Церковь - не собес
«Если социальная деятельность будет сильно отвлекать от богослужебной жизни, тогда мы целиком и полностью превратимся в собесы. Перекосов ни в одну, ни в другую сторону быть не должно. Как обычно, истина где-то посередине». Начинаем дискуссию о социальной работе Церкви и православных христиан.
Рассказывает Димитрий Климов, настоятель кафедрального собора свт. Николая Чудотворца г. Калач-на-Дону Волгоградской области.
С другой, препарировать, отделять жизнь человека от его молитвы, от его поведения в церкви никак нельзя. Потому, что очевидно, – если ты веруешь, эту веру надо доказывать и делами.
Сейчас порой кажется, будто в церковной жизни мы работаем не на Господа Бога, не на свое спасение, а на какие-то отделы – на отдел социального служения, отдел тюремного попечения и так далее. Понятно, что в любой структуре должны существовать какие-то разделения и обязанности. Но когда мы называем помощь ближним социальной работой и отделяем это от обычной жизни Церкви и духовной жизни, мне кажется, поступаем не совсем правильно.
Ведь это же тоже определенное литургическое действо, когда человек оказывает кому-то помощь, идет, например, волонтером в больницы…
Это же все то же делание, которое ведет человека к спасению, то, что приносит в духовной жизни огромные плоды.
Если службы в храме почти каждый день, два часа ты служишь утром и еще два часа вечером. Между службами – требы, ты еще пытаешься хоть как-то прийти в себя, пообедать.
Много говорится о том, что у священников должны быть помощники. И по социальной работе в том числе. Но не каждый приход может позволить себе этому помощнику платить зарплату. В основном, священник, экономя финансы, все это берет на себя и, конечно же, в полном объеме со всеми обязанностями справиться не может.
Иногда вся работа оказывается формальной, в виде отчетов. Чай попили, посидели, организовали какую-то беседу, к кому-то из прихожан сходили, болящему помогли, принесли продукты. И – отчитались. Вот и вся социальная работа.
Для регулярной социальной работы нужна материальная база и у многих приходов ее просто нет.
Если социальная деятельность будет сильно отвлекать от богослужебной жизни, тогда мы целиком и полностью превратимся в собесы. Перекосов ни в одну, ни в другую сторону быть не должно. Как обычно, истина где-то посередине.
Конечно, социальная работа очень важна. Да любой священник ею и занимается. Любой священник оказывает материальную помощь людям, которые приходят и просят о помощи в каких-то сложны жизненных ситуациях. На многих приходах сейчас есть пункты раздачи вещей, одежды. У нас вот в том числе приносят одежду, мы ее приводим в порядок, стираем, смотрим какого она там состояния, качества, раздаем нуждающимся. Во многих приходах бесплатно кормят людей, которые нуждаются.
Главное не то, что человек может сразу много всяких дел делать. Важно, что человек может делать лучше всех остальных людей. И вот это надо развивать. И Церковь – тоже самое. Церковь занимается социальной работой, это в ее природе. Однако, этим, как не крути, эффективней всего все-таки занимается государство, потому что оно собирает налоги со своих граждан на эту социальную работу: помощь бедным, больным и так далее.
Церковь также занимается образованием. Ну, опять же, глобально образованием все-таки должна заниматься школа. А Церковь может делать то, что не могут ни государство, ни школа. То есть, брать на себя именно духовную деятельность: проповедь Евангелия, научение людей заповедям Христовым, богослужение. И, конечно, все-таки это должно быть главным. Хотя, повторяю, без социальной деятельности Церковь трудно себе представить.
Нет, безусловно, благоукрашение храма необходимо. Но иногда мы слишком много тратим на него. Мне кажется, что больше надо расходовать финансов – приходских, и епархиальных, – на благотворительные, социальные проекты.
И пользы от этого будет, мне кажется, больше. И Богу это угодно, и как проповедь – эффективно.
Многие люди что-то на Церковь жертвуют, и если все средства будут идти только на золочение иконостасов, то, в конце концов, никто и жертвовать не захочет. А если люди видят, что деньги идут на какую-то помощь, на социальную работу, то, думаю, средств будет даже больше.
Но, повторяю, социальной работой так или иначе занимаются в любом храме, и всем очевидно, что если только молиться, не помогая никому, то эта будет лишь внешняя оболочка…
Рассказывает Димитрий Климов, настоятель кафедрального собора свт. Николая Чудотворца г. Калач-на-Дону Волгоградской области.
