграду в отношениях с Богом. „Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах“ (1 Пет. 3:7)»1.
Нам иногда пытаются внушить, что тираническая семья хороша тем, что женщина в ней, претерпев до конца, получит мученический венец: «Христос терпел и нам велел»… Однако напомним, что Христа распяли члены Синедриона и римские власти. Разве они были христианами? Так отчего же христиане внутри одной семьи играют в странную игру, где один человек уподобляется Христу, а другой, согласно логике, Его мучителю? Неужели Христос призвал Своих учеников терзать, бить, убивать друг друга? Нет, наоборот, Он сказал: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:34–35).
Ситуация семейного насилия далека от следования этому указанию: любя Своих учеников, Христос никого из них не казнил и не терзал, напротив, ради них Он взошел на крест.
Но как же тогда понимать знаменитое изречение «Жена да убоится мужа своего»? Дело даже не в том, что греческий глагол phobitai имеет несколько значений, в том числе — чтить, уважать, заботиться; вечная беда всех вырванных из контекста цитат в том, что их можно перетолковать как угодно, вплоть до изменения смысла на противоположный.
Давайте же посмотрим, что в действительности написал апостол Павел: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5:22–33).
Домашний тиран требует повиновения от жены, но разве сам он исполнил повеление любить ее, как самого себя? То, как он обращается с ней, напоминает скорее ненависть, чем любовь; на «питать и греть» его действия совсем не похожи. И какая, спрашивается, может быть «одна плоть», если одна ее часть бьет вторую, наносит ей раны, пугает, доводит до сумасшествия? Если муж не выполняет свою часть обязательств, жена свободна от выполнения своей.
Апостол Павел вообще не сторонник прав без обязанностей; у него и указание: Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу, дополняется другим, симметричным: Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол. 3:20–21). Свои обязанности есть как у жены перед мужем, так и у мужа перед женой, как у детей перед родителями, так и у родителей перед детьми; и всегда и во всем главный принцип — любовь.
Если же мужчина добивается безраздельной тиранической власти, мы имеем дело с имитацией слов Христа и апостолов. Вне зависимости от того, сколько в этом доме молятся и причащаются, перед нами не воплощение образа христианской семьи, а его искажение.«Но даже если тиран поступает плохо, то для твоей души это хорошо: он учит тебя смирению, сознанию твоей ничтожности», — тоже частый довод, который убеждает верующую женщину оставаться в ситуации семейного насилия. Только вот это состояние «я хуже всех», которое ложно отождествляется со смирением, — так ли оно хорошо и правильно для тех, ради кого Христос пришел на землю? Если я самый мерзкий, отвратительный и ничтожный, значит, я не люблю себя, а если я себя ненавижу, то разве я могу любить ближнего, как самого себя? Домашний тиран доводит свою женщину до самой настоящей самоненависти, что проявляется в аутоагрессии (попытки самоубийства, алкоголизма и др.), — каких же плодов любви здесь можно ждать?
Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков, — призывал коринфских христиан апостол Павел (1 Кор. 7:23). Подчинение домашней тирании — это бессмысленное рабство, не несущее никакого позитивного смысла и причиняющее много страданий не только жертве, но и зависящим от нее близким, в том числе детям.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.