Работаем на отдел
В Православной Церкви большой акцент делается на мистику, на духовность. Отношения человека с Богом выстраиваются тогда, когда он молится, приходит в храм, причащается, исповедуется. С одной стороны, это действительно самое главное.С другой, препарировать, отделять жизнь человека от его молитвы, от его поведения в церкви никак нельзя. Потому, что очевидно, – если ты веруешь, эту веру надо доказывать и делами.
Сейчас порой кажется, будто в церковной жизни мы работаем не на Господа Бога, не на свое спасение, а на какие-то отделы – на отдел социального служения, отдел тюремного попечения и так далее. Понятно, что в любой структуре должны существовать какие-то разделения и обязанности. Но когда мы называем помощь ближним социальной работой и отделяем это от обычной жизни Церкви и духовной жизни, мне кажется, поступаем не совсем правильно.
Ведь это же тоже определенное литургическое действо, когда человек оказывает кому-то помощь, идет, например, волонтером в больницы…
Это же все то же делание, которое ведет человека к спасению, то, что приносит в духовной жизни огромные плоды.
В поисках сил
Но, опять же, развитая богослужебная жизнь, объемная, во времени протяженная, акцентирует на себя все внимание и у нас, священников, уже мало внимания и сил остается для масштабной социальной работы.Если службы в храме почти каждый день, два часа ты служишь утром и еще два часа вечером. Между службами – требы, ты еще пытаешься хоть как-то прийти в себя, пообедать.
Много говорится о том, что у священников должны быть помощники. И по социальной работе в том числе. Но не каждый приход может позволить себе этому помощнику платить зарплату. В основном, священник, экономя финансы, все это берет на себя и, конечно же, в полном объеме со всеми обязанностями справиться не может.
Иногда вся работа оказывается формальной, в виде отчетов. Чай попили, посидели, организовали какую-то беседу, к кому-то из прихожан сходили, болящему помогли, принесли продукты. И – отчитались. Вот и вся социальная работа.
Для регулярной социальной работы нужна материальная база и у многих приходов ее просто нет.
Если социальная деятельность будет сильно отвлекать от богослужебной жизни, тогда мы целиком и полностью превратимся в собесы. Перекосов ни в одну, ни в другую сторону быть не должно. Как обычно, истина где-то посередине.
Конечно, социальная работа очень важна. Да любой священник ею и занимается. Любой священник оказывает материальную помощь людям, которые приходят и просят о помощи в каких-то сложны жизненных ситуациях. На многих приходах сейчас есть пункты раздачи вещей, одежды. У нас вот в том числе приносят одежду, мы ее приводим в порядок, стираем, смотрим какого она там состояния, качества, раздаем нуждающимся. Во многих приходах бесплатно кормят людей, которые нуждаются.
Оправдание перед государством
Порой социальная работа выглядит у нас как некое оправдание существования Церкви перед государством. То есть, государство иногда не понимает, а зачем нужна эта Церковь, какая от нее польза. Вот иерархи пытаются объяснить: «Ну как же, мы социальной работой занимаемся, у нас богадельни, приюты и так далее».Главное не то, что человек может сразу много всяких дел делать. Важно, что человек может делать лучше всех остальных людей. И вот это надо развивать. И Церковь – тоже самое. Церковь занимается социальной работой, это в ее природе. Однако, этим, как не крути, эффективней всего все-таки занимается государство, потому что оно собирает налоги со своих граждан на эту социальную работу: помощь бедным, больным и так далее.
Церковь также занимается образованием. Ну, опять же, глобально образованием все-таки должна заниматься школа. А Церковь может делать то, что не могут ни государство, ни школа. То есть, брать на себя именно духовную деятельность: проповедь Евангелия, научение людей заповедям Христовым, богослужение. И, конечно, все-таки это должно быть главным. Хотя, повторяю, без социальной деятельности Церковь трудно себе представить.
Иконостас или помощь другим
Когда сельский священник заходит в храм большого города, он удивляется, видя золоченые иконостасы, оклады – он же знает, сколько все стоит.Нет, безусловно, благоукрашение храма необходимо. Но иногда мы слишком много тратим на него. Мне кажется, что больше надо расходовать финансов – приходских, и епархиальных, – на благотворительные, социальные проекты.
И пользы от этого будет, мне кажется, больше. И Богу это угодно, и как проповедь – эффективно.
Многие люди что-то на Церковь жертвуют, и если все средства будут идти только на золочение иконостасов, то, в конце концов, никто и жертвовать не захочет. А если люди видят, что деньги идут на какую-то помощь, на социальную работу, то, думаю, средств будет даже больше.
Но, повторяю, социальной работой так или иначе занимаются в любом храме, и всем очевидно, что если только молиться, не помогая никому, то эта будет лишь внешняя оболочка…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.